О ситуации в нефтяном и смежных секторах экономики Ирана. Часть 1

Поступила информация о том, что в течение последних лет в Иране обнаружили 13 новых месторождений нефти и газа, которые содержат 6,5 млрд баррелей нефти и около 62 трлн куб. футов газа.

13 февраля с.г. директор департамента разведки National Iranian Oil Company (Национальной иранской нефтяной компании) С.Хенди объявил, что начиная с 2014 года в общей сложности были обнаружены 9 газовых и 4 новых нефтяных месторождения.

Он указал на открытие нового газового месторождения «Пазан» на юге провинции Фарс с объемом запасов 19,5 трлн куб. футов «голубого топлива» и около 312 млн баррелей газового конденсата.

Еще одним недавно обнаруженным газовым месторождением является «Кратхонг» с запасами около 16,4 трлн куб. футов газа и 261 млн баррелей газового конденсата.

Новое газовое месторождение «Чарак» находится в провинции Хормозган и содержит 17,4 трлн. куб. футов газа, а также 174 млн баррелей газового конденсата.

Нефтяное месторождение «Йадеман» было обнаружено в 65 км к югу от города Ахваз с запасами нефти в размере 2,8 млрд баррелей.

Новое месторождение «Сепехр», обнаруженное в провинции Хузестан, имеет 2,2 млрд баррелей нефти[i].

Французская компания Total еще не приняла окончательного решения по поводу вложения 2 млрд долларов в разработку 11-ой фазы месторождения «Южный Парс», расположенного в иранском секторе Персидского залива. Помешать инвестициям могут новые санкции США против Исламской Республики.

Более того, глава Total П.Пуянне не исключил, что компания может отказаться от участия в проекте.

«Если будет соблюдаться соглашение по ядерной программе Ирана, то мы заключим контракт. Если же санкции будут возобновлены, то мы не сможем работать с Ираном»[ii], – подчеркнул топ-менеджер.

Стоит отметить, что французское предприятие вошло в список из 29 иностранных компаний, которые National Iranian Oil Company отобрала для участия в разработке иранских месторождений. На участие в будущих тендерах претендуют российские «Газпром», «Лукойл», англо-голландская Royal Dutch Shell, итальянская Eni, китайская CNPC, малайзийская Petronas.

 

Для справки: National Iranian Oil Company и франко-китайско-иранский консорциум подписали соглашение о разработке 11-ой фазы «Южного Парса» еще в ноябре 2016 года. В состав консорциума вошли Total (ее доля составляет 50,1%), китайская компания CNPC (30%) и иранская компания Petropars (19,9%). Подписание контракта между сторонами было намечено на начало нынешнего года.

Запасы природного газа на «Южном Парсе» оцениваются в 13,8 трлн куб. м. Иран ведет поэтапное освоение месторождения, разделив его на фазы.

Общая сумма инвестиций в освоение 11-го участка должна составить 4,8 млрд долларов, добыча первого газа здесь ожидается в 2020 году.

 

Напомним, в конце января с.г. Исламская Республика провела испытание собственной баллистической ракеты, что вызвало болезненную реакцию в Вашингтоне. Президент США Д.Трамп моментально заявил, что подписанное в январе 2016 года ядерное соглашение с Ираном, которое завершило почти пятилетний период расширенных международных санкций и открыло путь в страну для западных инвестиций, – это «худшая сделка» в истории.

Недавно утвержденный на пост государственного секретаря Соединенных Штатов Р.Тиллерсон призвал пересмотреть соглашение.

Как следствие, вновь сгущающиеся над Тегераном тучи заставляют Total и другие западные компании медлить с принятием окончательных инвестиционных решений.

Ирану тоже тревожно за будущее проектов разработки нефтяных и газовых промыслов в стране. Хотя заявления иранских чиновников весьма бравурны.

Так, заместитель министра нефти по международным и коммерческим вопросам А.Х.Заманиния заявил, что новые антииранские санкции США сделают плохо только американским компаниям, которые хотели бы вложиться в эти проекты. Нефтегазовым концернам других стран, в том числе западных, эти ограничения не помешают работать на иранской территории.

Однако, пример Total показал, что ситуация не такая безоблачная, как заявляют в Тегеране.

Комментируя ситуацию с подписанием соглашения о сотрудничестве с нефтяной компанией Total, министр нефти Ирана Б.Н.Зангане заявил, что сделка претерпевает технические и коммерческие соображения, которые будут выполнены в течение двух месяцев.

«Total имеет определенное политическое соображение, которое мы передали Министерству иностранных дел Ирана. Французская компания объявила о своей приверженности политике Европейского союза в случае новых санкций в отношении Ирана»[iii], – проинформировал глава ведомства.

Он также подчеркнул, что наряду с инвестициями государству необходимы технологии, пригодные для эффективного извлечения углеводородов, даже в случае падения производства на иранских месторождениях.

Как заявил Б.Н.Зангане, если Total разгласит Катару конфиденциальную информацию относительно месторождения «Южный Парс», то французская компания будет обязана выплатить компенсацию[iv].

Дело в том, что катарская сторона ведет разработку месторождения «Северный купол» («Северное»), которое вместе с «Южным Парсом» составляет одно гигантское месторождение.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что в период низких цен на нефть компания Total предпочитает отказываться от рискованных вложений.

Это, надо сказать, приносит дивиденды французской компании: уже второй год подряд ее прибыль растет, несмотря на неважную рыночную конъюнктуру. Тогда как многие другие компании подсчитывают потери, а иногда и прямые убытки.

Согласно отчетности компании в 2016 году Total заработала чистыми 6,196 млрд долларов. Прибыль предприятия по сравнению с 2015 годом увеличилась на 22%.

При этом годовая выручка компании уменьшилась на 9% к 2015 году и составила 149,743 млрд долларов. Значит, дело, действительно, в грамотном решении отказаться от активов с сомнительной или чересчур долгой окупаемостью.

Особенно удачным в финансовом отношении оказался для Total конец прошлого года. По итогам четвертого квартала компания получила 548 млн долларов прибыли, хотя в тот же период 2015 года были зафиксированы убытки. Выручка за октябрь–декабрь 2016 года выросла в сравнении с позапрошлым годом на 12% до 42,275 млрд долларов.

Увеличила Total и объемы добычи нефти и газа.

Так, в 2016 году предприятия французской компании извлекали из недр 2,452 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Это на 4,5% больше среднего уровня 2015 года. В четвертом квартале этот показатель был еще выше – 2,462 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (+4,7%).

Несмотря на некоторые неурядицы в диалоге с зарубежными компаниями, Б.Н.Зангане заявил, что с учетом цены на нефть в 55 долларов за баррель, доходы страны от экспорта «черного золота» и газового конденсата достигнут 45–50 млрд долларов в следующем иранском 1396 календарном году (21 марта 2017 года – 20 марта 2018 года).

Министр также заверил, что доходы государства от сбыта нефти достигнут почти 40 млрд долларов к концу текущего иранского календарного года (20 марта 2017 года)[v].

Чиновник отметил, что стране необходимо 130 млрд инвестиций в добывающий сектор для достижения целей пятилетнего национального плана развития (2016–2021 годы).

В феврале с.г. министр иностранных дел Ирана М.Д.Зариф обменялся мнениями с посетившей Исламскую Республику делегацией Венесуэлы по целому ряду вопросов, в том числе по усилиям относительно стабилизации цен на нефть.

В ходе встречи с венесуэльской делегацией, которую возглавляли министр нефти Н.Мартинес и министр иностранных дел Д.Родригес, иранский чиновник высоко оценил нынешний уровень отношений между Исламской Республикой и странами Латинской Америки, подчеркнув, что усилия Каракаса были основным фактором для содействия стабилизации цен на «черное золото».

М.Д.Зариф заявил, что Тегеран готов поддержать международное сотрудничество с целью достижения прочного соглашения о ценах на нефть, которое будут служить интересам членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и государств, не являющихся ее участниками[vi].

Со своей стороны, Д.Родригес охарактеризовала отношения Венесуэлы с Ираном как стратегические, при этом подчеркнув, что недавние угрозы США в адрес Исламской Республики не смогут навредить иранской нации[vii].

16 февраля с.г. в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что белорусская нефтяная компания заключила контракт о закупке в Иране 80 тыс. т нефти, которая будет доставлена в Беларусь сначала водным, а затем железнодорожным путем[viii].

Сделка заключена с Национальной иранской нефтяной компанией, объем партии составляет 80 тыс. т, что примерно соответствует одному танкеру.

Предполагается, что нефть будет доставлена по морю в один из портов, с которым работают белорусские нефтетрейдеры. В порту будет осуществлена ее перевалка в железнодорожные цистерны, и далее иранская нефть проследует по железной дороге на один из белорусских нефтеперерабатывающих заводов.

По предварительным данным, отгрузка может начаться через несколько дней.

Пока нет полной ясности, с каким портом будет работать белорусская сторона и какой из заводов будет эту нефть перерабатывать. Предполагается, что это может быть порт Одесса на Черном море и дальнейшая переработка на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе, либо порт Вентспилс на Балтике и переработка в ОАО «Нафтан».

Примечательно, что некоторое время назад Беларусь уже закупила аналогичную партию нефти в Азербайджане, осуществила ее перевалку в порту Одессы и переработала на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе.

Кроме того, Мозырский нефтеперерабатывающий завод уже имеет опыт работы с венесуэльской нефтью.

За 2016 год азербайджанская Socar поставила в Беларусь около 500 тыс. т нефти по такой схеме[ix].

Примечательно, что ранее с иранской нефтью Беларусь не работала. Республика свернула участие в нефтедобывающем проекте в Исламской Республике много лет назад из-за санкций США. Участие в проекте осуществлялось путем разработки нефтяного месторождения, продажи добытой нефти и разделения прибыли пропорционально доле белорусской и иранской сторон в совместном предприятии.

[i]NIOC discovers 13 new oil, gas fields // Mehr News Agency, 13.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://en.mehrnews.com/news/123525/NIOC-discovers-13-new-oil-gas-fields

[ii]Felix B. UPDATE 1-Oil major Total says final Iran project investment decision depends on renewal of U.S. waivers // Reuters, 09.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://www.reuters.com/article/iran-total-sanctions-idUSL5N1FU1VT

[iii]Iran to react if Total divulges South Pars data // Mehr News Agency, 15.02.2017. Интернет-ресурс. URL: http://en.mehrnews.com/news/123585/Iran-to-react-if-Total-divulges-South-Pars-data

[iv]Ibid.

[v]Iran to have $50 billion oil revenues next year: Min data // Islamic Republic News Agency, 10.02.2017. Интернет-ресурс.

URL: http://www.irna.ir/en/News/82425409/

[vi]Iranian FM, Venezuelan Delegation Discuss Oil Prices // Tasnim News Agency, 07.02.2017. Интернет-ресурс.

URL: https://www.tasnimnews.com/en/news/2017/02/07/1321391/iranian-fm-venezuelan-delegation-discuss-oil-prices

[vii]Ibid.

[viii]Беларусь закупила в Иране танкер нефти для своих НПЗ // Sputnik Беларусь/Belarus, 16.02.2017 со ссылкой на источники в нефтетрейдерских кругах и участников белорусского рынка нефтепереработки. Интернет-ресурс. URL: http://sputnik.by/economy/20170216/1027484635/belarus-kupila-v-irane-tanker-nefti.html

[ix]Там же.

52.28MB | MySQL:103 | 0,486sec