Алжир: о росте протестных настроений среди берберов

Представители берберских организаций пытаются наращивать протестную активность, используя для этого всевозможные поводы. Например, 13 февраля они организовали многотысячный «студенческий марш против неуверенности» в столице Кабилии Тизи-Узу.

Изначально он планировался как неполитическое траурное мероприятие в память зарезанного здесь накануне при до конца невыясненных обстоятельствах студента университета имени Мулуда Маммери Джамеля Суака.

Однако реально шествие, начавшееся от университетского комплекса к зданию местного суда, имело антиправительственную направленность и проходило в том числе под лозунгами «Собравшиеся требуют справедливого правосудия», «Прекратите против нас политику террора», «Требуем наказания виновных и недопущения подобных случаев впредь» и др.

Следует заметить, что по версии властей, речь в данном случае идет об уголовном или даже бытовом убийстве, тогда как представители проберберских организаций склонны видеть в таких эпизодах целенаправленную политику властей по «угнетению, уничтожению и выдавливанию неарабского населения из Алжира».

Так, на территории той же Кабилии в прошлом неоднократно происходили случаи убийств местных жителей силовиками во время спецопераций против боевиков радикальных организаций, которых официальные власти записывали в число «джихадистов и их сообщников», тогда как представители проберберских структур обычно называли их «невинно пострадавшими пастухами» и пр.

Наряду с этим в социальных сетях, мечетях и на базарах в берберских районах отмечается усиление антиправительственной агитации, выражающаяся в детализированном освещении «акций властей против берберов в долине Мзаб».

Речь прежде всего сейчас идет об уголовных делах в отношении целого ряда активистов-берберов, находящихся в предварительном заключении в ожидании суда по делам, связанным с кровавыми погромами в вилайе Гардайя в 2014 – 16 гг., а также «сепаратизмом и шпионажем представителей подрывных организаций MAK и MAM (движения за автономию Кабилии и долины Мзаб соответственно).

Показательно, что активизация борьбы против берберского движения в Алжире обусловлена неспособностью официальных властей страны предоставить обещанную еще 7 февраля 2016 года его властями культурную автономию берберам.

Так, несмотря на официальное предоставление тогда же их языку официального статуса наравне с арабским, это отнюдь не решило соответствующих проблем и не привело к исчезновению недовольства относительно наблюдаемой дискриминации национальных меньшинств страны.

Дело в том, что практически никаких позитивных изменений пока за этими решениями не последовало: за прошедший год ситуация фактически не изменилась к лучшему.

Представители берберских организаций признают, что многие из них тогда «попались на удочку властей», наивно полагая, что «после десятилетий изоляции, жестокой борьбы, наполненной репрессиями, арестами, акциями запугивания» они смогут насладиться плодами своих усилий.

Однако никакого реального наполнения предоставления официального статуса языку т-амазиг в плане организации его преподавания в школах и особенно в ВУЗах не последовало. Несмотря на принятые властями планы по его внедрению в 27 вилайях, где отмечается концентрация берберов, на практике, по свидетельству активистов их организаций, количество таких учебных заведений «можно пересчитать по пальцам».

Они указывают, что даже в Кабилии, историческом бастионе берберского движения положение с развитием языка т-амазиг оценивается ими как «почти на грани смерти», поскольку в большинстве случаев соответствующее обучение детей происходит на «бытовом», «семейном» уровне или в лучшем случае при помощи занятий с частными негосударственными преподавателями.

Особенно тяжелое положение складывается в районах с менее крупными по численности берберскими общинами – например, шавийя, шельха и др., в которых, по данным берберских активистов, власти вообще стараются не замечать наличия соответствующих проблем и целенаправленно ограничивают даже издание трудов местных писателей.

Не менее безотрадная ситуация наблюдается в плане использования т-амазиг в СМИ, которые почти стопроцентно применяют для соответствующих нужд арабский и французский языки.

И теперь в связи с этим отмечается все большее разочарование тех берберских представителей, которые рассчитывали на диалог с властями. И теперь они все чаще заявляют, что таким способом правящий режим лишь манипулировал их настроениями в попытке расколоть берберское движение, сделав его действия неопасными и прогнозируемыми.

Кроме того, алжирские власти фактически напрямую покупали часть элиты берберов путем предоставления ей немногочисленных мест в парламенте и второстепенных постов в руководстве (преимущественно на местном уровне).

При этом особое негодование берберов вызывает «ползучая арабизация» берберских районов, осуществляемая как на официальном, так и неофициальном уровнях, причем для этого власти в том числе и используют предоставление т-амазиг официального статуса.

Например, представители проберберских организаций утверждают, что «эмиссары режима» в уже открытых школах с его изучением внедряют арабский алфавит, тогда как сами берберы традиционно используют для этих нужд латиницу и в меньшей степени свой собственный алфавит.

Кроме того, они же обвиняют руководство страны в непосредственном сговоре с «радикальными исламистами», в том числе и «пришлыми», которые ведут агитацию против использования берберского языка, называя это «греховным делом», поскольку берберы как представители исламского мира, по их мнению, должны разговаривать и писать лишь «на языке Аллаха» — то есть арабском.

Как бы там ни было, но попытки искусственного сдерживания берберского активизма лишь льют воду на мельницу организаций вроде MAK и MAM, заметно увеличивая ставки «сепаратистов».

Поэтому в условиях общего усиления проявлений национального самосознания представителей неарабских народов региона Большого Ближнего Востока алжирские власти нуждаются в куда более эффективных инструментах сдерживания центробежных тенденций, поскольку привычный подкуп части берберской элиты, равно как и репрессии оказываются уже малоэффективными.

Судя по их действиям в направлении берберского языка, саму суть проблемы алжирское руководство понимает правильно, однако его действия и выбор конкретных средств для решения проблемы вызывают лишь обратный эффект.

Ведь нарастающее недовольство берберов культурными ущемлениями все больше накладывается на ухудшение экономической ситуации. Как известно, до сих пор «национальные» районы Алжира были наименее развитыми и одними из самых бедных в стране. И уменьшение нефтегазовых поступлений в его казну только усугубляет ситуацию.

Власти по-прежнему не замечают взаимного наложения негативных факторов по национальному вопросу и не пытаются реально и комплексно изменить положение к лучшему.

Между тем, ситуация в берберских районах требует скорейшей реакции в плане их всесторонней модернизации и развития. В противном случае власти рискуют получить новую и куда более сильную, чем в 2001 году, «берберскую весну».

62.83MB | MySQL:102 | 0,581sec