О смене власти в Сомали

8 февраля в Могадишо состоялись выборы президента Сомали, которые поставили точку в многомесячном процессе избрания новых высших органов государственной власти ФРС и могут стать началом позитивных политических преобразований в этой стране.

В соответствии с Временной Конституцией ФРС на совместном заседании обеих палат федерального парламента новым президентом Сомали был избран популярный среди широких слоев населения политик Махамед Абдуллахи Махамед «Фармаджо», за которого во втором туре отдали свои голоса 184 из 327 депутатов. Вопреки прогнозам многих политических аналитиков, «Фармаджо» намного опередил остальных 20 кандидатов и своего основного соперника Хасана Шейха Махмуда, занимавшего президентский пост с сентября 2012 года и рассчитывавшего на победу в президентской гонке за счет подкупа части депутатов и политической поддержки Эфиопии и других государств. Однако именно эти факторы наряду с плачевными итогами четырехлетнего правления Хасана Шейха Махамуда и его клана «Дам уль-Джадид» стали причиной  поражения на выборах, и большинство депутатов нового парламента проголосовали за реальные перемены, за независимую национальную политику, «За интересы страны и народа» — лозунг, выдвинутый в предвыборной кампании  «Фармаджо».

Так почему же всё-таки предпочтение было отдано ему, а не, скажем, бывшему президенту Сомали Шарифу Шейху Ахмеду или бизнесмену Абдулькадиру Особле Али, более опытным политикам, представляю-щим доминирующее в Могадишо племя абгаль/хавие, также выступавшим с критикой Хасана Шейха Махамуда и обещавшим политические перемены в стране? Главная причина, очевидно, в том, что Махамед «Фармаджо» за короткий срок своей работы на посту премьер-министра ВФП Сомали с октября 2010 г. по июнь 2011 г. показал себя как честный и достаточно эффективный глава правительства, способный реально изменить ситуацию к лучшему. Ведь именно в этот период правительством впервые за последние 20 лет был составлен государственный бюджет, и с января 2011 года, после двухгодичного перерыва, возобновились выплаты денежного довольствия военнослужащим, полицейским и госслужащим, а уже в феврале 2011 г. началось наступление правительственных войск на позиции боевиков «Аш-Шабаб» в Могадишо, а затем и на границах с Кенией и Эфиопией. Тогда же начала работать независимая комиссия по борьбе с коррупцией, возобновили работу Центральный банк Сомали и некоторые суды, повысились доходы в казну от работы морского порта и международного аэропорта Могадишо. Вынужденная отставка правительства «Фармаджо» в июне 2011 г. вызвала волну массовых демонстраций протеста в Могадишо и других городах страны. Тогда Махамед «Фармаджо» обещал вернуться и ныне, со второй попытки, добился успеха в борьбе за пост президента страны.

Выступая 5 февраля перед депутатами парламента со своей предвыборной речью  «Фармаджо» обещал в корне изменить политику руководства страны, переориентировав её с узкоклановых интересов на нужды всего народа. Первостепенное внимание он намерен уделять укреплению общественной безопасности, развитию национальных силовых структур, восстановлению гражданского мира в стране, борьбе с коррупцией, обеспечению справедливого правления и главенства закона.

Избрание на президентский пост  «Фармаджо», выходца из племени марехан/дарод, свидетельствует и о том, что впервые за последние годы в сомалийском парламенте политические интересы были поставлены выше интересов отдельных племен и кланов, и при таком подходе можно надеяться на более эффективную работу парламента 10-го созыва. Примечательно, что в первый раз в новейшей истории Сомали (после свержения режима М.С.Барре) пост президента займет представитель племени марехан, а не абгаль, как это было прежде.

Что же касается главы будущего правительства Сомали, то исходя из существующих договоренностей, этот пост, очевидно, займет представитель хавие. Вполне возможно им станет Шариф Шейх Ахмед, бывший президентом Сомали с 2009 по 2012 гг., или его ставленник.

Как бы то ни было, новым властям Сомали предстоит решать весьма сложные задачи по выводу страны из критического положения, в котором она остается после правления Хасана Шейха Махамуда. Среди наиболее острых проблем, требующих безотлагательного решения, — восполнение государственного бюджета, противостояние террористической деятельности боевиков «Аш-Шабаб», экстренная помощь населению, страдающему от засухи. Таким образом, ближайшие месяцы станут серьезной проверкой работоспособности новых сомалийских властей.

Мировое сообщество внимательно следило за ходом выборов в Сомали. Следует отметить, что процесс избрания президента 8 февраля проходил с соблюдением установленных норм, без каких-либо нарушений Конституции и Положения о выборах. Нового президента Сомали с избранием на этот пост уже поздравили США, Эфиопия, Турция и ряд других стран, активно участвующих в вопросах сомалийского урегулирования.

9.2.17

 

Приложение:

Краткие биографические сведения о Махамеде Абдуллахи Махамеде «Фармаджо»

Махамед Абдуллахи Махамед родился в 1962 г. в Могадишо, куда его семья переселилась из пров. Гедо. Он происходит из рода рэр-дини племени марехан (дарод). После окончания средней школы и техникума с 1981 г. он работал в административно-финансовом отделе МИД Сомали. С 1985 по 1989 гг. был 2-м секретарем посольства Сомали в США. Затем поступил на учебу на исторический факультет Университета штата Нью-Йорк в Буффало и окончил его в 1993 г. После свержения режима М.С.Барре получил политическое убежище, а затем и гражданство в США. В 1990-х гг. и 2000-х гг. работал в муниципалитетах Буффало и Нью-Йорка. Был членом Республиканской партии США. В октябре 2010 г. был назначен премьер-министром ВФП Сомали. В июне следующего года был вынужден уйти в отставку. В 2011 г. создал новую политическую партию Сомали – «За справедливость и равенство» (Tayo) для участия в борьбе за власть, однако в президентских выборах 2012 г. потерпел поражение. Позднее работал преподавателем в Буффало. Был одним из лидеров межпартийной коалиции «За перемены в Сомали» (ISB-ISB), созданной в 2016 г. В феврале 2017 г. избран президентом ФРС.

52.17MB | MySQL:103 | 0,454sec