Белорусско-иранское сотрудничество в нефтяной отрасли

Республика Беларусь, судя по последним публикациям в российских и международных СМИ, вновь решила закупать нефть у Ирана, при этом заведомо идя на значительные финансовые потери. Дело в том, что иранская нефть стоит Беларуси на треть дороже российской. По информации  Reuters от 16 февраля, белорусская компания «БелОйл» подписала с  Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) соглашение на  поставки РБ 80 тысяч  тонн иранской нефти. Причина, судя по всему, кроется в том, что в первом квартале нынешнего года РФ снизила объем поставок нефти с 4,5 млн тонн до 4 млн тонн, а в годовом выражении намерена сократить Минску нефтеэкспорт в 2 раза — с 24 до 12 млн тонн. Это является реакцией на неоплату Беларусью долгов за поставки российского газа в прошлом, 2016 г. Нынешний долг по газу составляет более полумиллиарда долларов. Российские СМИ пишут о том, президент РБ А.Лукашенко не раз заявлял ранее, что «белорусские нефтеперерабатывающие предприятия смогут обойтись без российской нефти, хоть это и будет непросто» У Минска есть на этом направлении опыт альтернативных закупок нефти и ведения отечественными компаниями нефтедобычи в Венесуэле и Иране. При этом аналитики приводят слова белорусского президента о том, что «свобода и независимость — это очень рентабельно и это не оценивается никакими деньгами и цифрами». В качестве примера можно привести события пятилетней давности, когда во время очередного обострения отношений на белорусско-российском направлении Минск обратился к закупкам нефти у Венесуэлы, зная, что цена нефти при таких поставках, учитывая расстояние от Латинской Америки до Восточной Европы, возрастает вдвое. Но еще раньше, десятилетие назад, Минск обращался к сотрудничеству в этой сфере с Тегераном.

Этот проект, несколько лет считавшийся базовым в сотрудничестве двух стран, берет свое начало с визита А.Лукашенко в ИРИ в ноябре 2006 г. Тогда белорусский президент получил предложение духовного лидера ИРИ аятоллы А.Хаменеи и президента  страны М.Ахмадинежада добывать нефть и газ в ИРИ, транспортировать их в Беларусь  и использовать далее по своему усмотрению.

Как писала в те дни московская газета «КоммерсантЪ», согласие Тегерана на разработку нефтяного месторождения «Джофейр» на иранской территории в Беларуси рассматривали  как настоящий прорыв, потому что это был первый зарубежный проект, в котором приняли участие белорусские нефтяники. «Так что, с одной стороны, это декларация коммерческой успешности Белоруссии в отношении проектов в нефтегазовой сфере, а с другой – возможность доказать Москве, что Минск способен работать в сфере нефтедобычи, не прибегая к российским ресурсам и инфраструктуре». Тем не менее, интересы России в проекте «Джофейр» присутствовали: в роли инвестора выступало  СП «Вьетсовпетро», 50% которой принадлежит российскому ОАО «Зарубежнефть».

Разумеется, в реализации этого нефтедобывающего проекта Беларусь интересовал главным образом доступ к иранской нефти как альтернатива российским поставкам. Решающим импульсом к сотрудничеству двух стран в сфере энергоносителей можно считать желание Минска диверсифицировать источники энергетического сырья и освободиться от чрезмерной зависимости от России в поставках топлива. Как писали иранские СМИ, кризис в этой сфере, связанный с резким и неожиданным для Минска повышением цен на российский газ и введением экспортной пошлины на поставляемую в Белоруссию российскую нефть в конце 2006–начале 2007 г. с вытекающим отсюда обострением проблемы энергетической безопасности Беларуси, обусловили необходимость внесения серьезных изменений в белорусскую политику энергообеспечения.

Запасы нефти на иранском месторождении «Джофейр» оценивались в 2 млрд баррелей. Одновременно с представлением проекта в дни визита иранского президента М.Ахмадинежада в Минск в 2007 г. была декларирована «необходимость взаимного сотрудничества  в различных секторах нефтегазовой отрасли, создания нефтеперегонных предприятий, совместной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, а также строительства газового хранилища в Иране».

В Беларуси достаточно оперативно разработали бизнес-план по разведке и добыче нефти. Сам проект «Джофейр» пользовался особым расположением и вниманием глав двух государств. В феврале 2010 г. президент ИРИ М.Ахмадинежад назвал его ключевым объектом белорусско-иранского сотрудничества, ибо он адекватно вписывался в задачи развития иранской нефтеперерабатывающей промышленности, увеличение добычи ценного углеводородного сырья и разведку новых месторождений, что было приоритетно для прогресса иранской национальной экономики. В решении такой задачи иранские партнеры как раз и рассчитывают на помощь Минска. Президент А.Лукашенко расценил проект Джофейр как приоритетный с точки зрения национальной безопасности Беларуси, отметив, что он претворяется  в жизнь при полной поддержке иранского руководства. Реализация разработки месторождения «Джофейр» оценивалась в 500 млн долларов. Контракт был подписан в октябре 2007 г., а в течение последовавших двух лет были созданы инфраструктура и проведена основная часть строительных и буровых работ. В 2009 г. была начата опытная эксплуатация месторождения. Как писал белорусский журнал в 2010 г., в течение ближайших пяти месяцев ожидается официальная церемония начала совместной промышленной добычи.

Впрочем не все было так уж гладко: с самого начала реализацию проекта сопровождали серьезные трудности – «была враждебность части иранской бюрократии, что обусловлено фракционной борьбой», было и «противодействие самих договорных сторон». Присутствовали и острые проблемы с финансированием, которые удалось решить лишь в мае 2009 г. Реализация совместного проекта предполагала увеличение добычи нефти с 5 до 30 тыс. баррелей в сутки к окончанию освоения проекта. Белорусы рассчитывали до конца 2020-го добывать в Иране более 9 млн тонн нефти ежегодно. Добываемая нефть должна была реализовываться исключительно через государственные организации Ирана. Существующее иранское законодательство в нефтяной сфере определяет  исключительную монополию Иранской национальной нефтяной компании на добычу и продажу нефти. Законы, установленные после победы исламской революции в 1979 г. гласят, что иностранные компании, которые получают лицензию, и на ее основании занимаются разведыванием и обустройством нефтяных месторождений, обязаны продавать конечный продукт только иранскому правительству по фиксированным ценам.

Между тем, предполагалось, что свою долю валютной выручки от реализации иранской нефти на мировых рынках получит и Беларусь. Промышленная добыча нефти на этом месторождении рассматривалась в качестве первого этапа «широкомасштабного участия белорусов в освоении углеводородных ресурсов на иранской территории». Как продолжение, планировались и другие проекты в этой сфере. Именно поэтому в 2009 г. белорусские нефтяники приступили к полевым сейсморазведочным работам с использованием отечественного оборудования на месторождении «Банд-е Каркхах» с  территорией 874 кв. км на юге Ирана.

Аналитики отмечали, однако,  значительныеи трудности с самого начала препятствовавшие  успешной реализации проекта. В их числе  —    чрезмерная затратность при доставке нефти танкерами и ее последующей перекачке. Кроме этого, рост цен на нефть был способен привести  к росту закупочных цен для Беларуси, и «Иран едва ли пойдет на то, чтобы не повышать цену даже для своего союзниках». Другая проблема – белорусская нефтеперабатывающая промышленность адаптирована исключительно для российской нефти, которая по своим характеристикам отличается от иранской. Была еще одна трудность – «участники нефтедобычи логично будут возражать против появления конкурента».

Вот почему для специалистов не стало большим сюрпризом, когда в августе 2011 г. «Белоруснефть» официально объявила о выходе из проекта по добыче нефти в Иране. Версии сторон о причинах аннулирования контракта весьма разнятся. Как заявляла белорусская сторона, «в ходе работ были выявлены новые данные о геологическом строении месторождения, обусловившие изменение технических и финансово-экономических условий реализации проекта». Версия Иранской национальной нефтяной компании сводится к тому, что причиной расторжения контракта стали разногласия, по методам и технологиям ведения работ, а также денежной компенсации иранской стороне за использование Беларусью ее месторождения.

Однако, скорее всего сработал другой весьма значимый мотив для аннулирования контракта: правительство США ввело санкции в отношении «Белоруснефти» – по причине именно сотрудничества компании с Ираном в нефтяной сфере. Достойна упоминания еще одна версия — это был политический шаг Тегерана, ставший своеобразным ответом на  визит главы А.Лукашенко в Катар, с которым у ИРИ натянутые отношения.

По мнению тогдашнего иранского посла в Минске М.Р.Сабури, проект по добыче нефти на иранском месторождении «Джофейр» был закрыт «из-за правовых и технических проблем». Однако, Иран, тем не менее, заинтересован в возобновлении сотрудничества с Беларусью в нефтяной сфере: «Надеемся, что Беларусь, используя свой опыт в нефтяной сфере, сможет участвовать в других проектах в Иране». Нынешнее решение Минска, в случае его реализации, как раз и будет означать продолжение белорусско-иранского диалога в нефтяной сфере.

62.83MB | MySQL:102 | 0,552sec