Политические альтернативы Израиля на иерусалимской конференции

В понедельник 13 февраля в столице Израиле прошла 14-ая  ежегодная Иерусалимская конференция («Кенес Ерушалаим»), проводимая влиятельным израильским религиозно-сионистским еженедельником «Бе-шева» (издается с 2002 года). Как всегда, Иерусалимская конференция была посвящена актуальным проблемам израильского общества. Участие в ней приняли многие влиятельные израильские политики.

Выступление министра экологии и по делам Иерусалима Зеэва Элькина (Ликуд), являющийся также членом узкого кабинета министров по безопасности и иностранным делам, было сконцентрировано на актуальных проблемах столицы Израиля. Он подверг резкой критике проводившуюся на протяжении целого ряда лет (из-за давления со стороны США) политику замораживания еврейского строительства в Иерусалиме. По его словам, именно эта политика привела к ряду острых проблем города. В своем выступлении Зеэв Элькин отметил в частности, что бóльшая часть населения Иерусалима проживает на сегодняшний день за «зеленой линией» (существовавшая в 1949-1967 гг. линия разграничения между позициями израильтян и иорданцев), на востоке и на севере города. «Это много говорит о фантазиях по поводу разделения города. Это невозможно сделать. Разделить Иерусалим — значит убить его», — подчеркнул министр.

Уже сейчас 40% еврейского населения Иерусалима, согласно информации Зеэва Элькина, проживает за «зеленой линией». «Еще немного и половину всех жителей Иерусалима, проживающих за «зеленой линией», будут составлять евреи, — сказал он, — Это хорошие новости, однако мы собрались здесь не для того, чтобы самих себя одобрительно похлопать по плечу, а для того, чтобы прямо взглянуть на стоящие перед нами проблемы.

А эти проблемы очень не просты. Имеет место постоянное размывание еврейского демографического большинства в Иерусалиме. Сейчас в городе евреи составляют порядка 60% всех жителей (62,8% — согласно официальным статистическим данными 2014 года – В.Ч.), и это большинство постепенно уменьшается. Прежде оно уменьшалось из-за проблем рождаемости. Теперь это наоборот. Еврейская рождаемость в Иерусалиме превосходит арабскую рождаемость, однако из-за отрицательного миграционного баланса в городе (среди еврейских жителей – В.Ч.) гораздо больше людей покидают Иерусалим, и поэтом еврейское большинство в нем размывается».

Причина этого, по мнению министра Зеэва Элькина, состоит в том, что «не строят достаточно. Надо снова начать строить, по меньшей мере, по 4000 единиц жилья ежегодно вместо тех 2000 в среднем, которые стоили ежегодно на протяжении последнего десятилетия. Это большой вызов иерусалимскому муниципалитету, нам (правительству – В.Ч.) и планирующим организациям. Сейчас есть окно возможностей, и надо строить в Иерусалиме не 4000, а 6000 единиц жилья»

Зеэв Элькин предостерег по поводу происходящего в ряде арабских кварталов Иерусалима: «Каждый, кто возьмет автомобиль и поедет в арабские кварталы на востоке и на севере Иерусалима, почувствует, что он приехал в другой город, — сказал он, — Это недопустимая ситуация. Государство, которое говорит о суверенитете (во всем Иерусалиме и на территориях Иудеи и Самарии – В.Ч.), не может смириться с такой ситуацией и поэтому надо изменить реальность в арабских кварталах. Изменить инфраструктуры и систему образования. Не хватает множества классов (в арабских школах Иерусалима – В.Ч.), а в тех классах, которые построены, учатся по учебной программе, определяемой в Рамалле. Мы вырастили целое поколение молодых людей, которым уже больше 20 лет, которые учились по палестинской учебной программе. Пришло время изменить эту реальность».

Следует пояснить, что в подавляющем большинстве арабских школ Иерусалима преподавание до сих пор ведется в соответствии с программами школ Палестинской национальной администрации (ПНА), а не в соответствии с программами израильских арабских школ. До создания ПНА преподавание в них шло по иорданским программам. Это усложняет интеграцию иерусалимских арабов в израильское общество. Следует упомянуть и о том, что в школах, работающих по программам ПНА, не преподается язык иврит, что резко сужает возможности их выпускников трудоустроиться на израильском рынке или поступить в израильские ВУЗы.

Особо Зеэв Элькин коснулся проблем, созданных строительством разделительного забора внутри Иерусалима (в 2003-2006 гг., в правление премьер-министра Ариэля Шарона).  Министр по делам Иерусалима подчеркнул, что строительство стены было «огромной ошибкой», которая оставила часть кварталов за забором, несмотря на то, что они все еще являются муниципальной территорией Иерусалима. «В результате этого развилась реальность Дикого Запада, никто толком не контролирует эти кварталы, — сказал Зеэв Элькин, — Муниципалитет не предоставляет там услуг потому, что он не способен сделать этого. Мы пришли к ситуации нищеты и инфраструктур, которые еще хуже, чем у  Палестинской Национальной Администрации. Мы собственными руками готовим здесь демографическую и террористическую бомбу, угрожающую населению Иерусалима».

Следует пояснить, что речь идет о ряде периферийных чисто арабских кварталах. Наиболее проблемным из них является включенный в муниципальную черту Иерусалима лагерь беженцев Шуафат, являющийся источником уголовной и националистической преступности в израильской столице. Слабость контроля муниципальных властей, не способных действовать на территории этого квартала без сопровождения сил пограничной стражи (МАГАВ), привела в частности к тому, что точно даже неизвестно, сколько человек проживает в лагере беженцев Шуафат. Оценки колеблются от 8 тысяч до 20 тысяч человек.

В завершение своего выступления Зеэв Элькин призвал соединить Иерусалим с окружающими его поселениями. «Сидеть, сложа руки, невозможно. Иерусалим не существует сам по себе, вокруг него есть много израильских поселений. Одна из важнейших задач, по моему мнению, продвигать осуществление идеи Большого Иерусалима, который включит в себя Маале-Адумим, Гивъат-Зеев, Эфрату и Гуш-Эцион (З.Элькин не упомянул некоторые еврейские поселения, расположенные поблизости от Иерусалима. Крупнейшим из них является населенный ультраортодоксальными евреями город Бейтар-Илит с населением в 50 тысяч человек. – В.Ч.), развивать эти районы как единое целой, что, в конце концов, приведет к естественному и верному шагу – распространению израильского суверенитета» (на весь «Большой Иерусалим» — В.Ч.).

Председатель оппозиции, лидер левого парламентского списка «Сионистский лагерь» депутат Кнессета Ицхак Герцог решительно отверг в своем выступлении планы израильских правых, направленные на аннексию тех или иных территорий Иудеи и Самарии. Он призвал интенсивно продвигать решение конфликта с палестинцами на основе принципа «двух государств для двух народо»в. Уместно упомянуть о том, что именно это решение пытались на протяжение двух десятилетий, с начала 90-х годов прошлого века реализовать израильские левые, начиная с Ицхака Рабина и Шимона Переса.

«Государство Израиль находится сейчас, полвека спустя после Шестидневной войны, на решающем историческом перепутье, — сказал Ицхак Герцог, — Мы должны быть искренними и точными и видеть реальность такой, какая она есть. Пришло время освободиться ото лжи крайне правых и крайне левых. (…) Мне важно сказать, что моей отправной точкой всегда было то, что Иудея и Самария это часть моей родины, колыбель нашей культуры и нашей Торы, а Иерусалим – столица нашего народа на протяжении тысячелетий, испокон веков. (в этом контексте стоит напомнить о том, что Ицхак Герцог – сын президента Израиля Хаима Герцога и внук главного ашкеназского раввина Израиля Ицхака Герцога, который был когда-то одним из лидеров религиозных сионистов. Соответственно нынешний лидер оппозиции в юности обучался в религиозных учреждениях и идеология религиозных сионистов не является для него чем-то непонятным – В.Ч.) Но, признав это, я хочу сказать сегодня тяжелые истины, часть из которых будет особенно тяжела уважаемой публике, находящейся здесь. Однако мой долг, как израильского патриота, сказать эту истину. (…) Поселенчество достигло таких масштабов, которые ставят под угрозу само существование Израиля как еврейского государства. Продолжение необузданного строительства во всех поселениях, рассеянных по всей стране (…) приведет к тому, что на смену государству еврейского большинства придет государство арабского большинства.

Вторая моя истина состоит в том, что длительное господство над другим народом (имеется в виду контроль над арабами, живущими на территориях, перешедших под контроль Израиля в результате Шестидневной войны 1967 года – В.Ч.) привело нас сегодня к опасной точке, которая угрожает моральному облику Израиля и его характеру как демократического государства. Третья моя истина состоит в том, что необходимо признать, что попытка достичь постоянного мира одним ходом (…), на одной конференции (…) не удалась, она снова и снова проваливалась». Таким образом, Ицхак Герцог признал, что израильскими левыми были допущены в недавнем прошлом серьезнейшие ошибки, и политический процесс, начатый в 1993 году в Осло, зашел в тупик.

Однако, не смотря на это, лидер левой израильской оппозиции тут же заявил, что «решение на основе двух государств даст выход и приведет к завершению этого кровавого и многолетнего конфликта».

«Часть израильских правых в восторге и в радостном волнении от возможности аннексировать. Окончательно ликвидировать мечту о двух государствах (…) Они хотят наброситься и уничтожить всякую возможность раздела (Эрец-Исраэль/Палестины – В.Ч.) и мира, — сказал он, — Наши враги хотят уничтожить еврейское государство. Концепция, которую проводит Беннет и его единомышленники, ведет к тому же. Именно концепция одного государства для двух народов, которую продвигает Беннет и лидеры Ликуда, служит той цели, к которой стремятся враги Израиля – уничтожение идентичности Государства Израиль как еврейского национального государства».

Иллюстрацией к словам Ицхака Герцога по поводу такого рода настроений среди лидеров Ликуда могло бы послужить выступление министра по делам социального равноправия Гилы Гамлиэль (Ликуд), которая сказала среди прочего: «У нас есть друг в Белом доме. Пришло время укрепить поселенчество и принять отчет Эдмонда Леви (имеется в виду представленный правительству Израиля в 2012 году отчет юридической комиссии по проверке статуса еврейского строительства в Иудее и Самарии, во главе которой стоял бывший судья Верховного суда Эдмонд Леви. Согласно этому отчету, Иудея и Самария не являются оккупированными территории, а израильское строительство на них законно с точки зрения международного права – В.Ч.). Пришло время урегулировать статус еврейского поселенчества в Иудее и Самарии и распространить суверенитет на все части родины».

Сам лидер религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет счел нужным напрямую коснуться в своем выступлении идей, высказанных в выступлении столь резко критиковавшего его лидера оппозиции Ицхака Герцога. Нафтали Беннет предостерег от попытки решения арабо-израильского конфликта на основе плана «двух государства для двух народов». «В арабских государствах есть миллионы (палестинских – В.Ч.) беженцев, — сказал он, — Правда, они не беженцы, а потомки беженцев, которые — единственные в мире — получают по наследству статус беженцев (имеется в виду, что критерии, применяемые ООН к палестинским беженцам, отличаются от критериев, применяемых этой международной организацией по отношению ко всем остальным беженцам – В.Ч.). Из-за одного непродуманного решения мы можем запустить в нашу страну миллионы. Сионизму потребовалось сто двадцать лет, чтобы достичь еврейского большинства между морем и Иорданом. Мы можем потерять его в одно мгновение из-за одного необдуманного решения. Вы что думаете, что эти беженцы остановятся в Шхеме (Наблусе – В.Ч.)? В Дженине? Нет, они продолжат дальше, в Яффу, в Акко (то есть из городов, находящихся под контролем ПНА, — в города, входящие в состав Государства Израиль – В.Ч.). Условия для уничтожения еврейского демократического государства создают именно сторонники создания палестинского государства».

Нафтали Беннета поддержала министр юстиции Айелет Шакед, также представляющая партию «Еврейский дом». Среди прочего она сказала в своем выступлении, что израильскому правительству не следует «обходить Трампа слева, потому что Республиканская партия США сама удалила идею двух государств (как пути разрешения арабо-израильского конфликта – В.Ч.) из своей программы, поэтому мы должны удалить всякое упоминание об этой идее в переговорах с американцами».

52.33MB | MySQL:103 | 0,490sec