Турецко-американские отношения на современном этапе: взгляд из Турции

Через два дня после сорокопятиминутного разговора президента Турции Реджепа Тайипа Эрдоган и президента США Дональда Трампа, новоназначенный директор ЦРУ Майк Помпео прибыл в Анкару в качестве официального гостя главы Национальной разведывательной организации Турции (MИT) Хакана Фидана.

Это первый зарубежный визит М.Помпео, который он совершает в Турцию через 17 дней после вступления в должность. Глава ЦРУ встретился с Хаканом Фиданом, а затем был принят президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Ссылаясь на планы возглавляемой США коалиции освободить сирийский город Ракку, проправительственная газета «Стар» сообщила: «Он едет из-за Раки»,  «Он едет для Сирийской свободной армии», — писала другая проправительственная газета «Йени Шафак», «Хюрийет» утверждала, что решение отправить в Анкару главу американского ЦРУ было принято во время телефонного разговора лидеров двух стран.

В то время как  провравительственные СМИ пестрели заголовками о «начале новой эры в турецко-американских отношениях», указывая на то, что новоназначенный глава ЦРУ свою первую поездку совершил в Турцию, были и те, кто настороженно отнесся к данном факту. Так, профессор Технического университета Ближнего Востока Мустафа Тюркеш придерживается того мнения, что создалась достаточно странная ситуация, где обе стороны не доверяют друг другу и в отношениях отсутствует четкий консенсус: «В том, что свой первый визит в данной должности Помпео совершает в Турцию, нет ничего хорошего и  нечем хвастаться. Создаётся затруднительная ситуация. Вместо того, чтоб вопросы решать с помощью дипломатии, трансформация отношений  начинается на основе разведывательных служб, что очень рискованно.  Это касается не только Сирии, но и других вопросов.    Отношения Турции с ЦРУ находятся в очень опасном формате»,- считает Мустафа Тюркеш.

Высокопоставленный турецкий чиновник сообщил «Аль-Монитор», что разговор между Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом шел «очень хорошо», но отказался предоставить более подробную информацию.

Можно заметить, что в официальном сообщении о телефонном разговоре между лидерами двух стран не было ни слово об ответе Д.Трампа на недовольство Р.Т.Эрдогана по поводу стратегии США по отношению к YPG (Отряды народной самообороны).  В сообщении Белого дома отмечается: «В ходе беседы стороны говорили о тесных и давних связях между двумя странами, а так же o приверженности борьбе с терроризмом во всех его проявлениях».

«Мало кто верит, что Пентагон откажется от YPG и арабских союзников США, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективная сила в борьбе против «Исламского государства», особенно перед  запланированном наступлением на Ракку. Тем не менее, продолжаются дебаты на счёт того, смогут ли преимущественно курдские силы удерживать город с преимущественно арабским населением»,- пишет известная турецкая журналистка, эксперт Центра Вудро Вильсона Амберин Заман. Подобные мнения не безосновательны. Достаточно отметить, что назначенный президентом Д.Трампом госсекретарь Рекс Тиллерсон в январе заявил, что сирийские курды являются самыми большими союзниками США.

По мнению газеты «Заман», несмотря на то, что турецкие войска добились успеха в отчистке турецких границ от сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), борьба за город Эль-Баб оказалась намного жестче как в дипломатическом, так и военном плане, что более осложняется тем фактом, что Турция и США не сошлись в вопросах проведения  военной операции по его освобождению.

Вашингтон заявляет, что Турция начала военную кампанию по взятию Эль-Баба без консультаций с возглавляемой США коалицией, в то время как Анкара упрекает Вашингтон за то, что он отказался оказывать поддержку.

Кроме того, по мнению аналитиков, визит главы ЦРУ в Анкару фокусировался не только на военных операции в Ракке и Эль-Бабе, но и на ситуации Идлибе, где идут бои между разными группами сирийской оппозиции.

Доцент кафедры международных отношений университета Мармара Эмрел Парлар Дал, оценивая нынешний этап турецко-американских отношений, выражает мнение, что с одной стороны,  в течении переходного периода Д.Трамп будет придерживаться концепции «жди и смотри», а с другой стороны, принятие быстрых действий на ближневосточной арене, в частности, в Сирии, это то, чего от него ждут Анкара и Москва.

Нужно отметить, что  самой Турции дискуссии о вопросе военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии становятся все острее. Это связанно в большей степени с тем, что  военная операция по захвату Эль-Баба затянулась и дала почву для сомнений в «могуществе турецкой армии». Социолог, писатель, колумнист Оя Байдар в своей статье «Важные высоты Эль-Баба и наши неважные дети» задаётся вопросами «для чего эта война, чья эта война». О.Байдар отмечает, что «Турция с каждым шагом всё глубже утопает в болоте, что является неминуемым результатом османских экспансионистских грёз, амбиций доминирования в регионе, режима правления одного человека и проекта уничтожения курдов». «Кровью наших детей эти высоты стали важными? Однако это ни наши земли, ни наша родина! Ни родина пришедших из других стран захватчиков ИГИЛ (прежнее название ИГ-авт.) и ни турецких солдат, втянутых в войну. Она принадлежит сирийскому народу, жителям Эль-Баба»- добавляет он. Нужно отметить, что по официальным данным Министерства национальной обороны Турции, с начала операции «Щит Евфрата» погибли более шестидесяти турецких военнослужащих.

Уже долгое время власти Турции заявляют, что Эль-Баб вот-вот будет взят, однако окончательной победы пока так и нет. Даже заявление президента Р.Т.Эрдогана, что  Эль-Баб в настоящее время окружен со всех сторон, и полный контроль над городом союзническими силами только вопрос времени, не воспринимается в турецкой общественности как победа турецкой армии. Не случайно, что многие турецкие аналитики задаются вопросом о том, что какой флаг будет вывешен в городе после окончательного захвата — Турции или Свободной  сирийской армии?

Военный корреспондент на севере Сирии Сейит Эвран перечисляет причины почему взятие города так затягивается. Во-первых, из-за нехватки разведывательных данных. Именно поэтому на данный момент предпочтительными являются артиллерийские обстрелы. Такой подход не является селективным и влечёт за собой многочисленные жертвы среди гражданских лиц. По данным Сирийского наблюдательного центра за правами человека, с августа 2016 года  около 300 мирных жителей, в том числе 60 детей и 35 женщин, погибли во время боевых действий за Эль-Баб, в основном в следствии турецких авиаударов. Во-вторых, турецкая армия не имеет достаточного количества управляемых ракет «воздух-земля». Не случайно, что главной целью визита турецких официальных лиц в Южную Корею была закупка высокоточное оружия. «Джараблус был взят без каких-либо столкновений, что представилось, как военная победа турецкой армии. После получения разрешения со стороны США, России и Ирана, турецкая армия оккупировала Ар-Раи и Дабик. Зная, что это не предотвратит создание курдского коридора, Турция доставила немало неприятностей возглавляемой США коалиции, начиная военную операцию по взятию Эль-Баб и заявляя о дальнейших целях завоевать Манбидж и Раку»,- добавляет С.Эвран.

Несмотря на то, что пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил, что администрация Д.Трампа позитивна относится к вопросу о создании т.н. «зоны безопасности» на севере Сирии, турецкие аналитические круги с настороженностью восприняли данную информацию. В частности, они начали обсуждать, что Анкара и Вашингтон имеют разные представления о зоне безопасности.

Пока еще не ясно, что администрация Д.Трампа будет делать на сирийском фронте, однако нкара хочет дать новый старт в отношениях с Вашингтоном. Турция устанавливает прямые и непосредственные контакты с США, прежде чем она определит свою стратегию. Именно поэтому турецкое руководство решило не выступать с резкими заявлениями и обострять отношения по поводу решения Д.Трампа о запрете въезда в страну мусульман из некоторых ближневосточных стран. Как правильно отмечает эксперт по внешней политики Турции Барчин Йынанч, национальные интересы Турции диктуют о молчании её властей об этом вопросе. Эксперт пишет: «Турция, которая стремится стать голосом всех угнетённых, лидерам и защитником всех мусульман, дабы избежать кризиса, предпочла молчание. Иронично, однако, именно новые власти Турции свирепо критиковали предыдущую администрацию за пассивное и безразличное отношение к мусульманскому миру. В то время, как президент Эрдоган упрекает Меркель за “исламистский терроризм”, никто в турецких правящих кругах не реагирует на заявление Трампа о решимости бороться “против радикальных исламских террористов”».

52.28MB | MySQL:103 | 0,426sec