Что стоит за визитом руководителя суданской спецслужбы М.аль-Атты в Эритрею

10 января с.г. начальник Национальной службы безопасности и разведки (NISS) Судана генерал Мухаммед аль-Атта совершил секретный однодневный визит в столицу Эритерии Асмэру, где встречался со своим эритрейским коллегой, директором Национального агентства безопасности (NSA) Абрахой Кассой. Суданец также передал личное послание президента Судана О.аль-Башира президенту Эритреи И.Афервоки. Визит генерала М.аль-Атты в Асмэру стал одним из звеньев активной дипломатической деятельности Хартума в последнее время и явился логическим результатом двух поездок в начале января с.г. министра по делам президентства Судана Османа Тахи в Эр-Рияд и Асмэру. Напомним, что О.Таха является одним из ветеранов исламистского движения в Судане. Он был одним из организаторов и основной спусковой пружиной государственного переворота в 1989 году, когда к власти пришли исламисты. Позднее О.Таха, который был вице-президентом страны долгое время, участвовал в качестве организатора в подготовке и проведении покушения на президента АРЕ Х.Мубарака во время визита последнего в Эфиопию в 1995 году. Вообще О.Таха традиционно выполняет в суданской властной обойме поручения деликатного характера, когда не требуется лишней огласки.

В Эр-Рияде О.Таха встречался с наследником наследного принца и министром обороны КСА Мухаммедом бен Сальманом, которого он поблагодарил «за выдающийся вклад в рамках усилий по ослаблению экономических санкций против Судана со стороны США». Напомним, что перед самым своим уходом из Белого дома Б.Обама в январе с.г. значительно ослабил экономические санкции против Хартума, которые были наложены в свое время за «участие Судана в террористической деятельности и спонсировании радикальных организаций». В этом было много истины, поскольку Судан после прихода к власти исламистов одно время являлся фактической базой Усамы бен Ладена, который использовал территорию страны не только как тыловую базу для подготовки террористов и оперативный плацдарм для проведения терактов на африканском континенте (взрывы посольства США в Найроби и Дар эс-Саламе), но и как базу для производства химического оружия. Позже главный «симпатизант» Усамы бен Ладена в лице харизматичного лидера т.н. «Зеленого интернацонала» Хасан ат-Тураби был от власти отодвинут О.аль-Баширом, и влияние джихадистов в стране было минимизировано. Но санкции, к которым прибавилось еще дарфурское досье и проблемы с государственным обособлением Южного Судана, оставались. Это, правда, не мешало ЦРУ США активно контактировать с суданской спецслужбой в рамках получения от нее оперативно значимой информации в отношении активности исламистов не только в Африке, но и на Ближнем Востоке. Суданцы вообще долгое время (сейчас их отодвинули тунисцы) были основным контингентом «исламистской пехоты» в горячих точках, а также «рабочими лошадками» в зарубежных представительствах саудовских благотворительных фондов. Информация от суданцев поступала в этой связи очень существенная. Достаточно сказать, что суданцы предупреждали американских коллег о терактах 11 сентября 2001 года, но им просто не поверили.

Как мы сообщали ранее, ослабление санкций не обошлось без участия Саудовской Аравии. Эр-Рияд вообще рассматривает Хартум как основной механизм не столько усиление своих позиций в районе Африканского Рога, сколько минимизации или полного нивелирования влияния Ирана. Судан сейчас находится в плотной обойме КСА, что определяется существенной экономической помощью в рамках поддержания курса национальной валюты. В общем-то, планы суданского руководства окончательно ликвидировать систему субсидий на топливо и продовольствие к 2019 году напрямую связаны именно с финансовой поддержкой КСА, и в меньшей степени — ОАЭ. Но в рамках своего саудовского визита О.Таха получил от Мухаммеда бен Сальмана предельно конкретные задания. Их он сначала отрабатывал самостоятельно, сразу же после КСА посетив Эритрею, а продолжил их уже руководитель суданской спецслужбы М.аль-Атта. Основной посыл всех усилий суданских визитеров — Асмэра должна отказаться от роли основного моста в формате поставок иранского вооружения йеменским повстанцам-хоуситам. Ликвидация путей поставок оружия и снаряжения хоуситам сейчас является основной задачей Саудовской Аравии. В конце прошлого года Эр-Рияд жестко дипломатически давил на Оман в этой связи и, судя по всему, добился от Маската неких гарантий по замораживанию традиционных поставок вооружения в Йемен через провинцию Дофар. По крайней мере, султан Кабус об этом официально уведомил Эр-Рияд, но мы выразим сомнение в том, что эти традиционные каналы реально прекратили функционировать. В любом случае в последнее время появились данные, которые свидетельствуют о том, что Иран начал более активно использовать каналы поставок оружия в Йемен через сомалийские возможности. Причем напрямую, через набирающую силу «Аш-Шабаб», чему сильно поспособствовал бывший президент Йемена А.А.Салех, который имеет очень хорошие наработанные десятилетиями связи с лидерами «Аш-Шабаб». Из факта визита М.аль-Атты напрямую следует очень простой вывод: Эритрея, несмотря на укрепление двусторонних отношений с ОАЭ (строительство эмиратовской военной базы близ Ассэба в обмен на инвестиции в инфраструктуру) продолжает оставаться важным звеном в контрабанде оружия в Йемен. И, как представляется, на Синайский полуостров и в сектор Газа. Прекратить это Эр-Рияд может только предоставив Асмэре «адекватную» финансовую компенсацию потерь  в случае прекращения крайне выгодного контрабандного оружейного бизнеса.

В рамках встречи М.аль-Атты и А.Кассы была затронута и еще одна тема. Эритреец довел до своего суданского коллеги информацию о том, что «таинственные взрывы в окрестностях Порт-Судана» в конце декабря прошлого года, были организованы маленькой группой радикалов, «аффилированной с «Аль-Каидой»». Скорее всего речь идет о «йеменском следе», и в данном случае говорить о реальном участии сторонников «Аль-Каиды» (запрещена в России) не стоит. По всей видимости, таким образом «привет» Хартуму передал Тегеран, которому не очень нравится просаудовская активная позиция Судана.

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,492sec