Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2004 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2004 года оставалась сложной и нестабильной. Передача власти 28 июня с. г. временному иракскому правительству не привела к снижению напряженности в стране, более того, боевая и террористическая деятельность сил местного сопротивления и иностранных террористов в течение последнего месяца заметно усилилась. Противоречия между различными политическими силами Ирака и серьезные трудности в деле обеспечения безопасности не позволили провести в назначенные ранее сроки (конец июля) общеиракскую конференцию по выборам Национального совета (временного парламента). Очень серьезные трудности сохраняются в экономической и социальной сферах. Временное правительство Ирака прилагало большие усилия по упрочению своих внешнеполитических позиций как в странах Запада, так и в регионе. При этом особое внимание уделялось развитию разносторонних отношений с соседними государствами.

В июле положение дел в сфере безопасности заметно ухудшилось. Увеличилось число террористических актов, в т. ч. совершаемых террористами-смертниками. Значительно возросло число нападений сил иракского сопротивления и зарубежных боевиков на представителей иракских органов власти и силовых структур, а также подразделения многонациональных сил (МНС), преимущественно на американские войска. Продолжались многочисленные похищения иностранных граждан, работающих в Ираке, часть из которых была убита.

Специальные операции против повстанцев и террористов, проводимые американскими войсками и иракскими силами безопасности, несмотря на отдельные успехи, пока не приводят к улучшению ситуации в деле обеспечения безопасности.

В июле районом наибольшей активности партизан и боевиков являлся т. н. «суннитский треугольник» севернее и северо-западнее Багдада, а также западные районы провинции Анбар. Именно здесь войска США понесли наиболее серьезные потери. В этом регионе боестолкновения и теракты имели место в городах Самарра, Баакуба, Рамади, Тикрит, Даудия.

В конце месяца резко обострилась ситуация в районе Эль-Фаллуджи, где американские части при поддержке танков и авиации начали операцию по уничтожению иностранных террористов. Ударам авиации подверглись многие жилые здания, а также промышленные объекты. Командование МНС полагает, что в городе укрывается известный террорист, один из руководителей «Аль-Каиды» иорданец Аз-Заркауи. Американское командование заявляет, что воздушные бомбардировки объектов в Эль-Фаллудже проводится с согласия премьер-министра Ирака А. Алауи. По оценке экспертов, город фактически превратился в один из главных центров антиамериканского сопротивления. Здесь расположились силы партизан и боевиков самой различной политической ориентации: суннитские партизаны, поддерживаемые религиозными авторитетами, зарубежные террористы, отряды сторонников С. Хусейна. За последние месяцы в Эль-Фаллудже было создано 28 боевых и террористических групп, часть из которых развернула свои действия в различных районах Ирака, но большинство осталось в городе. Американские военные называют Эль-Фаллуджу «инкубатором боевиков и террористов».

Другим крупным центром антиамериканского сопротивления является город Баакуба. 28 июля иракские боевики совершили здесь самый крупный в июле теракт путем взрыва автомобиля, начиненного взрывчаткой, около здания полицейского участка, в котором проходила запись желающих служить в полиции и Национальной гвардии. Погибло 68 и ранено 56 человек.

После ухода из Самарры американских войск контроль над городом установили исламисты, которые ввели правление, основанное на законах шариата. 11 июля морская пехота США провели в Самарре операцию по уничтожению боевиков. Действия наземных сил поддерживала авиация.

Практически ежедневно партизаны и террористы совершают свои акции в Багдаде. Неспокойно и на юге страны. Здесь боевые, террористические и диверсионные действия имели место в Басре и ее окрестностях, Эн-Насирии, Эн-Наджафе, Махмудийе, Сувейк-Даддже, Хувейзе, Эс-Самаве. На севере Ирака напряженная ситуация сохранялась в Мосуле, Киркуке и прилегающих к ним районах. В целом спокойная обстановка была в Иракском Курдистане.

В прошедшем месяце основной целью акций местных сил сопротивления и иностранных террористов оставались представители, в т. ч. высокопоставленные, новой иракской власти и служащие местных силовых структур. Происходили многочисленные нападения на полицейские участки, штабы национальной гвардии, центры вербовки новобранцев. Продолжались угрозы в адрес чиновников, работающих в различных органах власти, и лиц сотрудничающих с иностранными войсками. Отмечаются случаи ухода чиновников со своих постов из-за угроз в их адрес.

14 июля был убит губернатор Мосула, 15 июля – совершено покушение на министра иностранных дел Х. Зебари, 17 июля — предпринята попытка покушения на министра юстиции М. аль-Хасана, 26 июля — убит заместитель министра внутренних дел генерал М. Авади.

В течение месяца не прекращались нападения (в основном успешные) на объекты нефтегазовой отрасли как на юге, так и на севере Ирака. Регулярный вывод из строя нефтепроводов мешает ритмичной работе отрасли и народного хозяйства страны в целом, ведет к перебоям экспортных поставок нефти.

Продолжают иметь место многочисленные захваты заложников из числа иностранных граждан, работающих в Ираке, с требованиями к правительству (или фирме) той или иной страны вывести свои войска с иракской территории или прекратить свою деятельность в Ираке. Причем в ряде случаев давление, оказываемое террористами, имело успех. Так, ради спасения жизни заложника, правительство Филиппин вывело из Ирака свое воинское подразделение (51 чел.), а также прекратило направление в страну новых рабочих по контракту (сейчас в Ираке работает до 4 тыс. филиппинцев). Этот шаг Манилы вызвал осуждение у США и Австралии. Саудовская транспортная компания для спасения жизни работающего у нее египтянина заявила о прекращении своей деятельности в Ираке. Аналогичным образом поступили и две турецкие транспортные компании, приостановившие перевозки грузов для американских войск. Индия в целях спасения жизни заложников, заявила о возможности выезда всех своих граждан (до 6 тыс. чел.), работающих в Ираке. 24 июля МИД Венгрии призвал граждан республики срочно покинуть Ирак. Власти Египта запретило своим гражданам работать в Ираке из-за опасной ситуации в этой стране. Египетская рабочая сила может быть направлена в Ирак в будущем, но при условии обеспечения гарантированной безопасности.

Захват заложников (преимущественно из числа граждан Ирака) с целью получения выкупа, по мнению местных правоохранительных органов, превратился в одну из наиболее острых проблем страны. Массовые похищения людей начались практически сразу после вторжения американских войск в Ирак весной 2003 года. Ежедневно с целью получения выкупа преступники захватывают от 10 до 30 человек, главным образом в Багдаде.

Продолжают иметь место многочисленные акты насилия по отношению к представителям национальной интеллигенции. Так, за год иностранной оккупации в стране было убито свыше 250 ученых, многие из которых были специалистами-ядерщикми. Большое число научных работников было похищено бандитами с целью получения выкупа. Из-за не прекращающихся угроз и преследований со стороны криминальных элементов свыше тысячи высококвалифицированных специалистов были вынуждены покинуть Ирак.

Массовый характер приняли нападения партизан и террористов на автотранспорт на многих дорогах страны. По оценке американского командования, число этих акций имеет тенденцию к росту. Во многих случаях целью нападений являются захват заложников, убийства и похищения водителей, главным образом, иностранцев. Создаваемая боевиками обстановка террора на автодорогах во многом способствует сохранению в Ираке обстановки нестабильности, серьезно затрудняет нормализацию экономической жизни. Для повышения уровня безопасности на главной международной автомагистрали Багдад – иорданская граница иракские власти выделяют специальные мобильные патрули для сопровождения иракских и иностранных автоколонн.

По оценке официальных лиц США, численность партизан и боевиков, действующих на иракской территории, составляет около 5 тыс. человек, а общее число лиц, активно содействующих силам сопротивления, превышает 20 тыс. человек. При этом иностранные боевики и террористы насчитывают лишь несколько сотен человек. О том, что основу сил сопротивления составляют граждане Ирака, говорят следующие цифры: из более чем 5,7 тыс. задержанных по подозрению в организации терактов и связях с боевиками лишь около 100 являются иностранцами.

В настоящее время основная масса партизан и боевиков представлена выходцами из суннитской общины, в то время как шиитские боевики в подавляющем большинстве участия в вооруженном сопротивлении в июле не принимали. Среди повстанцев по-прежнему много приверженцев С. Хусейна. Отмечается налаживание координации действий между вооруженными группами, возглавляемыми бывшими сотрудниками спецслужб и отрядами исламских фундаменталистов. В первую очередь, это относится к району Эль-Фаллуджи. Активно действуют партизанские отряды, возглавляемые шейхами ряда суннитских племен.

Повстанцам активно содействуют родственники С. Хусейна, проживающие в Иордании и Сирии. Они причастны к контрабанде оружия и нелегальной переправке людей в Ирак. В распоряжении родственников Саддама имеются очень крупные финансовые средства, полученные в свое время от контрабанды нефти, а ныне размещенные в иностранных банках. Эти деньги широко используются для финансирования антиамериканских вступлений.

Отряды сил сопротивления по-прежнему не испытывают нехватки оружия, боеприпасов, денежных средств. Тактика действий партизан постоянно совершенствуется. Многие из отрядов располагают возможностями для подготовки новых бойцов. В тоже время суннитское сопротивление все еще не имеет единого координирующего политического и военного центра.

В целом деятельность сил сопротивления пользуется значительной поддержкой у националистически настроенных слоев населения, всех тех, кто выступает против продолжения иностранного военного присутствия в стране.

Вместе с тем, в последнее время стала поступать информация о том, что многие партизаны потенциально готовы сотрудничать с властями, если последние откажутся от своей открыто проамериканской ориентации. Сообщалось о начале диалога между правительством и некоторыми отрядами иракского сопротивления. В числе основных требований, выдвигаемых партизанами – осуществление всеобщей амнистии, освобождение из тюрем всех иракцев, арестованных коалиционными войсками по политическим причинам, а также прекращение ущемления в правах бывших баасистов. В тоже время правительство до сих пор не приняло давно обещанный закон об амнистии лицам, принимавшим участии в вооруженном сопротивлении.

Что касается иностранных террористов и боевиков, то иракские власти категорически отвергают возможность ведения с ними какого-либо диалога.

Имеется информация об усилении напряженности в отношениях между приверженцами иракского национального сопротивления и иностранными исламистскими группировками, действующими в Ираке. В частности, иракские партизаны осуждают широкое использование зарубежными террористами автомобилей, начиненных взрывчаткой, что ведет к гибели большого числа мирных граждан и наносит вред репутации борцам с иностранными оккупантами.

Официальные иракские представители продолжают обвинять соседние государства, главным образом Иран и Сирию, в оказании поддержки партизанам и иностранным экстремистам. Министр иностранных дел Х. Зебари в этой связи даже заявил, что правительство страны может позволить американским войскам, находящимся в Ираке, наносить удары по соседним государствам, если те будут продолжать поддерживать повстанцев. С угрозами принять жесткие меры в отношении стран, содействующих экстремистским силам в Ираке, выступил и министр обороны Х. Аль-Шаалан.

Со своей стороны, Дамаск и Тегеран категорически отрицают свое вмешательство во внутренние дела Ирака и отрицают оказание поддержки силам местного сопротивления. Более того, Сирия и Ирак в июле договорились о создании совместных подразделений спецслужб для предотвращения проникновения террористов через сирийско-иракскую границу. Стороны также согласились на создание совместного комитета по контролю за безопасностью на границе. Принимаются меры по налаживанию сотрудничества в деле охраны границы с властями Саудовской Аравии и Кувейта. При этом КСА и Кувейт заявляют, что через иракскую границу к ним идет поток контрабандного оружия, которое используется в террористических целях.

Багдад официально предложил соседним государствам провести встречу министров внутренних дел по вопросам координации совместных действий по борьбе с терроризмом. Это предложение было единогласно принято.

Серьезную угрозу для безопасности и целостности иракского государства представляют многочисленные вооруженные формирования, созданные по этническому, конфессиональному, племенному, региональному или партийному признаку. В этой связи премьер-министр А. Алауи был вынужден признать, что принятое в июне с. г. «решение о роспуске вооруженных формирований местной милиции пока не принесло ожидаемых результатов».

В июле временное правительство утвердило закон о национальной безопасности, наделяющий премьер-министра поистине диктаторскими полномочиями. Так, глава кабинета получил право вводить чрезвычайное положение на ограниченный срок в отдельных регионах. Он также может назначать себя или иного чиновника командующим армией, силами полиции и спецслужб и лично руководить операциями по наведению порядка в том или ином районе Ирака. Главе правительства, кроме того, делегируются полномочия вводить комендантский час, давать разрешение на проведение арестов и обысков без санкции суда, запрещать проведение митингов и демонстраций.

Политические наблюдатели отмечают, что в данном случае важен не столько сам факт принятия подобного закона, сколько очевидно обозначившаяся тенденция политического развития Ирака, причем явно не в сторону реальной демократии. В подтверждение данного тезиса указывают на то, что в нынешних иракских властных структурах никто и не стремится к демократии.

Для борьбы с повстанцами и террористами временное правительство намерено более широко использовать курдские вооруженные формирования. А. Алауи договорился об этом с курдскими лидерами М. Барзани и Дж. Талабани. По сообщениям СМИ, в Багдад уже прибыло большое число бойцов курдской милиции. Отряды «пешмерга» действуют также в Мосуле, Киркуке и некоторых других городах страны. Курдским бойцам поручена охрана Алауи и зданий возглавляемой им партии Национальное согласие. Вице-премьер по вопросам безопасности курд Б. Салех заверил главу правительства, что курдская милиция готова участвовать в операциях против повстанцев в Эль-Фаллудже, Баакубе, Рамади и Тикрите. Лидеры курдов не скрывают и того обстоятельства, что присутствие вооруженных формирований «пешмерга» в наиболее важных центрах страны даст им в случае необходимости возможность воспрепятствовать действиям, направленным на отказ от предоставление Иракскому Курдистану полной автономии.

По оценке военных специалистов, в настоящее время вооруженные силы курдов (до 120 тыс. чел.) в условиях отсутствия в стране полноценной регулярной правительственной армии представляют собой не только самую многочисленную, но и наиболее боеспособную и подготовленную военную силу.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что широкое и активное участие курдских отрядов в подавлении повстанческих (арабских) сил, вне всякого сомнения, приведет к дальнейшему усилению вражды между курдами и арабами, и явно не будет способствовать положительным сдвигам в решении курдской проблемы. Это обстоятельство должны понимать и учитывать в своей деятельности лидеры курдского движения.

В течение июля временное правительство страны и командование МНС уделяли большое внимание вопросам строительства и укрепления иракских силовых структур. Их общая численность составляет 229,55 тыс. человек (в июне – 215 тыс. чел.), в том числе: армии – 8,65 тыс., Национальной гвардии – 37,4 тыс., сил быстрого реагирования МВД – 2,7 тыс., береговой охраны – 0,3 тыс., полиции – 88,3 тыс., пограничной охраны – 18,2 тыс., ведомственных охранных структур – 74 тыс. человек.

15 июля было объявлено о создании Генерального директората безопасности – правительственной разведывательной службы, главной задачей которой должно стать противодействиям повстанцам и террористам.

Увеличение численности силовых структур пока не перерастает в серьезное улучшение их качества, хотя здесь и имеются определенные успехи. По-прежнему на низком уровне остается подготовка большинства военнослужащих и полицейских. Так, из 88,3 тыс. сотрудников полиции только 29, 7 тыс. человек прошли хоть какое-то обучение, а 2,4 тыс. человек проходят обучение в настоящее время. При этом лишь около 6 тыс. полицейских имеют полноценную подготовку. Слабым остается качественный уровень офицерского и сержантского состава армии.

В лучшую сторону по качеству личного состава американское командование выделяет Национальную гвардию, которая провела ряд успешных операций против повстанцев и террористов в Багдаде и ряде других районов страны, а также пограничную охрану и ведомственные охранные структуры.

Вооруженным силам и МВД не хватает оружия, боеприпасов, транспорта, средств связи, различного снаряжения.

Эксперты Пентагона считают, что уровень подготовки и технического оснащения иракских сил безопасности достигнет приемлемого уровня не раньше весны 2005 года.

Что касается вооруженных сил, то, по словам А. Алауи, процесс их формирования займет от одного года до полутора лет. Продолжалась интеграция в новую армию военнослужащих прежних вооруженных сил.

25 июля на севере Ирака в 50 км северо-западнее Мосула была открыта новая военная база, рассчитанная на размещение мотопехотной дивизии (10 тыс. чел.). Задачей войск, которые будут в ней расквартированы, станет обеспечение безопасности в северных районах Ирака, а также прикрытие границ с Сирией и Турцией. База также будет использоваться для подготовки новобранцев.

С целью ускорения процесса повышения эффективности и боеспособности национальных силовых структур правительство Ирака запросило срочной помощи у НАТО (соответствующее положительное решение по данному вопросу было принято на сессии альянса в июне с. г. в Стамбуле). 30 июля было официально объявлено о том, что страны НАТО достигли согласия о координации деятельности по подготовке личного состава иракской армии и сил безопасности. Специальная натовская «Миссия по реализации обучения» будет заниматься этим делом в самом Ираке, в странах-членах альянса, так и на территории третьих стран (Иордании, ОАЭ). На последних двух вариантах особо настаивали Франция и Германия, не желающие направлять своих военных в Ирак. Турция отказалась готовить иракский военный персонал как на территории Ирака, так и у себя в стране, но готова делать это на территории третьих стран, в частности, в Иордании.

Миссия НАТО будет тесно сотрудничать с иракскими властями и командованием МНС. Подготовка иракских кадров начнется в августе с. г., а к 15 сентября Миссия должна представить руководству альянса подробные предложения по данному вопросу.

О готовности оказать помощь Ираку в подготовке военнослужащих, сотрудников полиции и служб гражданской обороны на своей территории заявил король Марокко Мохаммед VI.

В конце июля президент США Дж. Буш принял решение о снятии запретов на поставки американского вооружения и военной техники в Ирак. В этой связи есть все основания полагать, что Вашингтон постарается в возможно большей степени монополизировать иракский рынок вооружений.

Иракское правительство намерено изучить вопрос о подготовке в России кадров для полиции и служб безопасности. Российские власти согласились помочь Ираку в этом деле в случае, если Багдад обратиться с соответствующей просьбой. Министр обороны Х. Аль-Шаалан заявил о возможности закупки российских вооружений, уточнив, что в модернизации (фактически – создании заново — В. Ю.) нуждаются силы ПВО.

Активизация боевой и террористической деятельности сил иракского сопротивления и иностранных террористов привела к росту потерь среди американских военнослужащих. В июле с. г. ВС США в Ираке потеряли убитыми 61 и ранеными 404 человека. Пор уточненным данным общие потери американской армии в Ираке с марта 2003 года составили убитыми – 945 и ранеными 5976 человек. Войска других стран коалиции потеряли в июле с. г. убитыми 4 и ранеными 11 человек.

По состоянию на 1 августа 2004 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала около 140 тыс. человек.

1 июля с. г. в должность командующего коалиционными силами в Ираке вступил американский генерал Джордж Кейси. Новый командующий заявил, в частности, что в некоторых случаях при необходимости проведения срочных операций многонациональные силы будут действовать, не спрашивая разрешения у считающегося суверенным иракского руководства, хотя «мы будем информировать правительство Ирака обо всех наших операциях и проводить с ним тесные консультации».

Начальник штаба сил коалиции генерал Томас Метц также заявил, что США оставляют за собой право в одностороннем порядке принимать ключевые оперативные и тактические решения в Ираке. В остальных случаях, по словам генерала, американцы намерены советоваться с временным иракским правительством и его силовыми структурами.

В течение июля части вооруженных сил США провели большое число операций против отрядов иракского сопротивления и иностранных террористов главным образом в центральных и западных районах Ирака.

Совокупная численность воинских контингентов других стран международной коалиции (31) в Ираке составляла 24,1 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,9 тыс. чел.), Италия (2,7 тыс. чел.) и Польша (2,4 тыс. чел.).

Правительство Португалии продлило срок пребывания своего подразделения в Ираке еще на шесть месяцев. Польские войска останутся в стране до конца 2005 года, но их численность будет постепенно сокращаться. Украина также намерена сократить численность своего иракского контингента. Босния и Герцеговина готовит к отправке в Ирак саперное подразделение (36 чел.).

Норвежское подразделение (131 чел.) покинуло в июле Ирак и вернулось на родину. Таиланд начал досрочный вывод своего контингента (451 чел.) из Ирака. Это решение принято из-за отсутствия в стране гарантий безопасности для тайских военных.

Иракское руководство выступает против размещения на территории страны миротворческих контингентов из соседних государств. А. Алауи отметил, что это решение принято во избежание обострения отношений между различными этническими и религиозными силами внутри страны. «Наши соседи, тем не менее, помогут нам гораздо больше, если усилят охрану своих границ и пресекут попытки их нарушения», — подчеркнул иракский премьер.

Египет не намерен направлять своих солдат в Ирак до тех пор, пока там находятся американские войска. Аналогичную позицию занимает Йемен. Каир и Сана могут рассмотреть вопрос об отправке своих миротворцев в Ирак только в случае принятия соответствующего решения ООН. Не будут направлять свои войска в Ирак Оман. Бахрейн заявил, что может направить к берегам Ирака несколько кораблей своих ВМС, если об этом попросит иракское правительство.

Премьер-министр Ирака А. Алауи обратился за военной помощью к мусульманским странам. В частности, речь шла о Бангладеш, Египте, Индонезии, Малайзии, Марокко и Пакистане. С аналогичной просьбой Ирак обратился и к Индии.

В конце июля с инициативой направить в Ирак миротворческие силы из исламских государств выступила Саудовская Аравия. Министр иностранных дел КСА принц Сауд аль-Фейсал определил принципы, на основе которых эти силы могут быть введены на иракскую территорию: «Эти войска смогут прибыть в Ирак лишь по требованию иракского правительства, а также при условии видимой поддержки их присутствия со стороны различных слоев населения», исламские миротворцы «будут действовать только под эгидой ООН, но придут на замену нынешним коалиционным войскам и не станут входить в их состав. Мусульманские контингенты «будут находиться в Ираке для помощи иракскому народу в отличие от войск, которые пришли как захватнические и оккупационные силы». Саудовская инициатива получила одобрение США, однако все страны, которым Эр-Рияд сделал предложение – Алжир, Бангладеш, Индонезия, Малайзия и Марокко – под различными предлогами фактически отказались от направления своих миротворцев в Ирак.

С призывом к арабским и мусульманским странам не посылать свои войска в Ирак обратился ливийский лидер М. Каддафи, заявивший, что на подобный шаг нельзя идти до тех пор, пока из этой страны не будут выведены оккупационные войска и не будет принято решение ООН, санкционирующее ввод миротворцев в Ирак.

Вопрос о возможности отправки войск арабских государств в Ирак будет обсуждаться на совещании министров иностранных дел стран-членов ЛАГ в сентябре с. г.

Результаты июльского социологического опроса показывают, что большинство иракцев (66,1%) высказалось за скорейшее прекращение иностранной оккупации страны, а 42,2% опрошенных утверждают, что вывод иностранных войск будет способствовать укреплению безопасности в Ираке. При этом половина респондентов (50,4%) считает нынешнее положение дел в сфере безопасности «как крайне нестабильное», 88% опрошенных поддерживают идею использования силы ради установления в Ираке безопасности и порядка, 67% вступают за введение в стране чрезвычайного положения, а 81% респондентов полагают, что введение смертной казни поможет обуздать преступность.

В целом ситуация в сфере безопасности в Ирак сохраняется очень сложной и нет достаточных оснований ожидать скорых ее изменений к лучшему. Более того, по оценке американских военных экспертов, «партизанская война может продлиться годы, а число убитых – достигнуть тысяч человек».

В июле 2004 года внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной и характеризовалась наличием серьезных противоречий между различными политическими силами по вопросам будущего страны и ее государственного устройства.

Именно эти противоречия не позволили созвать в запланированный срок (31 июля) общеиракскую конференцию по избранию временного Национального совета. В частности, не было достигнуто согласия по процедуре избрания ее делегатов и составу будущего временного парламента, а ряд политических деятелей и организаций объявили бойкот предстоящему форуму. В этих условиях организационный комитет после переговоров с представителями ООН, патронирующими конференцию, принял решение о переносе даты ее открытия на 15 августа с. г. Эксперты ООН считают, что для подготовки такого серьезного мероприятия требуется больше времени с тем, чтобы обеспечить участие в нем всех иракских политических движений.

Национальный совет в составе 100 человек должен проработать лишь до выборов, намеченных на январь 2005 года, когда будет избран полноценный парламент. Тем не менее, его полномочия достаточно серьезны: он будет принимать бюджет на 2005 год, выдвигать кандидатуры министров в случае перестановок в правительстве, а конституционным большинством сможет блокировать решения премьер-министра. Таким образом, Совет вполне можно рассматривать в качестве своего рода противовеса правительству. Поэтому не исключено, что последнее, не особенно желая иметь такого рода орган, не спешит с его созданием.

После прекращения прямого вооруженного противостояния с войсками коалиции и правительственными силами радикальный шиитский лидер М. ас-Садр развернул активную политическую деятельность. Он призывает к скорейшему прекращению иностранной оккупации Ирака и постоянно критикует правительство, заявляя о нелегитимности новой власти. В тоже время шиитский лидер в своих июльских выступлениях прямо не высказывался в пользу силовых методов борьбы.

М. ас-Садр и его движение неоднократно заявляли о намерении участвовать в предстоящих парламентских выборах. Радикальные исламисты также всячески пытались изменить в лучшую сторону имидж своей организации, избавиться от представления о ней как о структуре с криминальным уклоном. При этом главной целью деятельности шиитских исламистов остается создание в Ираке исламского государства.

Правительство вынуждено считаться с растущим влиянием радикальных исламских фундаменталистов, о чем, в частности, свидетельствует факт выдачи властями разрешения на возобновление издания их печатного органа газеты «Аль-Хауза», запрещенной в марте с. г. американской оккупационной администрацией.

Во время пятничных молитв многие имамы (суннитские и шиитские) постоянно подвергают критике действия временного правительства «за его тесное сотрудничество с иностранцами», требуют от властей добиваться полного суверенитета Ирака. В противном случае, по мнению религиозных проповедников, правительство должно уйти в отставку. Также резко критикуется социальная политика кабинета Алауи, «не способная обеспечить иракцев элементарными условиями жизни в стране».

Об отношении населения к деятельности временного правительства говорят данные последнего опроса. Его политика полностью удовлетворяет лишь 27% иракцев, а 30,2% респондентов считают кабинет Алауи «чисто проамериканским». 72,4% участника опроса выступают против предоставления правительству права принимать законы и подписывать международные соглашения. В тоже время 81,4% опрошенных готовы поддержать усилия кабинета по установлению полного контроля над иракскими религиозными партиями.

На будущих выборах 30,9% респондентов готовы отдать свои голоса за кандидатов, которые не покинули Ирак, даже столкнувшись с политическими преследованиями при прежнем режиме. 37,4% потенциальных избирателей намерены голосовать за политических деятелей, которые получат поддержку иракских духовных лидеров. Кроме того, 14,3% опрошенных желают проголосовать только за тех, кто участвовал в вооруженном сопротивлении оккупационным войскам.

Противоречивые отклики у иракского населения вызвало первое заседание суда над С. Хусейном. В ряде городов страны прошли демонстрации и митинги как в поддержку бывшего диктатора, так и с требованием вынести ему смертный приговор.

Серьезные противоречия сохраняются в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений. Продолжают иметь место убийства суннитских религиозных деятелей. Иракские туркоманы (ок. 5% населения страны) настаивают на расширении своего участия в политической жизни Ирака, требуя, в частности, увеличения до 13% доли их представительства на общеиракской конференции по выборам временного Национального совета.

Сложной остается обстановка на курдском направлении. Лидеры Иракского Курдистана продолжают жестко стоять на позициях предоставления региону максимально полной автономии и целенаправленно действуют в интересах успешного решения этой задачи.

После свержения режима С. Хусейна в жизни Ирака происходит значительное усиление роли племенного фактора. Лидеры племен превратились в силу, с которой правительство должно считаться при решении политических и социальных вопросов, обеспечения безопасности и экономического развития.

О возрождении политической деятельности заявили и бывшие баасисты, создающие Партию демократической реформы. Ее руководитель М. Дабдаб утверждает: «Мы пришли к выводу о необходимости основать новую политическую организацию, ставящую целью исправление ошибочной деятельности находившихся у власти баасистских лидеров».

В июле власти начали выдачу населению паспортов нового образца, которые позволяют иракцам выезд за границу.

Значительные трудности сохраняются в экономике и социальной сфере. По данным опроса, 49% иракцев считают, что экономическая ситуация в стране улучшилась по сравнению с периодом международных санкций в 1990-е годы. В тоже время 65% опрошенных жалуются на серьезные проблемы в связи с энергетическим кризисом.

Проведение срочных ремонтных и профилактических работ требуют предприятия главной отрасли экономки – нефтяной. На многих объектах эти работы не проводились в течение 20 лет. В первую очередь, это относится к нефтепроводам.

Правительство намерено создать Высший совет по нефти и газу во главе с А. Алауи. Этот орган будет заниматься разработкой и утверждением маркетинговой политики, энергетических планов, ценовой политики в нефтегазовом секторе, а также проблемами инвестиций и соглашений с иностранными компаниями. В состав совета войдут министры нефти, финансов и юстиции.

Кризисная ситуация сохраняется в энергетической отрасли. В среднем население Ирака может пользоваться электричеством 10-12 часов в сутки. В июле министерство энергетики заключило несколько контрактов с зарубежными фирмами на строительство электростанций в различных провинциях страны.

С целью получения дополнительных финансовых средств иракские власти намерены с августа с. г. сдавать в долгосрочную аренду иностранным компаниям некоторые государственные предприятия. Речь, в частности, идет о предприятиях табачной, хлопковой и швейной промышленности. Однако такие стратегически отрасли как нефтехимия и цементная промышленность останутся под контролем государства.

Напряженной остается санитарно-эпидемиологическая обстановка в Ираке. Так, в июле в городе и провинции Басра зарегистрированы случаи заболевания холерой, возбудители которой обнаружены в некоторых источниках питьевой воды. В этом же регионе обнаружены бациллы вирусного гепатита и дизентерии. В провинции создан специальный штаб для разработки санитарных мер по защите населения.

Для восстановления национальной системы здравоохранения Ирак нуждается в срочной иностранной помощи. Страна испытывает острую нехватку в лекарствах и медикаментах, многие из которых практически отсутствуют. Для восстановления системы здравоохранения и приобретения необходимых медицинских препаратов и оборудования требуется не менее двух миллиардов долларов, что в два раза больше нынешнего бюджета министерства здравоохранения.

12 октября 2004 года в Ираке намечено провести перепись населения.

Страна продолжает испытывать «утечку мозгов» из сферы науки образования и здравоохранения. Ежедневно только из Багдада уезжает за границу до 50 высококвалифицированных специалистов. Массовая эмиграция ученых и специалистов обусловлена главным образом нестабильной ситуацией в стране, отсутствием безопасных условий для работы и жизни, финансовыми соображениями.

В конце июля несколько иракских министерств подготовили совместный отчет, в котором перечислены наиболее острые политические, экономические, социальные и другие проблемы страны. По мнению авторов документа, одна из основных проблем – отсутствие в Ираке «властного сдерживающего начала», что порождает «разброд» в обществе. На руках у населения находится свыше 7 миллионов единиц различного оружия, что делает невозможным осуществлять надлежащий контроль над ситуацией. Постоянно растет безработица, а вероятность ее уменьшения в обозримом будущем очень мала по причине «полного отсутствия стратегических планов экономического развития». Минимальный доход неквалифицированного рабочего составляет всего 4 доллара в месяц. Прежняя система сбора налогов и таможенных отчислений развалена, а новая находится в зачаточном состоянии. Нерешенной остается проблема сотен тысяч бывших военнослужащих, сотрудников спецслужб и баасистских функционеров, которых государство в настоящее время не в состоянии обеспечить работой. Самым негативным образом на положение дел в стране влияет нерешенность проблем обеспечения безопасности и порядка, продолжающиеся похищения людей, в т. ч. иностранцев. Авторы отчета с большим опасением ожидают будущую кампанию по выборам, правомерно опасаясь, что соперничающие политические силы и партии могут прибегать к насильственным методам ведения предвыборной борьбы.

Внешнеполитическая ситуация вокруг Ирака. В июле 2004 года внешнеполитическая деятельность временного иракского правительства была направлена на всемерное упрочение международных и региональных позиций страны. При этом главное внимание уделялось укреплению разносторонних связей с США и развитию отношений с соседними государствами.

В июле правительство назначило послов Ирака в 43 странах, включая США, все соседние государства и ведущие страны Европы и Азии. Имеются планы увеличения числа иракских посольств за рубежом до 77.

По сообщениям зарубежных СМИ, в ходе назначения новых послов возникли трения между премьер-министром А. Алауи и министром иностранных дел Х. Зебари (курдом). Последний выдвинул кандидатуры курдов на должности послов в ведущих, с точки зрения главы правительства, странах, что не могло не вызвать недовольство со стороны арабской части иракского руководства.

По официальным оценкам администрации США на данном этапе приоритеты международной коалиции в Ираке смещаются с подавления вооруженного сопротивления на поддержку нового правительства страны, обеспечение его безопасности, охрану экономической инфраструктуры и содействие проектам социально-экономического развития, прежде всего, направленных на создание новых рабочих мест.

В конце июля президент США Дж. Буш принял решение об официальном снятии с Ирака экономических санкций, введенных после оккупации саддамовскими войсками Кувейта в 1990 году. Вашингтон также намерен ускорить оказание Ираку помощи. Это выразится преимущественно в более быстрой передаче временному правительству средств, выделенных американским конгрессом в 2003 году.

По состоянию на конец июня с. г. Соединенные Штаты потратили на восстановление Ирака всего 2% из суммы в 18,4 млрд долларов, ассигнованных конгрессом. Такое медленное расходование средств экономические эксперты оправдывают тем, что страны со слабо развитой экономикой обладают крайне низкой способностью реализовывать инвестиции.

В ближайшее время должен состояться визит премьер-министра Ирака А. Алауи в США.

В целом Соединенные Штаты уверенно сохраняют свои главенствующие позиции в Ираке в политической, военной и экономической сферах.

В июле генеральный секретарь ООН К. Аннан назначил своим специальным представителем в Ираке пакистанского дипломата (посла Пакистана в США) Джехангара Кази. Ожидается, что миссия ООН должна возобновить свою деятельность на иракской территории в августе с. г. Вместе с тем, К. Аннан отметил, что он «пока не получил никаких заверений в том, что представителям миссии ООН будут обеспечены достаточные меры безопасности».

Со своей стороны, иракское руководство призывает ООН возобновить свое участие в иракском политическом процессе, включая непосредственную работу ооновских экспертов в работе иракских государственных структур и консультирование временного правительства.

Ирак обратился к МАГАТЭ с просьбой прислать в страну инспекторов для завершения работы, начатой до войны 2003 года и официального закрытия иракского ядерного досье. Правительство Ирака также заявило об отказе от ядерных программ, осуществлявшихся при С. Хусейне.

Международный валютный фонд заявил о признании временного иракского правительства. В тоже время представители МВФ подчеркивают, что любая программа помощи Ираку будет принята лишь после того, как Парижский клуб кредиторов примет решение о списании с этой страны части долга, составляющего 120 млрд долларов. Здесь же отметим, что международное сообщество пока не торопится с решением вопроса о списании иракских долгов и предоставлением Багдаду экономической помощи. Так, из обещанных осенью прошлого года 13 млрд долларов, Ирак пока получил лишь один миллиард.

В июле в Каире состоялось очередное совещание министров иностранных дел стран, граничащих с Ираком и Египта. В коммюнике по итогам встречи отмечалось, что «министры еще раз подтвердили важность невмешательства во внутренние дела Ирака» и подчеркнули, что в переходный период центральную роль в Ираке должна играть ООН. Участники совещания поддержали усилия временного правительства, направленные на обеспечение безопасности и стабильности, а также обещали оказать Багдаду помощь в этом направлении. Еще раз было подчеркнуто, что соседние государства выступают за сохранение территориальной целостности Ирака, его суверенитет, единство и безопасность.

Многие арабские государства заявляют о своей готовности участвовать в послевоенном восстановлении Ирака, но с оговоркой, что будут делать это под эгидой ООН, а не американского командования. В последнем случае их руководство опасается спровоцировать массовые общественные волнения, т. к. население арабских стран в большинстве своем резко настроено против США и поддерживаемого ими временного правительства Ирака.

В июле 2004 года премьер-министр Ирака А. Алауи совершил поездку по странам региона, посетив Иорданию, Египет, Сирию, Ливан, Саудовскую Аравию и Кувейт. В ходе проведенных переговоров главным образом обсуждались вопросы обеспечения безопасности в Ираке, оказания содействия делу восстановления страны, а также развития двусторонних связей в экономической и торговой сферах.

Иран продолжает выступать за скорейший вывод иностранных войск с иракской территории. По мнению Тегерана, оккупационные силы ищут различные поводы для продолжения своего присутствия в этой стране, но именно они несут ответственность за нестабильную обстановку в Ираке. Одновременно руководство ИРИ заявляет о своей готовности развивать разностороннее, прежде всего экономическое сотрудничество с новым иракским правительством.

По имеющейся информации, Тегеран не прекращает активной работы с иракскими шиитами, всячески стремится повлиять на политику их лидеров, как М. ас-Садра, так и А. ас-Систани. Шиитской общине Ирака оказывается материальная и финансовая помощь. Под видом паломников на иракскую территорию проникают представители иранских спецслужб. Все это вызывает недовольство у правительства Ирака. С резкими антииранскими выпадами, в частности, вступил министр обороны Х. Аль-Шаалан. Он заявил, что Иран остается главным врагом Ирака и ведет работу, направленную на «поддержание терроризма и привлечение врагов Ирака», «осложнение социальной и политической обстановки». Эти заявления министра обороны были несколько смягчены другими иракскими официальными лицами, но, по сути, не дезавуированы.

Турция продолжает с обеспокоенностью следить за развитием ситуации в Ираке. Министерство обороны страны выступило с предупреждением о том, что межэтническая напряженность в Киркуке может стать угрозой национальной безопасности Турции. В Анкаре считают, что курды в случае получения контроля над городом в значительной степени приблизятся к решению задачи создания автономного, а фактически почти полностью независимого Курдистана. По мнению турецкой стороны, контроль над Киркуком должен осуществляться совместно арабами, туркоманами и курдами. Руководство Турции также серьезно обеспокоено ростом контрабанды оружия из Иракского Курдистана.

Развиваются отношения Ирака с Саудовской Аравией и Кувейтом. Достигнуты договоренности о восстановлении с ними дипломатических отношений. Саудовская Аравия согласилась оказать Ираку финансовую помощь в размере 1 млрд долларов. Саудовская позиция по Ираку исходит из того, что ООН «следует нести ответственность за политические процессы в Ираке, в том числе следить за подготовкой к выборам для формирования нового правительства». Эр-Рияд также «стремится к тому, чтобы ускорить эвакуацию коалиционных сил из Ирака и восстановить полностью, в самые короткие сроки, иракский суверенитет».

Делая шаги по нормализации отношений с Ираком, Саудовская Аравия и Кувейт, тем не менее, продолжают твердо настаивать на полной выплате Багдадом компенсаций за ущерб, принесенный иракским вторжением в Кувейт в 1990 году. Общая сумма компенсационных выплат, одобренная специальной комиссией ООН, составляет 48,6 млрд долларов, из которых по состоянию на начало июля с. г. выплачено только 18,4 млрд долларов. Эр-Рияд и Эль-Кувейт считают, что Ирак, получая доходы от нефти, в состоянии выплатить положенные компенсации и не идут ни на какие уступки по данному вопросу.

Премьер-министр А. Алауи заявил, что антисирийские санкции Вашингтона не повлияют на позицию Ирака по отношению к САР. По мнению Дамаска и Багдада, главной сферой двустороннего партнерства должна стать нефтяная сфера. В тоже время, несмотря на известный прогресс, между двумя странами сохраняются терния по вопросам безопасности и контроля над сирийско-иракской границей.

Иордания продолжает оказывать иракским властям разностороннюю, в т. ч. военно-техническую помощь и заявляет о своей полной солидарности с усилиями временного правительства по восстановлению стабильности и безопасности в соседней стране.

По итогам визита в А. Алауи в Египет принято решение о создании совместной комиссии по двустороннему сотрудничеству в политической, экономической, торговой, областях, сфере безопасности и обороны. АРЕ намерена и впредь оказывать содействие Ираку в деле его послевоенного восстановления.

Иракское руководство заявило, что не станет налаживать отношения с Израилем раньше, чем это сделают другие арабские государства.

В июле была достигнута договоренность о восстановлении Ираком дипломатических отношений с Германией и Францией. В Багдаде возобновило деятельность посольство КНР. Китайская сторона готова оказывать Ираку помощь в восстановлении национальной экономики, прежде всего энергетической отрасли.

Москву в июле посетил министр иностранных дела Ирака Х. Зебари. По итогам переговоров министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что Россия поддерживает «усилия временного правительства Ирака по продвижению политических процессов, вплоть до выборов, для обеспечения истинного суверенитета и территориальной целостности страны». По российской оценке, проведение международной конференции по Ираку с участием оппозиции и соседних государств будет способствовать налаживанию обстановки в стране и обретению Ираком подлинной независимости. Однако нынешние иракские власти, по заявлению Х. Зебари, воспринимают идею Москвы «без особого энтузиазма».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2004 года продолжала оставаться очень сложной и нестабильной. Заметно активизировали свои боевые и террористические действия силы иракского сопротивления и иностранные террористы, что негативным образом отразилось на положении дел в сфере обеспечения безопасности. Серьезные противоречия сохраняются между различными иракскими политическими силами, что в значительной степени препятствует процессу восстановления страны.

По оценке многих специалистов, ситуация в Ираке после передачи власти временному правительству не вызывает оптимизма. Реально в настоящее время можно говорить только об ограниченном суверенитете иракского государства в политическом, экономическом, правовом и военном отношениях. Фактические полномочия новых властей существенно ограничены как решениями, принятыми прежней оккупационной администрацией, так и отсутствием у временного правительства эффективных рычагов влияния на положение дел в стране.

В целом состояние дел в Ираке не позволяет говорить о быстрой стабилизации обстановки в стране и обществе.

63.14MB | MySQL:105 | 0,716sec