Отношение израильтян к смешанным бракам: результаты социологического опроса

Опрос общественного мнения, проведенный на этой неделе авторитетным израильским социологическим институтом «Маагар мохот» по заказу организации «Яд ле-ахим», касался вопроса об отношении израильских евреев к смешанным бракам. Уместно упомянуть о том, что в Израиле не существует института гражданского брака. Таким образом заключение брака между представителями различных религиозных общин возможно только в случае перехода одного из супругов в вероисповедание другого. Вместе с тем Государство Израиль признает браки, заключенные за его пределами по законам соответствующих государств, в том числе – межконфессиональные браки.

На вопрос, как они относятся к возможности того, что их сын или дочь вступит в брак с человеком, не являющимся евреем, 81% опрошенных израильских евреев ответили: «отрицательно», в том числе 44% — «крайне отрицательно». Среди опрошенных, отнесших себя к категории религиозных или соблюдающих традиции, этот показатель был еще выше – 87%. Только 4% опрошенных ответили, что они всецело поддерживают вступление своих детей в брак с людьми, не являющимися евреями.

Помимо этого, был задан вопрос об отношении к возможности того, что сын или дочь опрашиваемых вступит брак с арабом-мусульманином или арабкой-мусульманкой. На этот раз 93% опрошенных ответили, что они отрицательно относятся к такой возможности, в том числе почти 70% — крайне отрицательно. Среди тех, кто отнес себя к категории религиозных или соблюдающих традиции, против браков с арабами-мусульманами высказались 96% опрошенных. Только 1% опрошенных ответили, что они всецело поддержали бы такой выбор своих детей.

Необходимо пояснить, что столь существенная разница (81% — 96%) в доле отрицательно относящихся к бракам с «теми, кто не является евреями» вообще и с арабами-мусульманами конкретно объясняется двумя основными причинами:

  1. В категорию «не являющихся евреями» попадают лица смешанного происхождения (по большей части репатрианты из бывшего СССР), родившиеся от отца-еврея и матери-нееврейки, которые не рассматриваются в качестве евреев с точки зрения религиозного еврейского права – Галахи, но де-факто являются членами еврейского национального коллектива в Израиле. Значительная (хотя и меньшая) часть израильских евреев, прежде всего нерелигиозных, не рассматривает браки с ними в качестве этнически «смешанных», считая их статус в качестве «неевреев» сугубо религиозной проблемой.
  2. Арабы-мусульмане воспринимаются подавляющим большинством израильских евреев не просто в качестве носителей чуждой религиозной и национальной традиции, но в качестве представителей крайне враждебного по отношению к евреям и к Государству Израиль национально-религиозного коллектива. Не случайно составители опросного листа задали вопрос именно об арабах-мусульманах, а не об арабах вообще (арабы-христиане и особенно друзы не воспринимаются израильскими евреями на уровне массового сознания в качестве враждебных групп).

 

Один из руководителей  организации «Яд ле-ахим», раввин Шмуэль Лифшиц заявил связи с опубликованием результатов упомянутого опроса общественного мнения, что они «снова подтверждают решительную позицию подавляющего большинства евреев Израиля, которые хотели бы, чтобы их сыновья и дочери сохраняли бы свою еврейскую идентичность, свое еврейское культурное наследие и путь, по которому еврейский народ шел на протяжении поколений, и чтобы они выбрали себе еврейских супругов. Несмотря на либеральные голоса, которые в этом случае оказываются в меньшинстве, но иногда они звучат громче голосов большинства граждан Израиля, которые верны еврейскому наследию и традициям. Этот опрос фактически отражает желание еврейских граждан Израиля видеть здесь продолжение цепочки еврейской преемственности и пресечение явления ассимиляции, которое, к моему великому сожалению, растет в численном отношении из года в года из-за отсутствия правительственной программы, направленной на то, чтобы остановить ее».

«Яд ле-ахим ставит своей официальной задачей «предотвращение ассимиляции евреев» в Израиле. В качестве основных путей к ассимиляции ею рассматриваются переход евреев из иудаизма в иное вероисповедание и смешанные браки. Браки между еврейскими женщинами и арабскими мужчинами (обратные случаи единичны) распространены мало, но тем не менее являются ощутимой социальной проблемой. Согласно официальной информации, «Яд ле-ахим», эта организация ежегодно открывает сотни дел по поводу евреек, которые просят помощи для того, чтобы разорвать отношения с представителями национальных меньшинств (арабами), или помощи в разрешении проблем, возникших в связи с расторжением брака с мужем-арабом, а также по поводу детей, родившихся в смешанных браках от еврейских матерей и арабских отцов и стремящихся (обычно вместе с матерью) вернуться к еврейству (с точки зрения Галахи такие дети считаются евреями).

Организация «Яд ле-ахим» была создана группой ультраортодоксальных евреев в 1950 году. Отношение к ее деятельности в израильском обществе неоднозначное. Нередко в адрес «Яд ле-ахим» раздаются обвинения в расизме. Вместе с тем она пользуется немалым влиянием в ультраортодоксальных кругах.

52.26MB | MySQL:103 | 0,494sec