Обзор результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас». Часть 6

Продолжаем обсуждение результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас» с, пожалуй, самого болезненного для страны вопроса – терроризма. И здесь большинство респондентов уверены в том, что Рабочая партия Курдистана (РПК) может быть побеждена силой оружия. За это высказалось 61,0% опрошенных, против – 23,7% и ещё 15,3% не имеют собственного мнения.

При этом, если смотреть в партийном разрезе, то число сторонников возможности военной победы над РПК в трёх ведущих «некурдских» движениях страны превышает 70%. В противоположность сторонники прокурдской Партии демократии народов (73,8%) уверены в обратном, то есть в том, что победа не может быть одержана силовыми методами.

Если же взглянуть на отношение к этому вопросу через призму этнической принадлежности, то за эффективность военного решения вопроса высказалось 68,3% опрошенных турок, а за невозможность 39,6% курдов.

Разница между числом считающих политику правящей Партии справедливости и развития на курдском фронте успешной и теми, кто уверен в её провальности, в 2016 году, впервые за пятилетку, стала положительной и составила 7,2%. Самым провальным годом стал 2012 г., когда был зафиксирован рекордный минус (-23,7%). Иными словами, констатируем как факт – после перехода к силовым методам решения вопроса градус одобрения руководства страны со стороны населения заметным образом вырос.

Также заметная часть населения одобряет успехи руководства страны в деле борьбы с «террористической организацией» Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО). Об её успешности заявило 45,8%, а о неуспешности – 20,3%. 33,9% опрошенных затруднились в своей позиции.

Однако, число тех, кто считает, что руководство страны эффективным образом борется с ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация) – заметно меньше, всего лишь 39,5%. Против этого высказалось 26,2% опрошенных, а затруднились при вынесении определенного суждения – 34,3%.

При этом наблюдается довольно любопытный тренд: число тех, кто считает, что ИГ представляет угрозу для Турецкой Республики в последние три года демонстрирует тенденцию к небольшому снижению. Если в 2014 году об этом заявляло 82,3% опрошенных, то в 2016 году – уже 76,1%. При этом к 2016 году выросло число неопределившихся – с нуля в 2014 году, к 2016 году оно составило 10,3%.

Далее, большинство участников опроса высказалось в поддержку участия турецких военнослужащих в вероятной операции в Ракке против ИГ. Их число составило 57,8%, в то время как против оказалось 21,3% и затруднилось с вынесением оценки – 20,9%.

Опрос 2016 года выявил снижение страха в турецких гражданах перед теоретически возможным распадом страны: если в 2015 году об этой угрозе заявляло 54,2%, то к 2016 году это число снизилось до 37,5%. К сожалению, в официально обнародованном докладе нет данных о том, как эту угрозу оценили этнические турки и курды. Однако, с точки зрения политических взглядов об угрозе распада страны больше всего говорят социал-демократы и социалисты (свыше 50%).

Важной группой вопросов стало отношение турецкого общества к событиям 15 июля 2016 года. Прежде всего, было предложено определить тем или иным образом произошедшее.

В пользу того, что это была попытка переворота, организованная со стороны ФЕТО высказалось 46,7% респондентов.

В пользу того, что это была попытка переворота, организованная как членами ФЕТО, так и военнослужащими – 15,7%.

За то, что правительство заранее знало о готовящейся попытке переворота высказалось – 12,7%.

На то, что это «заговор» (проще говоря, провокация) правительства – 9,1% опрошенных.

И, наконец, о наличии других внешних сил, стоящих за кулисами, заявило 8,2%.

Самым большим сторонником идеи  о ФЕТО, с точки зрения исповедуемых социальных групп, являются назвавшие себя «религиозными людьми» — 62,9%. Самыми большими сторонниками «теории заговоров» — социалисты (38,8%). Если смотреть с точки зрения политической принадлежности, то 60,0% сторонников правящей Партии справедливости и развития поддерживают официальную позицию о ФЕТО. Главным поставщиком сторонников «теории заговоров» являются члены Партии демократии народов – 41,0%.

В то, что у ФЕТО есть «политические ответвления» верит больше половины опрошенных – 52,6%. Не верит – 15,9%. Не определилось в своей позиции 31,5% участников Опроса. И здесь сторонников ФЕТО в ПСР «ищут» 37,6% граждан, в том что ФЕТОвцы в одинаковой пропорции присутствуют везде, то есть в их вездесущность верят – 30,6%. 23,0% участников склонны их видеть в Народно-республиканской партии и 7,4% — в курдской Партии демократии народов. И лишь правая Партия националистического движения практически полностью свободна от подозрений – лишь 1,3% заподозрили её в наличии скрытого «врага».

Большинство участников Опроса уверено в том, что ФЕТО представляет для страны угрозу. Таких нашлось 60,6%. 28,0% отвергли идею о наличии подобной угрозы, а ещё 11,4% воздержались от категоричных суждений. Иными словами можно сказать, что, в общем и целом: а) турецкое общество верит в существование ФЕТО и в лидирующую роль этой организации в событиях 15 июля 2016 года, б) турецкое общество считает ФЕТО угрозой для страны (а не, допустим, для действующего руководства страны, что все жё не одно и то же).

62.81MB | MySQL:102 | 0,557sec