Ситуация в Судане и Южном Судане: январь 2017 г.

Новый год в Судане начался с атаки неизвестных вооруженных лиц на город Нертити в горной зоне Джебель Марра, находящейся на стыке трех дарфурских штатов. В результате атаки погибли 8 человек, главным образом женщин и детей, около 60 получили ранения. Дарфурские повстанцы сразу же обвинили проправительственные полувоенные формирования в совершении этой атаки.

Несмотря на объявленный режим прекращения огня и объявленную в сентябре 2016 года президентом Судана Омаром аль-Баширом программу возвращения Дарфура к миру, в Джебель Марра то и дело вспыхивают спорадические бои между проправительственными силами и повстанцами.

Как заявил Ашафих ас-Салех — представитель одной из неправительственных организаций, поддерживающих дарфурских повстанцев – «суданские военные атаковали город, чтобы отомстить за смерть солдата, труп которого был обнаружен ранее в Нертити».

Повстанцы из «Армии освобождения Судана» (АОС) также обвинили правящий режим в совершении нападения на город. При этом утверждалось, что правящий режим использовал формально действующий режим прекращения огня с тем, чтобы прикрыть преступления, совершенные боевиками проправительственных милицейских формирований.

31 декабря президент Омар аль-Башир продлил на месяц односторонний режим прекращения огня, который он ранее ввел в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан.

5 января в Абудже было объявлено, что Нигерия отправит контингент из 800 солдат и офицеров в состав Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad). Объявивший об этом начальник генштаба нигерийской армии генерал Тукур Буратаи заверил, что нигерийские военные выполнят возложенную на них миссию «с подобающим профессионализмом».

13 января представители администрации Б.Обамы заявили, что США намерены отменить несколько экономических санкций, введенных в свое время против Хартума, в знак «признательности» за прогресс, достигнутый Суданом при том, что он останется в «черном» американском списке «стран, поддерживающих терроризм», а также не изменится позиция США относительно военных преступлений, совершенных в Дарфуре.

Судан находится под торговыми санкциями США с 1997  г. Тогда Вашингтон обвинял Хартум в поддержке терроризма, и для этого были все основания, поскольку небезызвестный Усама бен Ладен нашел прибежище в Судане в период с 1992 по 1996 гг.

Тогда же, 13 января, Б.Обама объявил об отмене некоторых торгово-экономических санкций. Это решение вступит в силу через 6 месяцев с тем, чтобы «поощрить правительство Судана продолжать его усилия».

Решение о частичной отмене санкций, принятое администрацией Б.Обамы за неделю до истечения его мандата, было расценено правозащитной организацией «Хьюман Райтс Уотч» как «необъяснимое». «Правительство Судана не сделало ни малейшего прогресса ни по одному из основных критериев», — заявила отвечающая в этой организации за Африку Лесли Лефков. По ее оценке, «продолжаются военные преступления и преступления против человечности в Дарфуре», а также «подавление независимых голосов». «Вместо того, чтобы использовать свою власть и потребовать проведения реальных реформ, которые были бы полезны для суданских граждан, администрация Обамы направила самое плохое возможное послание Судану и другим репрессивным правительствам: если вы сотрудничаете в вопросах борьбы с терроризмом, все ваши злоупотребления властью, в том числе вашего президента, будут игнорироваться», — заявила она.

Понятно, что Хартум приветствовал частичное снятие антисуданских санкций. Как отмечалось в коммюнике МИД Судана, это ведомство «приветствует решение президента Барака Обамы аннулировать исполнительные указы, изданные 5 ноября 1997 года и 17 октября 2006 года о введении экономических санкций против Судана». Это решение квалифицировалось как «важное позитивное развитие в двусторонних отношениях между США и Суданом» и как «естественный результат совместных усилий и долгого и искреннего диалога между двумя сторонами».

В коммюнике МИД Судана утверждалось о «решимости Судана продолжить сотрудничество и диалог с США вплоть до исключения Судана из списка стран, поддерживающих терроризм».

20 января разразился достаточно непонятный скандал в Minuad, когда командование Миссии объявило о начале расследования в связи с обнаружением оружия, которое хотели вывезти из Судана военнослужащие одного из миротворческих подразделений, замененные по ротации. Как заявил представитель командования Миссии Ашраф Иса, «военнослужащие секции безопасности Minuad обнаружили оружие и военное снаряжение в багаже военнослужащих одного из подразделений миротворцев в момент их ротации в аэропорту Эль-Фашера на севере Дарфура». По его словам, «Minuad немедленно информировала компетентные суданские власти и начала расследование». Командование Миссии не уточнило национальность военнослужащих, в отношении которых начато расследование.

26 января в Хартуме было объявлено, что в тот же день в Хартум после 30-месячной жизни в изгнании возвращается лидер оппозиционной партии «Умма», бывший премьер-министр Судана Садек аль-Махди, правительство которого было свергнуто в 1989 году в результате госпереворота, организованного действующим президентом страны Омаром аль-Баширом.

С.аль-Махди покинул Судан в августе 2014 года после того, как провел несколько недель в заключении после того, как обвинил проправительственные военизированные формирования в совершении преступлений против гражданского населения в Дарфуре. Его арест вызвал многочисленные манифестации, участники которых призывали к свержению режима. Они были жестко подавлены силами безопасности. Лидер «Уммы» был освобожден через месяц после ареста по указанию О.аль-Башира и тут же покинул Судан. Во время пребывания в изгнании, главным образом в Каире, С.аль-Махди подписал соглашение «Призыв Судана», к которому присоединились повстанческие группировки и оппозиционные партии.

29 января Хартум отреагировал на одно из первых решений президента Трампа, введшего ограничения на въезд в США для граждан ряда мусульманских стран. В тот день в МИД Судана был вызван временный поверенный в делах США в Хартуме, где ему был заявлен протест в связи с решением администрации Д.Трампа. Как известно, Судан оказался в списке из семи стран, в который также попали Иран, Ирак, Ливия, Сомали, Сирия и Йемен. Со своей стороны американское диппредставительство в Хартуме разместило на своем сайте извещение, извещавшее о прекращении выдачи виз уроженцам семи указанных стран.

 

9 января представитель Верховного комиссариата ООН по делам беженцев Эрик Нгала заявил в Киншасе, что в течение только 2016 года ДРК и Уганда приняли свыше 2 млн беженцев из Южного Судана. По его оценке, это был самый большой исход в Африке со времени геноцида 1994 года в Руанде. Он же отметил, что главная причина этого исхода – вторая волна гражданской войны в Южном Судане, начавшаяся в июле 2016г. Тогда в результате боевых действий, продолжавшихся в период с 8 по 12 июля в Джубе, из столицы были выбит силы бывшего вице-президента Судана Риека Машара, а сам он был вынужден покинуть Южный Судан. На посту вице-премьера Р.Машара сменил его бывший соратник Табан Денг Гаи.

Обе стороны конфликта – правительственные силы во главе с президентом Сальвой Кииром и бывшие (?) повстанцы во главе с Р.Машаром тогда взаимно обвинили друг друга в провоцировании вспышки насилия, которая фактически свела на нет мирное соглашение 2015 г., формально прекратившее гражданскую войну, вспыхнувшую в декабре 2013 г. и унесшую жизни десятков тысяч человек.

23 января Совет Безопасности ООН вновь потребовал «скорейшего развертывания» в Южном Судане региональных миротворческих сил по мандату ООН. Одновременно Совбез потребовал от Джубы прекратить чинить препятствия деятельности Миссии ООН в Южном Судане (Minuss), во взаимодействии с которой будут действовать региональные миротворческие силы численностью 4 тысячи человек. Еще одно требование Совбеза касалось «прекращения безнаказанности» для тех, кто совершает злоупотребления против гражданского населения. Совбез выразил сожаление в связи с «продолжением боев по всей стране» и чинимыми властями препятствиями деятельности гуманитарных организаций.

Согласно недавнему конфиденциальному докладу ООН, административные препятствия и отсутствие согласия по вопросам безопасности в аэропорту Джубы тормозят развертывание новых региональных миротворческих сил.

Правительство Южного Судана согласилось в принципе на развертывание этих сил в конце ноября 2016 г.

В целом очевидно, что мировое сообщество должно в срочном порядке принять решения, которые должны прекратить кровопролитие в Южном Судане. Вопрос только в том – как? Увеличением численности миротворцев в этой стране ее проблемы вряд ли возможно решить.

62.84MB | MySQL:102 | 0,553sec