О выходе части сторонников ИГ из Сирии в Ирак

Главарь террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) Абу Бакр аль-Багдади получил ранения в результате авианалета на позиции боевиков в населенном пункте Эль-Каим на границе Ирака с Сирией. Об этом сообщил 12 февраля телеканал «Ас-Сумария» со ссылкой на источники в силах безопасности Ирака. Как заявил на минувшей неделе премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади в интервью телеканалу «Франс-24», местоположение А.Б.аль-Багдади установлено, он «находится в изоляции», все его передвижения отслеживаются. Других деталей иракский премьер тогда не привел. При этом Министерство обороны США на данный момент не располагает сведениями о возможном ранении А.Б.аль-Багдади. Об этом корреспонденту ТАСС заявил представитель Пентагона. По меньшей мере 13 членов командования террористической группировки «Исламское государство» были уничтожены в результате рейда ВВС Ирака на западе страны. Об этом говорится в заявлении  командования иракской армии, выдержки из которого приводит телеканал «Скай ньюс-Арабия». В связи со всем изложенным напрашиваются, как минимум, несколько выводов. Первый и главный заключается в том, что лидер ИГ не находится в Мосуле приблизительно с начала операции по освобождению этого города. Разговоры о его «тяжелом ранении», «полной изоляции» и «полном контроле» мы оставим на совести премьер-министра Ирака Х.аль-Абади, который выдает желаемое за действительное. Делается это в обычной «арабской манере»фанфаронского пустого вброса в информационное поле, не отягащая себя какими-то реальными доказательствами. Если бы место пребывания А.Б.аль-Багдади было установлено хотя бы приблизительно, там бы уже вовсю работал американский спецназ и авиация, поскольку его ликвидация или пленение является событием, которое по своему информационному воздействию сравнимо с ликвидацией Усамы бен Ладена. Эта задача стоит в качестве приоритетной в американском силовом блоке, и опровержение со стороны Пентагона в данном случае надо расценивать, как плохо скрытое раздражение заявлениями своего иракского союзника. При этом очевидно одно — главарь ИГ находится в провинции Анбар на границе Ирака и Сирии. Это косвенно подтверждает несколько моментов.

В данном районе мы наблюдаем скопление сторонников ИГ, которые, кстати, скорее пытаются пробиться обратно в глубинные районы Ирака из Сирии, а не наоборот. И «танковая атака» на позиции «шиитской милиции», в которой, наверное, участвовало от силы два-три танка (больше у боевиков просто нет), преследовала цель именно пробить коридор для этой группировки. Напомним, что шиитская милиция как раз стоит на позициях, которые перерезают основные дороги из Мосула в Ракку и Дейр эз-Зор. То, что американцы, опасаясь межконфессиональной резни в Мосуле, оттянули шиитские формирования на другой участок фронта, и как оказалось, даже в чем-то более важный, в принципе надо зачесть им в плюс. Иракская суннитская армия, как представляется, могла бы дрогнуть и пропустить боевиков, что она не раз ранее демонстрировала. В Ракке и Дейр эз-Зоре было много иракских сторонников ИГ, которые, судя по всему, решили возвращаться в Ирак на фоне постоянных и массированных бомбардировок их позиций, и кардинального изменения позиции Анкары по отношению к ИГ. В этой связи следует отметить, что А.Б.аль-Багдади, скорее всего, действительно последнее время находился именно в Ракке, о чем неоднократно говорили различные источники. Не исключено, что теперь он пытается пробиться в провинцию Найнава, где ИГ уже давно и заблаговременно оборудовало запасной командный пункт и тыловые базы.

Эти попытки отрядов ИГ выйти из Анбара могут быть связаны и с недавним назначением на пост министра обороны Ирака выходца из этой провинции Арфана Аль-Хайяли. Перед ним на самом деле поставлена премьером генеральная задача по перетягиванию из орбиты ИГ основной массы суннитских племен, в том числе и прежде всего из Анбара. Если эта миссия увенчается успехом, то судьба А.Б.аль-Багдади и других лидеров ИГ может стать очень туманной. В Найнаве совершенно другая ситуация, местные племена там пока являются надежной тыловой базой поддержки ИГ. Если наши предположения верны, и сторонники ИГ из района Ракки потянулись в Ирак, то это может означать, что они уже мало верят в возможность сохранения этого города. В данном случае, безусловно, надо учитывать решительность Анкары по зачистке этого района с установлением над ним своего контроля, и соответствующую позицию Дохи по этому вопросу. Если говорить проще, то Турция и Катар решили закрывать «проект ИГ» в силу больших репутационных рисков и изменения общей обстановки. Только не все сторонники с таким добровольным закрытием своей «мечты о справедливости на законах шариата» готовы смириться. Выходящие из Сирии боевики скоро пополнятся и силами, которые начнут отходить из-под Пальмиры, а это значит, что новые попытки прорывов последуют в ближайшее время. Но даже при правильности наших выводов в отношении общей тенденции по отходу из Сирии в Ирак бои с ИГ там далеко не завершены. Отходить будут в основном иракцы, местные сторонники ИГ и иностранцы будут продолжать оказывать сопротивление на местах.

52.3MB | MySQL:103 | 0,505sec