Что стоит за признанием заслуг наследного принца и главы МВД КСА Мухаммеда бен Наефа в борьбе с терроризмом

Директор ЦРУ США Майк Помпео наградил 12 февраля с.г. наследного принца и министра внутренних дел КСА Мухаммеда бен Наефа медалью за заслуги в борьбе с терроризмом, передает саудовское официальное агентство SPA. М.Помпео прибыл в Эр-Рияд в пятницу после посещения Анкары. Награждение состоялось в тот же день. ЦРУ отметило наследного принца за «отличную разведывательную работу в сфере антитеррора и вклад в достижение международной безопасности и мира», говорится в сообщении. Отметим, что 4 февраля Мухаммед бен Наеф, занимающий еще и пост вице-премьера, получил за аналогичные заслуги высшую государственную награду Франции — знак Ордена Почетного легиона. Французские политики и общество тогда отреагировали на награждение критикой. При этом указанные два эпизода очень четко характеризуют переломные этапы в политике США и Франции на ближневосточном направлении в области безопасности, которые прежде всего будут демонстрировать дальнейшее сближение Вашингтона и Парижа с Эр-Риядом на этом направлении. В этой связи следует ожидать и трансформации политики Вашингтона, в первую очередь по отношению к Ирану и на йеменском направлении. В награждении Мухаммеда бен Наефа американцами нет ничего удивительного, поскольку именно он является  наиболее доверенной креатурой Вашингтона в нынешнем саудовском руководстве. И, в общем-то, на него новое руководство силовых ведомств США делает ставку в рамках своей борьбы с исламистским террором. С уходом в прошлое бывшего президента Йемена А.А.Салеха ставка на его службу безопасности отпала, и теперь практически единственным поставщиком хоть какой-то разведывательной информации в отношении той же «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП) для США остается Мухаммед бен Наеф. При этом надо признать и вспомнить бывшего директора ЦРУ США Дж.Бреннана, который незадолго до своей отставки публично заявил о том, что «саудовская разведка и контрразведка активно использует джихадистов в своих целях, в том числе и в Йемене». Это он забыл упомянуть про «Аль-Каиду» (запрещена в России) в глобальном смысле, как главный инструмент попыток Эр-Рияда распространять свое влияние в мусульманском мире. В этой связи можно перефразировать девиз ЦРУ США, который был взят из Библии, о том, что «истина делает свободным». Не «истина», а отставка делает разведчика по настоящему свободным, что Дж.Бреннан и доказал. Тогда за что же американская медаль и французкий орден наследному принцу? Рискнем предположить, что это аванс за вполне конкретные дела. Но о них ниже.

Надо сказать, что Мухаммед бен Наеф уловил новую тенденцию на из Вашингтона на сближение с Эр-Риядом, и в принципе подготовил площадку для активизации контактов в сфере безопасности с американскими спецслужбами. 2 февраля с.г. исключительно по его протекции король Сальман назначил своим указом нового начальника Главного управления безопасности (GSS), которое отвечает за внутреннюю безопасность в Саудовской Аравии (в том числе и в рамках борьбы с террором) и входит в систему МВД. Им стал один из ведущих саудовских экспертов в этом вопросе Хамад бен Халафа аль-Рашид аль-Халафа. Он сменил на этом пост старого друга Мухаммеда бен Нйефа Абдель Рахмана аль-Рубейна, который был не забыт и перешел на пост заместителя министра. Примечательно, что в бытность пребывания своего отца Наефа бен Абдель Азиза на посту министра внутренних дел КСА Мухаммед бен Наеф занимал пост начальника GSS. Эта нынешняя рокировка не носит характер какого-то тектонического сдвига в саудовской элите. Просто нынешняя ситуация и необходимость активизировать партнерские каналы с Вашингтоном и Парижем требуют на этом посту более молодого и самое главное — более профессионального человека. Хамад бен Халафа аль-Рашид аль-Халафа хорошо известен американцам в этом качестве, и практически он до этого поддерживал контакты со спецслужбами США. То есть курировал вопросы партнерских связей и с ФБР, и с ЦРУ. С учетом партнерских и доверительных контактов с нынешним главой Управления общей разведки (УОР) генералом Халидом бен Али бен Абдуллой аль-Хумейданом (до этого возглавлял контрразведку и пользовался полным доверием принца Наефа бен Абдель Азиза и его сына) ), Мухаммед бен Наеф тем самым фактически монополизировал в своих руках все вопросы, связанные с борьбой с исламистским террором и партнерскими связями по этим вопросам с западными странами.

По некоторым данным, новый глава GSS будет озабочен не только вопросами прямого обмена информацией о джихадистах с западными партнерами, но и вплотную займется формированием с помощью этих же партнеров новой структуры в составе подконтрольного ему ведомства. Мы имеем в виду центр по кибербезопасности, который должен в себя включать подразделения по борьбе с хакерскими атаками, оснащение новым программным обеспечениям вверенных ему ведомств, а также создания своей собственной хакерской базы. Также в эти планы входят и проекты, которые курирует GSS МВД, по созданию систем информационной безопасности для государственных учреждений и инфраструктуры нефтяной национальной компании АРАМКО, а это многомиллионные тендеры. К этому надо прибавить разрешение Белого дома на продажу беспилотников и новейших технологий в космической фотосъемке и позиционирования, что открывает на этот рынок путь и западным компаниям, прежде всего специализирующимся в этом французским. Самым основным лоббистом таких проектов в США и Франции был как раз Мухаммед бен Наеф, который официально курирует эти программы. Так что в случае с наградами, дело, видимо, в данном случае не только в борьбе с терроризмом.

62.81MB | MySQL:102 | 0,499sec