К вопросу о передаче в Турецкий фонд благосостояния государственных активов. Часть 5

Напомним, что 5 февраля 2017 года в так называемой «Официальной газете» были опубликованы постановления турецкого Правительства, предусматривающие передачу в пользу Турецкого фонда благосостояния акций крупнейших турецких компаний и ряда объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности. Завершив в предыдущих статьях рассмотрение двух основных законодательных актов, регулирующих деятельность учреждаемого ведомства (Закон №6471 от 19.08.2016 и Постановление правительства №2016/9429 от 17.10.2016), перейдем к рассмотрению того, какие государственные активы были собраны под зонтиком Фонда  и переданы в управление Управляющей компании Фонда.

Итак, для начала просто перечислим, государственные доли в каких компаниях, согласно Постановлению правительства №2017/9756 от 24.01.2017 (опубликовано в так называемой «Официальной газете» и вступило в силу 05.02.2017) были переданы в Фонд благосостояния. В их числе, надо сказать, крупнейшие представители своих отраслей – Сельскохозяйственный банк Ziraat Bankası Anonim Şirketi, известная в России трубопроводная корпорация «Боташ» — аналог российской «Транснефти» (турецкое наименование: Boru Hatları ile Petrol Taşıma Anonim Şirketi или BOTAŞ), Почта и телеграф Турции (Posta ve Telgraf Teşkilatı Anonim Şirketi), Турецкая нефтяная (точнее, нефтедобывающая) компания (Türkiye Petrolleri Anonim Şirketi или TPAO), Стамбульская биржа (Borsa İstanbul Anonim Şirketi), Турецкая компания спутниковая, новостная и кабельного телевидения (Türksat Uydu Haberleşme Kablo TV ve İşletrme Anonşm Şirketi), Горнодобывающая компания (Eti Maden İşletmeleri Genel Müdürlüğü) и Чайная компания (Çay İşletmeleri Genel Müdürlüğü).

Кроме того, не зафиксировано пока постановлениями турецкого правительства, но уже принято решение Советом по приватизации по передаче в пользу Фонда благосостояния ещё двух гигантов индустрий – государственных акций одной из крупнейших авиакомпаний Европы и безусловного монополиста в самой Турции – «Турецких авиалиний» (Türk Havayolları Anonim Şirketi) и небезызвестного Народного банка (Halkbank Anonim Şirketi), чью деятельность в своё время связывали с торговыми операциями с Исламской Республикой Иран, в острейший период её нахождения под режимом санкционного давления со стороны США и Европейского союза.

Также, постановлением правительства «чрезвычайного положения», имеющего силу Закона №680 от 02/01/2017 (опубликовано в «Официальной газете» и вступило в силу 6 января 2017 года) в пользу Фонда благосостояния были переданы в бесплатное управление сроком на 49 лет акции Национальной лотереи – монополиста на внутреннем рынке различных азартных игр с населением (турецкое наименование Milli Piyango İdaresi Genel Müdürlüğü). Напомним не столь давнюю и очень запутанную историю с попыткой приватизации этой, без преувеличения, мега-прибыльной корпорации, когда частному сектору было предложено получить её в срочное управление на условиях концессии с регулярными отчислениями доли дохода в пользу государства. Однако, по целому ряду причин, в первую очередь – финансового свойства, этого не произошло. Достаточно отметить, что было сделано несколько попыток. В ходе первой из них стоимость покупки концессии достигала 2 млрд 750 млн долларов, которую победителю надо было оплатить единоразовым платежом. В итоге, ему проще оказалось отказаться от победы, заплатив по гарантии предложения (бид бонду) компенсацию в размере 10 млн долларов, которые были учтены на балансе, как доход Управления по приватизации. Также отметить, что в пользу Фонда благосостояния, тем же Постановлением режима чрезвычайного положения, были переданы кроме различных лотерейных азартных игр, ещё и скачки – компания Türkiye Jokey Kulübü, принимающая ставки на забеги как в самой Турции, так и за её пределами (не менее популярная забава у населения, чем лотерея в форме различных билетов, «угадай 10 чисел» и проч.).

Отдельно стоит отметить, что в пользу Фонда благосостояния был передан ряд объектов недвижимости в районе Антальи, Айдына, Стамбулы, Ыспарты, Измира, Кайсери и Муглы. Лишь только её стоимость была оценена в размере 3 млрд турецких лир.

Что же до стоимости прочих активов, если исходить только из размеров уставного капитала (а не, допустим, показателей прибыльности и стоимости накопленных активов), то картина будет выглядеть следующим образом:

  1. Трубопроводная компания: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 4,15 млрд тур. лир.
  2. Турецкая нефтяная корпорация: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 3 млрд тур. лир.
  3. Сельскохозяйственный банк: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 5 млрд тур. лир.
  4. Почта и телеграф Турции: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 981,1 млн тур. лир.
  5. Стамбульская биржа: доля Казначейства 73,6%. Оплаченный капитал 423,3 млн тур. лир.
  6. Спутниковая компания: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 1,47 млн тур. лир.
  7. Горнодобывающая компания: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 600 млн лир.
  8. Чайная компания: доля Казначейства 100%. Оплаченный капитал 1,49 млрд тур. лир.

Сюда же, для полноты картины, добавим:

  1. «Турецкие авиалинии»: доля Управления по приватизации – 49,12%. Оплаченный капитал 1,38 млрд тур. лир.
  2. Народный банк: доля Управления по приватизации – 51,11%. Оплаченный капитал 1,25 млрд тур. лир.

Разумеется, стоимость активов, переданных в управление Фонда благосостояния 1) нельзя получить простой операцией сложения размеров уставных капиталов (без комплексного аудита движимого и недвижимого имущества, показателей прибыльности и убыточности, портфеля заказов и т.д.), 2) нельзя измерить деньгами вообще, учитывая, что почти все из перечисленных компаний являются,  каждая в своем сегменте, монополистами на турецком рынке – системообразующими для турецкой экономики.

Также отметим, что фонды благосостояния – не уникальная практика, однако, как отмечают критики в самой Турции, подобные фонды создаются странами с профицитными бюджетами, а не странами, которые подобно Турции, сводят минусовые балансы. Со сферой деятельности будущего Фонда, в принципе, все более-менее, понятно, но теперь возникает следующий вопрос – на какие проекты направит свой мощный финансовый «кулак» созданный в Турции Фонд благосостояния и Управляющая компания при нём?

52.35MB | MySQL:105 | 0,743sec