Реакция в Израиле на заявления Марин Ле Пен о запрете второго гражданства

Внимание израильских СМИ и еврейских СМИ Франции привлекло на этой неделе внимание заявление Марин Ле Пен, кандидата на пост президента Франции от крайне правой партии «Национальный фронт» относительно возможности того, что французские евреи будут лишены в случае ее прихода к власти права иметь французское и израильское гражданство одновременно. Ле Пен сказала в минувший четверг в интервью французскому телеканалу «Франс-2», что если она победит на выборах, она потребует принятия закона, согласно которому граждане Франции, имеющие двойное гражданство, должны будут отказаться от второго гражданства в том случае, если оно неевропейское. На опрос интервьюера, коснется ли это и граждан Франции, имеющих израильское гражданство, она ответила утвердительно. «Израиль это не европейское государство и он не рассматривает себя в качестве европейского государства», — пояснила свою позицию по этому вопросу Марин Ле Пен.

Однако когда интервьюер продолжил вопросы в этом направлении, лидер «Национального фронта» перешла в защиту: «Сожалею, но я попрошу этого от них (от французских евреев – В.Ч.), как и от других. Я попрошу израильтян выбрать свое гражданство. Это не означает, что если они не выберут французское гражданство, они должны будут уехать. Франция, безусловно, может принимать на своей земле иностранных граждан на долгий срок, покуда они уважают французские законы и французские ценности – а в этом зачастую состоит проблема с иммигрантами. С израильтянами в этом пункте нет на самом деле никакой проблемы».

Иными словами французские евреи, имеющие как французское, так и израильское гражданство, не являются сами по себе целью данной законодательной инициативы вне зависимости от того, проживают ли они во Франции, или же в Израиле. Ни для кого не секрет, что в качестве проблемы для Франции «Национальный фронт» рассматривает иммигрантов-мусульман и их потомков, многие из которых сохраняют наряду с французским гражданство страны исхода. Однако, как это нередко случается, евреи попадают под действие направленных против мусульман мер «заодно», по соображениям политической корректности, поскольку никто в нынешней Западной Европе не решится принимать закон, открыто дискриминирующий мусульман именно по конфессиональному признаку по сравнению с христианами или, как в данном случае, с евреями.

Последние официальные данные о численности мусульман во Французской Республике по странам исхода были опубликованы Министерством внутренних дел Франции в 1999 году. Тогда их число составляло 4 миллиона 155 тысяч, из которых 1 миллион 550 тысяч были выходцами из Алжира (и их потомками), а 1 миллион – выходцами из Марокко (и их потомками). Согласно оценке 2009 года, во Франции было 4,5 миллиона мусульман.

Еврейское население Франции, согласно оценке 2013 года, составляло 478 тысяч человек. Намного более половины из них составляли выходцы из стран Северной Африки и их потомки. Однако в отличие от мусульман, эмигрировавших из этих стран, они не сохранили их гражданства. Например, алжирские евреи еще в XIX в. стали гражданами Франции и вместе с французскими колонистами (так называемыми «пье нуар») в массовом порядке покинули Алжир после достижения им независимости. В то же время многие тысячи (а возможно, и десятки тысяч) французских евреев приняли гражданство еврейского государства. В последние годы в связи с усилением антисемитизма во Франции существенно возросли темпы еврейской репатриации из этой страны в Израиль. В Израиле проживают многие десятки тысяч репатриантов из Франции и их потомков, сохраняющих, наряду с израильским, французское гражданство (излишне упоминать о том, что наличие гражданства одной из стран ЕС может рассматриваться в качестве фактора удобства даже теми, кто фактически уже никак не связан с конкретной европейской страной и даже не владеет ее языком). Параллельно получило развитие явление, когда французские евреи приезжают на короткое время в Израиль, получают израильское гражданство, часто также приобретают недвижимость «на всякий случай», после чего возвращаются во Францию (уместно отметить, что аналогичное явление характерно в последние годы и для евреев России).

Таким образом, введение предлагаемого Марин Ле Пен закона может затронуть интересы очень многих израильтян и французских евреев, имеющих израильское гражданство. При этом следует отметить, что есть немало государств, которые не разрешают своим гражданам иметь второе гражданство. Репатрианты из таких государств в Израиле выработали три линии поведения в зависимости от конкретной ситуации:

  1. Отказ от гражданства страны исхода (такой подход был характерен, например, для репатриантов из Белоруссии, которая не разрешала иметь два гражданства)
  2. Сохранение гражданства страны исхода наряду с израильским гражданством, несмотря на запрет (такой подход характерен до сих пор для репатриантов с Украины, которая формально не разрешает своим гражданам иметь второе гражданство, но фактически игнорирует его наличие).
  3. Отказ от получения полноценного израильского гражданства. Вместо этого получается статус «постоянного жителя» Израиля, отличающийся от гражданства, по сути, только тем, что он не дает права на участие в выборах в Кнессет (такой подход характерен для репатриантов из некоторых западноевропейских государств, не разрешающих своим гражданам иметь второе гражданство).

Не исключено и то, что в случае своего гипотетически возможного прихода к власти Марин Ле Пен сочтет допустимым несколько изменить свою позицию и включить Израиль в число тех государств, гражданство которых разрешается иметь гражданам Французской Республики. Она последовательно выступает за ужесточение французской иммиграционной политики, она неоднократно подвергала критике нынешние «слишком щедрые», по ее словам, иммиграционные законы. Однако Марин Ле Пен уже сделала исключения для некоторых стран, заявив, что предлагаемый «Национальным фронтом» запрет двойного гражданства будет касаться граждан США и стран Северной Африки, но не граждан стран ЕС и России. Так почему бы и не Израиля тоже?

А пока что ее заявление вызывает серьезное беспокойство среди евреев Франции и французских граждан, постоянно проживающих в Израиле. Об упомянутом заявлении Марин Ле Пен было сообщено во всех без исключения ведущих газетах Израиля. В целом тон этих сообщений и комментариев к ним был недружелюбным по отношению к лидеру французского «Национального фронта», но сдержанным. Представляется, что этот тон достаточно точно отражается в приведенном ниже фрагменте из статьи, опубликованной по этому поводу в газете «Маарив»:

«Марин Ле Пен – яркий претендент на пост президента Франции, и сейчас она лидирует во многих опросах общественного мнения. Она вызывает опасения среди французского еврейства в связи с ее экстремистскими позициями по вопросу отношений религии и государства – она требует, чтобы в общественных местах не было бы никаких религиозных символов. Среди прочего она говорила в прошлом, что запретит евреям надевать ермолки (в общественных местах, за исключением синагог и т.п. – В.Ч.). Отец Ле Пен, который руководил в прошлом партией, Жан Мари Ле Пен, неоднократно делал всякого рода антисемитские высказывания в ходе своей политической деятельности, но сама (Марин – В.Ч.) Ле Пен попыталась изменить лицо партии в этом вопросе и она концентрирует свою критику на исламе во Франции».

В израильских СМИ на французском языке не появились до сих пор никакие реакции на упомянутое заявление Марин Ле Пен, чем либо отличающиеся от опубликованного по этому поводу на иврите. Реакция французского еврейства (как в самой Франции, так и среди репатриантов из Франции в Израиле) в целом выглядит достаточно минорной. И это при том, что французским евреям идея запрета на второе гражданство никак не может понравиться. Она затрагивает интересы слишком многих, резко меня сложившуюся в течении десятилетий ситуацию. Уместно напомнить о том, что у французских евреев даже есть депутат французского парламента (Меир Хабиб), имеющий израильское гражданство и квартиру в Иерусалиме. В Израиле, кстати, депутаты Кнессета (в отличие от рядовых граждан еврейского государства) обязаны отказываться от второго гражданства.

Этому обстоятельству, на наш взгляд, может быть только одно объяснение:  французские евреи просто не хотят поднимать излишнего шума по поводу заявления Марин Ле Пен. Во-первых, это им не поможет (евреи — не ее электорат), во-вторых, они, безусловно, надеются, что эта неожиданно наметившаяся проблема как-нибудь разрешится сама собой, без их участия, поскольку лидер «Национального фронта» в общем-то не их имела в виду.

52.22MB | MySQL:103 | 0,454sec