Запад, Россия и межэтнический конфликт в Судане

В западном регионе Судана Дарфуре межэтнический конфликт продолжается уже полтора года. К вопросам его урегулирования приложили усилия арабские и африканские страны, страны Запада, Россия и Китай.

Судан в этническом и религиозно-культурном отношении образует переходную зону от арабо-исламского мира к негроидным народам Африки. Население 34-миллионного Судана, официальной религией которого является ислам, состоит из арабов (39 %) и чернокожих аборигенов (61 %), часть из которых — христиане. Здесь с середины 50-х годов почти непрерывно ведется военное противостояние между двумя цивилизациями. Арабы-сунниты занимают северные районы страны. Языческие и христианские племена юга пользуются неофициальной помощью со стороны США, Ватикана и Великобритании.

Но в Дарфуре с февраля прошлого года обострился конфликт между единоверцами — мусульманами: земледельцами-неграми и кочевниками-арабами. На стороне последних выступает арабское ополчение «Джанджавид», которое, как считается, поддерживаются правительством. Ополченцам инкриминируются жестокие этнические чистки (массовые убийства, изнасилования и разрушения). В результате конфликта погибли от 30 до 50 тысяч человек; под предлогом борьбы с повстанцами арабские ополченцы вынудили около 1,5 млн. человек покинуть места проживания на западе страны, и теперь они проживают в лагерях беженцев. Правительство Судана заявляет, что не поддерживает действия ополченцев.

Считается, что кровавый конфликт идет за распределение участков земли и источников воды. Не исключено, что в Дарфуре может быть найдена нефть. (1)

Сейчас внимание всего мира сконцентрировалось на проблеме Дарфура, где происходит гуманитарная катастрофа. Неспособность Хартума положить конец этой трагедии потребовало решительного вмешательства ООН, среди ее задач которой — направлять усилия организации и ее членов для спасения народов, подвергшихся гнету, агрессии и расколу, а именно это и происходит в Дарфуре.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан неоднократно выражал озабоченность положением в Дарфуре, заявляя о своей решимости положить предел трагедии. Он совершил поездку в Дарфур, ознакомился с происходящим там, обсудил создавшееся положение с суданским правительством, согласовал пути решения проблемы и продолжает ежедневно следить за разворачивающимися событиями.

Представитель госдепартамента заявил 27 июля с.г., что США хотели бы решить проблему Дарфура дипломатическими методами и не планируют отправлять в Судан войска. США будут добиваться одобрения Совбезом ООН резолюции, которая потребует от властей Судана пресечь насилие в Дарфуре, прекратить поставки оружия «Джанджавиду», арестовать его лидеров и обеспечить допуск гуманитарной помощи.

В июле Соединенные Штаты внесли в Совет Безопасности резолюцию о введении санкций по отношению к Судану за потворствование геноциду в Дарфуре. Россия не поддерживает введения санкций против Судана, заявил 28 июля заместитель министра иностранных дел России Юрий Федотов. По его словам, Россия предлагает дать Судану «короткое, но достаточное время» для принятия мер по нормализации ситуации в охваченной межэтническими столкновениями провинции Дарфур.

Совет Безопасности ООН принял 29 июля резолюцию № 1556, которая предоставляет правительству Судана месячный срок для принятия необходимых мер, чтобы навести порядок в провинции Дарфур в соответствии с ранее достигнутыми соглашениями с ООН. Иначе против Судана будут приняты санкции. И чтобы эта острая проблема не выпала из поля зрения, резолюция СБ ООН требует от Генерального секретаря ежемесячно докладывать Совету Безопасности о развитии событий в Дарфуре с тем, чтобы Совет мог вводить санкции постепенно, в соответствии со степенью нарушений правительством Судана положений резолюции. ( 2 )

Руководство Судана, демонстрируя свои миролюбивые намерения, провело 23 августа с представителями мятежных племен переговоры по урегулированию конфликта при посредничестве Африканского Союза на международной конференции в столице Нигерии Абудже. К этому диалогу приложили также усилия Лига арабских государств, Эритрея, Ливия, Уганда, Чад и Мали.

Один из представителей повстанческой группировки «Суданская освободительная армия» и движение «Справедливость и равенство» предупредил об опасности срыва мирных переговоров, поскольку помимо перемирия здесь должны обсуждаться и политические вопросы, в частности, вопрос об автономии Дарфура. В противном случае, сказал он, переговоры должны быть прекращены.

Суть серьезных разногласий на переговорах в Абудже заключается в том, что делегация правительства Судана отвергла предложения посредников о расширении полномочий африканских миротворческих сил в составе 2000 человек, а повстанческие группировки категорически не согласились с намерением правительства провести их разоружение силами суданской армии. Повстанческие группировки, сформированные на основе коренных землевладельческих народностей Дарфура, обвиняют власти в поддержке кочевых арабизированных жителей региона, которые создав вооруженные отряды «Джанджавид», терроризируют население и не хотят складывать оружие. Оппозиционное повстанческое движение «Справедливость и равенство» во главе с лидером Халилем Ибрагимом обвинило Лигу арабских государств, чрезвычайное совещание глав МИД которой проходило в Каире 8 августа, в том, что она озабочена только проблемами арабов, хотя африканские племена, проживающие в Дарфуре, говорят по-арабски, исповедуют ислам и являются частью суданского народа. Движение потребовало «беспристрастности Лиги», обвинив ее в том, что она «вбивает клин между суданцами». Оно также предостерегло ЛАГ, прежде всео Египет и Йемен, от вооруженного вмешательства в дела провинции Дарфур.

Между тем, лидер другой вооруженной группировки в Дарфуре — Фронта освобождения Судана (ФОС) — Абдульвахед Нур, прибывший в Каир в ходе совещания министров иностранных дел ЛАГ, считает, что политическое решение вооруженного межэтнического конфликта между арабами и африканскими племенами в провинции возможно только при координации действий Африканского союза и ЛАГ. Он указал, что ФОС и движение «Справедливость и равенство» приветствуют резолюцию №1556 СБ ООН, поскольку она предусматривает разоружение всех сторон конфликта, включая арабскую проправительственную группировку «Джанджавид», которую обвиняют в актах геноцида. ( 3 )

В последних числах августа в провинцию Дарфур прибыли сразу три группы сотрудников ООН с тем, чтобы определить, выполняет ли суданское правительство свое обещание улучшить ситуацию с безопасностью — начать разоружение арабских формирований, создать безопасные зоны для беженцев и обеспечить доставку гуманитарных грузов, проявив «соразмерное и искреннее сотрудничество». Они должны представить свой отчет генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. 29 августа истекает срок ультиматума Хартуму со стороны ООН. Организация тогда может наложить санкции на правительство Судана, в результате политики которого страна оказалась в гуманитарном кризисе. Если официальный Хартум не пойдет на разоружение арабского ополчения, от рук которого гибнут африканские племена, встанет вопрос, предупредил Кофи Аннан, об отправке в регион воинского контингента ООН. Правда, министр иностранных дел Судана Мустафа Осман Исмаил попытался умалить масштабы кризиса. Он утверждал, что дафурские повстанцы не представляют большинство местного населения. Поэтому происходящее в регионе — отнюдь не гражданская война, а посему правительство против идеи размещения иностранных войск. Хартум обратился за помощью к Лиге арабских государств, чтобы избежать санкций, которыми ему грозит ООН. (4)

И все-таки для наведения порядка в Судан начали прибывать многонациональные силы — африканские военнослужащие, направляемые по решению лидеров африканских стран, входящих в состав Африканского союза — 150 солдат и офицеров из Руанды, столько же военных из Нигерии. Им будет поставлена задача защищать не только жертв кровавого насилия, но и 120 международных наблюдателей.

Помочь в разрешении межэтнического конфликта в Дарфуре, пытаются и европейцы. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро 26 августа прибыл в Судан с целью попытаться найти выход из ситуации, сложившейся в Дарфуре. Он призвал суданское правительство прислушаться к требованиям ООН и прекратить насилие в регионе. В Дарфуре Стро посетил лагерь беженцев Абу-Шук на севере Дарфура, где живут в палатках около 44 тысяч человек, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте.

Ранее глава МИД Великобритании отверг возможность отправки британских солдат в эту суданскую провинцию. Однако, он выразил готовность Лондона оказать финансовую поддержку миротворческим войскам Африканского Союза. По мнению аналитиков, позиция Великобритании в отношении Судана несколько смягчилась. Не исключено, что Лондон попросит Совет Безопасности ООН продлить срок ультиматума.

ФРГ выделила для суданских беженцев 450 тыс. евро. Пообещала оказать помощь и Франция. Еврокомиссия объявила 25 августа о выделении 20 млн. евро для оказания гуманитарной помощи населению провинции Дарфур. Эти средства будут использованы для закупки продуктов и питьевой воды, на оказание первой медицинской помощи. С учетом выделенных денег общий объем помощи по линии Евросоюза населению Дарфура достигнет в этом году 104 млн. евро. (5)

Позиция стран Запада отличается от подходов США, где палата представителей Конгресса абсолютным большинством голосов приняла резолюцию, характеризующую действия Хартума в Дарфуре как геноцид. Как известно, Соединенные Штаты считают Судан государством не только осуществляющим геноцид, но и поддерживающим терроризм.

Пентагон уже имеет опыт боевых действий в этой африканской стране — «зоне нестабильности», по-американской оценке. В августе 1998 года с военных кораблей США были нанесены удары по фармацевтической фабрике «Аш-Шифа» в предместье Хартума. Решение о запуске ракет было принято администрацией США якобы на основе информации о производстве на этом предприятии химического (или бактериологического) оружия, полученной американскими спецслужбами от своего агента. В результате жертвами «Тамагавков» стали домашние животные — на фабрике производили лекарства для лечения коров, верблюдов и коз.

В феврале 1998 года американский журнал «Ю.Эс. ньюс энд уорлд рипорт» опубликовал доклад, опирающемся на сведения спецслужб США, Германии и Израиля, в котором утверждалось, что иракский вице-премьер Тарик Азиз еще в 1991 году получил разрешение от президента Судана на размещение там «для хранения» 400 иракских ракет «Скад» вместе с начиненными химическим оружием боеголовками». Через год в Судан тайно были переправлены материалы из иракской ядерной программы. Часть компонентов, куда вошли и 44 кг высокообогащенного урана-235, были вывезены в Судан через Иорданию в автомашине по перевозке мебели. Часть, в том числе 12 кг высокообогащенного урана, была доставлена под видом личного багажа суданского дипломата, возвращавшегося из Багдада в Хартум.

В 1995 году на юго-западе Судана совместно с Ираком была построена фабрика по производству иприта. Южнее суданской столицы, в местечке Майу, внутри промышленного комплекса с помощью немецких станков и французских компьютеров построена новая фабрика по производству химического оружия. Германские материалы иракские спецслужбы нелегально из Германии через Болгарию переправили в Судан. Так что американцы имеют повод использовать санкции для наказания суданцев за их сотрудничество с секретными службами иракского Саддама Хусейна.

Как предлог для нынешнего применения США военной силы в отношении Судана может быть использован факт проживания в этой стране до 1996 года Усамы бен Ладена. Правда, еще тогда Судан предлагал свои услуги по аресту бен Ладена и передаче его властям Саудовской Аравии. В феврале 1996 года в Вашингтон прибыл тогдашний министр обороны Судана генерал Элфатих Ерва. Администрация Клинтона не смогла, однако, убедить саудовцев «принять» бен Ладена и, таким образом, упустила шанс «блокировать» один из мозговых центров терроризма. Тогда Судан позволил бен Ладену в мае 1996 года перебраться в Афганистан.

Не исключено, что суданцам может быть вменена в вину политическая поддержка, которую они оказывали палестинскому исламскому движению ХАМАС — которое суданцы считают национально-освободительным движением. В апреле 1997 года суданское правительство попыталось добиться невведения против Судана санкций, предоставив антитеррористическим подразделениям ЦРУ и ФБР доступ к документам разведки Судана. Санкции все дже были наложены на Судан в ноябре 1997 года Биллом Клинтоном. Причина — многочисленные факты нарушения прав человека, а также заявления о причастности некоторых официальных лиц Судана к попытке убийства в 1995 году президента Египта Хосни Мубарака. Санкции были сняты только в 2001 году после того, как Судан присоединился ко всем международным конвенциям по противодействию терроризму.

Наконец, могут быть использованы давние претензии США ( с подачи их союзника Египта), заявлявших о поддержке Суданом «исламского экстремизма» («международного терроризма»). Предположительно, что удары могут быть нанесены по местам проведения сборов по переподготовке суданских гражданских резервистов — американцы утверждали, что это и есть лагеря террористов.

Более или менее определенно выглядит возможность влияния на позицию США по отношению к Судану со стороны их некоторых западноевропейских союзников. Франция, например, при содействии суданских властей провела в Хартуме успешную операцию по захвату в 1994 году известного международного террориста Ильича Санчеса Рамиреса («Шакал»). В свою очередь, ФРГ, Италия и некоторые другие европейские государства, имеющие в Судане устойчивые позиции, не заинтересованы в свержении в ходе «антитеррористической операции» суданского правительства и создании хаоса в Восточной Африке, подобного, существующему сейчас в Ираке.

Несмотря на ослабленную за последние годы роль ООН, эта авторитетная организация, в случае соответствующей инициативы, может выступить в защиту Судана, который несколько лет назад присоединился ко всем международным конвенциям по вопросам борьбы с терроризмом. При любом раскладе сил Соединенные Штаты не смогут также игнорировать мнение Китая. Если Совбез введет санкции против Судана КНР и Россия, как постоянные члены СБ ООН воспрепятствуют принятию американского проекта. Китай требует внести поправки в текст о санкциях, в частности, — дать время руководству Судана, чтобы выполнить обещания, данные Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, о защите мирного населения Дарфура.

Не один десяток лет КНР пыталась конкурировать с бывшим Советским Союзом в завоевании политических и экономических позиций в Судане. После того, как Россия в 1990-х годах так и не смогла закрепиться в этой богатой природными ресурсами и стратегически важной стране, китайское влияние там многократно усилилось. (6)

С начала 90-х в Судане неуклонно возрастает иранское влияние — Хартум попадает в экономическую зависимость от Тегерана. Здесь постоянно находятся несколько тысяч солдат и офицеров Корпуса стражей Исламской революции и около 150-200 сотрудников иранской разведки. Под их патронажем в стране функционируют тренировочные лагеря и военные базы ливанской шиитской радикальной организации «Хизбалла». При содействии Национального исламского фронта в Судане обосновались и активисты ХАМАС. В Хартуме было открыто официальное представительство этой организации. В 1992 году Тегеран и Хартум приступили к реализации плана по дестабилизации политической обстановки в Сомали, Танзании, Кении, Чаде, Уганде, Бурунди и Заире. Цель — подорвать позиции правящих в них режимов и привести вместо них к власти мусульманских фундаменталистов. Особые успехи были достигнуты союзниками в Уганде и Кении, где в феврале-марте 1992 года исламисты организовали серию массовых восстаний, существенно подорвавших силы местных правительств. В Кении, например, сотрудники суданских спецслужб курировали работу суннитских религиозных структур, в то время как их иранские коллеги «обрабатывали» экономическую элиту страны, состоявшую преимущественно из представителей племени оромо, через которых оказывалась финансовая поддержка шиитским фундаменталистам. В августе 2004 года сотрудники израильской службы безопасности арестовали в Рафахе палестинца Мунтасера Фреджа из сектора Газа, который прошел военную подготовку в Судане за счет ХАМАС.

Следует отметить, что в 70-80-х годах прошлого века Судан поддерживал неафишируемые контакты с Израилем. В начале 1981-го была достигнута договоренность о вывозе эфиопских евреев через территорию Судана в Израиль. В ходе «Операции Соломона» 15 000 человек покинули соседнюю Эфиопию. Связи между Тель-Авивом и Хартумом продолжались и в 90-е годы, даже после прихода к власти генерала аль-Башира и Национального исламского фронта. Любые сведения по этому поводу тщательно скрываются обеими сторонами. Лишь один раз спецслужбы Саудовской Аравии сумели организовать «утечку информации» о секретных израильско-суданских контактах. В мае 1996 года лондонское издание «Аш-Шарк аль-Аусат» сообщило о переговорах между представителями еврейского государства и Хартума. В последствии источники в американской администрации подтвердили, что израильско-суданский диалог действительно имел место. Встречи происходили в трех арабских государствах, и касались вопроса об официальном признании Суданом еврейского государства и установлении двусторонних дипломатических отношений. Таким образом, с помощью Израиля Судан надеялся улучшить свои отношения с США, однако, опасаясь негативной американской реакции, Шимон Перес не решился на сближение с режимом аль-Башира. (7)

Особо необходимо остановиться на позиции России по разрешению межэтнического конфликта в Дарфуре, в контексте развития росийско-суданских отношений. Следует отметить, что определенные возможности для восстановления российско-суданских отношений остаются, и базируются они на экономической заинтересованности и на прежнем опыте взаимодействия в политической сфере. Проблема сепаратизма так же актуальна для Судана, как и для России. Суданское руководство поддерживает усилия российского федерального центра по восстановлению конституционного порядка в Чечне.

В последние годы между Россией и Суданом расширяется политический диалог, включая обмен посланиями между президентами России Владимиром Путиным и Судана Омаром аль-Баширом, встречами глав внешнеполитических и военных ведомств. Осуществляются связи по парламентской линии — в апреле 1999 года Судан посетила делегация Государственной Думы Федерального Собрания, был подписан Меморандум о межпарламентском сотрудничестве.

В сфере двустороннего взаимодействия наиболее актуальной является задача расширения торгово-экономических связей на базе заключенного в 1998 году соответствующего рамочного Соглашения (товарооборот пока не превышает 9 млн. долларов, что далеко не соответствует имеющимся возможностям). Перспективное направление в этом плане — расширение деятельности российских компаний в нефтедобывающей сфере суданской экономики. Это значительный резерв для развития российско-суданских экономических отношений. В январе 2002 года компания «Славнефть» подписала соглашение с министерством энергетики и шахт Республики Судан контракт на проведение геологоразведочных работ в провинции Хартум. Сделка оценивается в 200 млн. долларов. Солидную отдачу сулит и подключение российских организаций к проекту сооружения на реке Нил гидроэнергетического комплекса Мероуи. Обсуждается вопрос о заключении двустороннего Соглашения о воздушном сообщении. Прорабатываются также проекты документов о сотрудничестве в области культуры, включая подготовку кадров (с 1956 года пять тысяч суданских граждан прошли обучение в вузах нашей страны).

В конце ноября 2001 года состоялся визит в Москву министра иностранных дел Судана Мустафы Османа Исмаила. В ходе встреч и бесед проходило углубление политического диалога между нашими странами и дан импульс наращиванию российско-суданского сотрудничества в торгово-экономической сфере. Рассматривались вопросы конкретных аспектов урегулирования на юге Судана, ситуация на Ближнем Востоке, обстановка вокруг Ирака, положение в Восточной Африке и в целом африканские проблемы. Российское руководство заявило, что приветствует шаги Судана в направлении демократизации общества и укрепления национального согласия. Москва всегда выступает за решение этой проблемы мирными политическими средствами, на основе переговоров между противоборствующими сторонами при сохранении территориальной целостности суданского государства. (8)

После долгого перерыва в российско-суданских военных отношениях 22 апреля 2002 года в Москву прибыл министр обороны Судана генерал-майор Бахри Хасан Салех. «У нас были в прошлом тесные военные и военно-технические связи, — сказал глава российского военного ведомства Сергей Иванов. Надеюсь, что они теперь возобновятся не только в военной области, но и в целом в наших межгосударственных отношениях».

Бахри Салех подтвердил, что «Судан намерен строить стратегические отношения с вооруженными силами России». Он подчеркнул, что Россия — «одна из великих стран мира, и российско-суданские связи имеют давние корни. У нас многие офицеры знают русский язык, так как многие из них в 60-х годах обучались в Советском Союзе. Они хорошо владеют советской боевой техникой, которая является одной из самых надежных в мире. Мы готовы к широкому военному и военно-техническому сотрудничеству с Россией».

Характер сотрудничества стал понятен из дальнейшей программы визита суданского министра: он посетил 51-й полк 106-й Тульской дивизии ВДВ, побывал в Общевойсковой академии Министерства обороны, а также провел переговоры с представителями корпорации «МиГ» и ФГУП «Рособоронэкспорт».

В августе 2004 года в Судане прошел летный показ последнего приобретения суданских военных — партии самолетов фронтовой авиации российского производства, стоимостью в сумму в 300 млн. долларов. Судану были поставлены в июле 10 одноместных истребителей МиГ-29СЭ и две «спарки» МиГ-29УБ. При параде присутствовали министры обороны Египта, Алжира и других африканских государств. Если раньше суданская сторона планировала покупку ограниченного числа МиГ-29, то теперь, после парада, она объявила о возможностях некоторого увеличения количества закупаемых самолетов. Суданцев теперь интересует дальнейшее сотрудничество по обучению летного состава, совершенствование подготовки экипажей. Госдепартамент США выразил озабоченность поставками российских истребителей МиГ-29 в Судан, хотя российские эксперты уверяют, что использовать самолеты против мирного населения в провинции Дарфур невозможно.

23 августа министр иностранных дел РФ С.Лавров обсудил в телефонной беседе развитие ситуации в Дарфуре с главой МИД Судана Мустафой Османом Исмаилом, а также с главой МИД Китая Ли Чжаосин. Наиболее правильный, короткий и гарантированный путь решения проблемы, по мнению сторон, — это проведение объективного беспристрастного международного расследования в Дарфуре под эгидой ООН и сотрудничество с суданским правительством при полном соблюдении его суверенитета; затем выработка приемлемых решений в соответствии с нормами международного права. При нарушении закона или при неполном выполнении принятых объективных решений, вопрос переходит в плоскость угрозы применения санкций также в соответствии с международным правом. (9)

Руководство Судана намерено проигнорировать требование Совета Безопасности ООН урегулировать не позднее конца августа ситуацию в кризисной провинции Дарфур. Об этом заявил 26 августа глава суданской делегации на мирных переговорах в Нигерии Маджуб аль-Халифа. По его словам, правительство Судана намерено сначала продолжить переговоры с различными повстанческими группировками в Дарфуре под эгидой Африканского Союза. Две группировки повстанцев в Дарфуре уже отказались разоружаться и возвращаться на свои базы, пока не будет найдено политическое решение конфликта в этом регионе. Они заявили, что вначале должны быть разоружены арабские формирования, обвиняемые в массовых убийствах жителей Дарфура. Спецпредставитель ООН по Судану Ян Пронк заявил, что в последнее время суданские власти приняли определенные меры по обеспечению безопасности, но вместе с тем, он выразил обеспокоенность судьбой большого числа перемещенных лиц в Дарфуре. (10)

Однако, Совбез ООН на этой неделе должен обсудить американский проект резолюции о введении международных санкций против Судана, включая экономические и дипломатические. Напомним, что в отношении Ирака ситуация развивалась похоже: сначала против него были введены санкции, а потом началась война. Информационные агентства часто упоминают Судан в числе стран, которые могут подвергнуться силовому воздействию в рамках очередного этапа военной кампании США и их союзников по НАТО на Ближнем и Среднем Востоке.

(1) 28.07.04 http: \\ www. vremya. ru.
(2) 11.08.04 http: \\ www. inosmi. ru.
(3) 09.08.04 www. kommersant. ru.
(4) 25.08.04 http:\\ www. rg. ru.
(5) 24.08.04 http:\\ www. rg.ru.
(6) 27.08.04 http:\\ www. aglob.ru.
(7) 20.09.02 http:\\ www.agentura.ru.
(8) 24.11.01 http:\\www.africana.ru.
(9) 22.04.02 http:\\www.strana.ru.; 27.08.04 http:\\www. vpk-news.ru.
(10) 27/08/04 http:\\ www. dw-world.

40.73MB | MySQL:92 | 0,961sec