К вопросу о передаче в Турецкий фонд благосостояния государственных активов. Часть 3

Напомним, что 5 февраля 2017 года в так называемой «Официальной газете» были опубликованы постановления турецкого Правительства, предусматривающие передачу в пользу Турецкого фонда благосостояния акций крупнейших турецких компаний и ряда объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности. Это событие вызвало в Турции бурную дискуссию. В предыдущих материалах был рассмотрен основополагающий Закон №6741 от 19.08.2016 об учреждении Фонда. В этом материале приступаем к разбору Постановления правительства №2016/9429 от 17.10.2016, предусмотренного упомянутым Законом, касательно структуры и принципов функционирования Фонда. Постановление было опубликовано в «Официальной газете» и вступило в силу с 9 ноября 2016 года.

Разумеется, в постановлении содержатся повторы из разобранного уже нами Закона, однако, считаем необходимым их все же цитировать.

Главной целью учреждаемого закрытого акционерного общества Фонд благосостояния является реализация проектов, создание источников /прим.: финансирования/ под проекты, обеспечение внешнего проектного финансирования, создание местных и зарубежных партнёрств, а также создание источников другими методами. Компания может вступать в договорные отношения с местными и международными организациями с целью исследований, проводимых в рамках основной деятельности.

Как уже было указано в законе, компания свободна покупать и приобретать все виды ценных бумаг и долговых обязательств, и использовать широкий спектр финансовых инструментов, а также осуществлять все виды «торговых и финансовых операций». С целью инвестиций в самой Турции и за её пределами компания может сотрудничать с иностранными государствами и компаниями. Эта деятельность может осуществляться компанией с использованием Фонда национального благосостояния и созданных им, в свою очередь, фондов. Отметим, что офис компании организуется не в столице страны Анкаре, а в Стамбуле. Компания наделяется правами по открытию любой разновидности обособленных подразделений за рубежом.

Управляющие Турецким фондом благосостояния в своей практике руководствуются, помимо стандартных «хороших намерений, осторожности и проницательности», широкой правовой и нормативной базой, включая закон, стратегический план ( стратегический трехлетний план), устав и внутренний регламент. Отдельно оговаривается то, что инвестиционные решения, разумеется, не могут использоваться в качестве источника личной выгоды в свою пользу или в пользу третьих лиц. Также должны быть предусмотрены должные меры защиты информации от третьих лиц – допустим, в части исследований, направленных на те или иные инвестиции.

Подразделения компании и Фонда создаются по решению Совета директоров. Также при Фонде создается Консультационный совет, который собирается на заседания, как минимум, дважды в год. Также при Фонде создается Исполнительный комитет. Деятельность и той и другой структур регулируется решением Совета директоров.

Также в рамках каждого отдельного фонда, создаваемого Фондом благосостояния, создается комитет по инвестициям, состоящий, как минимум, из трёх человек – члена Совета директоров, генерального директора и портфельного управляющего. Также к деятельности комитета по инвестициям возможно привлечение экспертов, как изнутри ведомства, так и сторонних специалистов.

Доходы компании формируются следующим образом: 1) доходы от использования её капитала, 2) платежи за управление фондами, 3) доходы от другой деятельности компании, 4) прочие источники дохода.

Деятельность компании, аффилированных с ней компаний, Фонда благосостояния и аффилированных с ним фондов осуществляется в рамках трехлетних планов, которые разрабатываются Советом директоров и передаются на рассмотрение в Совет министров. При этом компания действует «честно и справедливо», руководствуясь выгодами находящихся в управлении активов и «целостностью рынка».

В компании будет разработан внутренний регламент, направленный на исключение в будущем конфликтов интересов (допустим, между различными активами, находящимися в управлении). Также в компании будет разработана система управления рисками. Подразделение, которое будет отвечать за управление рисками, будет в своей деятельности независимо от управления активами. В компании будет разработан план и регламент действий на случай срочных и непредвиденных обстоятельств.

Персонал компании, помимо членов Совета директоров, состоит из генерального директора, заместителей генерального директора и персонала специалистов и прочего персонала. Закон №6741 определяет набор квалификационных требований, предъявляемых к членам Совета директоров, а также к генеральному директору компании. В свою очередь, Совет директоров определяет набор требований, предъявляемых к персоналу компании.

При подготовке финансовых отчетов о своей деятельности компания руководствуется стандартами, разрабатываемыми Государственным комитетом по стандартизации аудита, бухгалтерской отчетности и контроля. При необходимости, может быть также принято решение об использовании международных стандартов финансового учёта и отчётности.

Контроль за деятельностью компании и фондов ведется независимыми аудиторами (опять же заметим, что при этом не упоминается аудит со стороны Счётной палаты, который смотрелся бы достаточно естественным, коль скоро речь идёт о крупнейших государственных активах). При этом Постановление правительства ссылается на Статью 6 Закона №6741 от 19.08.2016, где парламентский контроль пусть и предусмотрен, но полномочия законодательного органа страны предельно размыты (нет права, допустим, отклонить отчет, направить его на доработку, не говоря уже о том, что роль Меджлиса не просматривается и в составлении трехлетних планов деятельности Фонда и Управляющей компании).

52.34MB | MySQL:103 | 0,827sec