О перевооружение ВВС Пакистана

По информации СМИ КНР, 16 февраля 2017 г. на авиационной базе (АвБ) «Камра-Минас», расположенной в провинции Панджаб, 14-я эскадрилья Rolling Tails ВВС Пакистана приняла на вооружение 16 истребителей JF-17 Block II, оснащенных штангами дозаправки в воздухе. Ранее данная эскадрилья была укомплектована устаревшими истребителями F-7P. Следует отметить, что на территории указанной АвБ обустроены 24 укрепленных железобетонных ангара для хранения истребителей, обновлено асфальтовое покрытие единственной взлетно-посадочной полосы. Именно на базе «Камра-Минас» располагается предприятие по сборке истребителей
JF-17 пакистанской «Самолетостроительной компании AMF».

Известно, что модернизация авиационных баз ВВС Пакистана была проведена после того, как китайские военные инженеры предложили варианты новых железобетонных ангаров, которые позволяют защитить самолет в случае применения бетонобойных бомб весом до 1000 кг. Следует отметить, что усиление огневого могущества бетонобойных боеприпасов обусловливает необходимость дальнейшей модернизации инфраструктуры большинства баз ВВС Пакистана, поскольку они являются основными целями для истребительной и бомбардировочной авиации ВВС Индии.

По мнению китайских аналитиков, идеальным вариантом для пакистанских баз является сооружение углубленных подземных ангаров с несколькими грузовыми лифтами. Именно подземные ангары обеспечивают идеальную защиту даже от бетонобойных боеприпасов весом 2000 фунтов и при большой вместимости они практически незаметны для самолетов-разведчиков вероятного противника.

Модернизированы следующие АвБ ВВС Пакистана: «Камра-Минас», «Чаклала», «Пешавар», «Кохат», «Мианвали», «Лахор», «Рафик», «Масрур», «Самунли». На указанных базах на постоянной или временной основе базируются 15 Cobras, 16 Black Panthers, 26 Black Spiders, 31 Lions, 34-я, 37-я эскадрильи, укомплектованные истребителями JF-17 в модификациях Block I и Block II.

Благодаря анализу фотоснимков, сделанных в ходе передачи новых самолетов, представляется возможным дать описание оснащения кабины истребителя JF-17 Block II (таблица 1).

Таблица 1

Функции жидкокристаллических дисплеев типа touch screen
истребителя JF-17 ВВС Пакистана

Дисплей Содержание отображаемой информации
1 Левый Информация с бортовой радиолокационной станции

Дистанция до противника

Преимущественная траектория подхода к цели

Данные о работе двигателя

Данные о  запасе топлива

2 Центральный Навигационная информация

Тактическая информация

Состояние вооружения

3 Правый Контрольная информация о полете

План полета других самолетов звена/эскадрильи

Карта местности

Рельеф местности

Расстояние до следующей точки дежурного маршрута

 

По данным  китайских источников, все три многофункциональных дисплея имеют размер 12,5х12,5 см и разрешение 600х600 точек, что позволяет пилоту адекватно воспринимать графическую информацию.

Кроме того, истребитель JF-17 оснащен тремя консольными приборами, функции которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Описание предназначения приборных панелей кабины истребителя JF-17

Консоль (прибор) Предназначение
1 Левая (Командно-пилотажный прибор №1) Посадочный режим

Выпуск шасси, тормозного парашюта, торможение

Выпуск тепловых помех

Резервное управление самолетом на случай отказа ручек управления

Резервная система связи

Управление контрастностью на индикаторе прямого видения, выбор вооружения

2 Центральная (Прибор навигационно-плановый) Изменение частот радиосвязи КВ/УКВ-диапазона

Загрузка плана полета и предварительной информации о целях

Запись параметров полета

Установка максимальной воздушной скорости и максимальной перегрузки

Установка времени выхода на цель

Расход топлива

Определение «свой-чужой»

Отображение информации о вооружении

3 Правая (резервный командно-пилотажный прибор) Вторая резервная система связи

Управление двигателем

Запись полетной информации и внесение изменений в маршрут

Подсветка в кабине

Управление дополнительными функциями ИПВ

 

Кроме указанных выше приборов и четырехкнопочной ручки управления самолетом, истребитель традиционно оснащен индикатором прямого видения (ИПВ), который предоставляет пилоту полетную информацию, данные о цели, расстояние до следующей точки дежурного маршрута.

Вероятно, на самолетах, поступивших в 14-ю эскадрилью, установлена обновленная цифровая тактическая система обмена данными DTS-03 стандарта 1553В, которая спроектирована и выпускается China Electronic Technology Group Corporation. Данная система по своим возможностям превосходит оборудование ВВС США стандарта Link 16 и предназначена для высокоскоростного обмена данными (аудио, видео, фото) истребителями ВВС Пакистана с подразделениями Сухопутных войск и кораблями ВМС страны. Кроме того, DTS-03 позволяет в полной мере реализовать возможности РЛС c активной фазированной антенной решеткой KLJ-7A.

Китайские специалисты отмечают, что пакистанские конструкторы предпочитают устанавливать на самолеты местной сборки катапультные кресла Мк16 US16T производства американской корпорации Lockheed Martin, тогда как на истребителях китайской сборки устанавливаются кресла HTY-5B производства китайской компании Aerospace Lifesaving Equipment Co., Ltd (г.Сянян, провинция Хубэй), которые входят в оснащение истребителей «Цзянь-10» и других самолетов ВВС НОАК. Данное кресло относится к спасательному оборудованию «3+ поколения», однако работы по созданию более совершенных устройств для спасения пилотов в КНР продолжаются. Известно, что специалисты 610-го НИИ, 510-го и 520-го заводов НОАК разработали более эффективное катапультное кресло под обозначением HTY-8, которое входит в комплектацию тяжелого истребителя «Цзянь-11 B/S», палубного истребителя «Цзянь-15» и истребителя-бомбардировщика «Цзянь-16».

Следует отметить, что истребители JF-17 могут быть укомплектованы ракетно-бомбовым вооружением как китайского, так и западного производства. По информации китайских обозревателей, на внешних точках подвески (отвечают требованиям стандарта ВВС США MIL-STD-1760) истребителя могут быть размещены:

– бетонобойные бомбы с лазерным наведением Mk.10/B Paveway II (вес 2000 фунтов, боевая часть типа Mk.84) и Mk.12/B Paveway II (вес 500 фунтов, боевая часть типа Mk.82) производства американской корпорации Raytheon;

– бомбы для разрушения взлетно-посадочных полос BLU-107 Durandal (пр-во компании MBDA, Франция);

– кассетная авиабомба для борьбы с бронетехникой Mk.20 Rockeye II (также имеет обозначение CBU-100) производства американской компании Marquardt;

– противокорабельные ракеты АМ39 Exocet (пр-во компании MBDA, Франция), которые первоначально поставлялись к истребителям «Мираж 3» и «Мираж 5».

Кроме того, в состав ракетно-бомбового вооружения рассматриваемого истребителя могут входить свободнопадающие бомбы Mk.80, 82, 84, которые пакистанские военные модернизируют за счет дополнительного набора оперения и хвостовых рулей, обеспечивающих хорошую точность и увеличение дальности полета бомбы. Данный набор под обозначением REK выпускает пакистанская компания Global Industrial Defense Solutions. Известно, что эта компания выпускает собственную версию китайской оперенной корректируемой авиабомбы LS-3 под обозначением TAKBIR.

Следует учитывать, что определенную роль в наращивании боевых возможностей JF-17 играет южноафриканская компания Denel Dynamics, которая доработала систему управления огнем истребителя из расчета применения таких ракет класса «воздух–воздух», как A-Darter и Marlin с дальностью пуска 20 и 100 км соответственно.

Подводя итог, следует отметить, что пакистанские самолетостроители сохраняют вполне приемлемый темп производства истребителей JF-17, что позволяет военно-политическому руководству страны рассчитывать на сохранение паритета с Индией по вооружению ВВС. Также  примечательно, что в процессе модернизации и комплектования рассматриваемого истребителя пакистанские самолетостроители и оружейники активно взаимодействуют с зарубежными поставщиками. Китайские сторона достаточно спокойно относится к этому многостороннему взаимодействию, поскольку использование разного оборудования и вооружения «дает пищу» для размышлений конструкторам ОПК КНР.

52.37MB | MySQL:103 | 0,460sec