Ситуация в Йемене резко обострила отношения между КСА И ОАЭ

Мы уже сообщали о разразившемся скандале между ОАЭ и лояльными им южнойменскими силами — с одной стороны, и Саудовской Аравией  и президентом Йемена А.М.Хади — с другой. Поводом для этого стали попытки А.М.Хади совместно с вице-президентом Али Мохсеном аль-Ахамаром поставить под свой контроль аэропорт Адена, который охраняли подразделения южнойменских Security Belt, которых тренируют, финансируют и руководят ими эмиратовские военные. 13-14 февраля с.г. пропрезидентские силы вступили в открытое боевое столкновение с охраной аэропорта, к которой затем присоединились наемники из частной охранной компании «Блэквоутерс» и ударные боевые вертолеты «Апач» ВВС ОАЭ. В результате силы президента А.Хада были вынуждены отступить с большими потерями. После этого состоялись срочные консультации между представителями противоборствующих сторон сначала в Эр-Рияде, но они очень быстро прекратились из-за бескомпромиссной позиции Абу-Даби, а вернее — наследного принца Мухаммеда бен Заеда аль-Нахаяна. На эа-риядских консультациях представители КСА и А.М.Хади предложили поставить аэропорт под совместный контроль, что представители ОАЭ сразу же отвергли. После провала этого раунда в Абу-Даби срочно выехали делегации А.М.Хади и военных КСА — сын президента, генерал Насер Хади и «второй человек» в кабинете президента Абдалла аль-Олайми; от КСА в делегации присутствовал командующий Силами специально назначения Фахд бен Турки Аль-Сауд. Они везли доработанный план раздела «зон влияния» в аэропорту Адена, который подразумевал передачу под охрану части грузовых терминалов подразделениям Presidential Protection Units (PPU), которыми командует сын йеменского президента. В них костяк, кстати, составляют члены исламистской партии «Ислах» из Южного Йемена. Члены объединенной делегации три дня пытались уговорить Мухаммеда бен Заеда аль-Нахаяна принять план, но безуспешно.

Напомним суть проблемы. Контроль над грузовыми терминалами аденского аэропорта дает возможность контролировать поставки в страну вооружения. В последнее время ОАЭ стали блокировать поставки закупаемого на Украине оружия в интересах «правительственных войск». Причина крайнее прозаична: Абу-Даби убедился в том, что указанное вооружение идет на усиление боевого потенциала отрядов партии «Ислах», особенно на юге страны. Одновременно президент А.М.Хади, его сын и вице-президент Али Мохсен аль-Ахмар организовали широкую контрабанду оружия в Африку через часть южнойеменских портов, которые до сих пор контролируют хоуситы. Это не мешает, кстати, через сомалийскую территорию направлять уже в Йемен китайское оружие в интересах хоуситов, но этим занимаются уже иранцы. Очень затратная, с точки зрения потерь, операция войск ОАЭ и лояльных им южнойеменских сил в прошлом месяце по установлению контроля над основным пунктом такой контрабанды морского порта Моха как раз и преследовала цель минимизировать объем такой контрабанды, а заодно и риски обстрела эмитратовских судов тыловой поддержки со стороны хоуситов. Отметим, что взятие порта Моха, о котором было объявлено еще неделю назад, так до конца и не было осуществлено. 22 февраля с.г. в городе в результате ракетного удара погиб заместитель начальника Генштаба правительственных войск генерал Ахмед Сейф аль-Яфьи убиты несколько его помощников, что этот факт очевидно иллюстрирует. В этой связи еще раз подчеркнем, что рассуждения ряда экспертов о том, что после Мохи эмиратовцы двинутся далее на Ходейду, не имеют под собой серьезных оснований. Как в силу очень неясной ситуации в самой Мохе и больших потерь, а также из-за того, что ОАЭ не имеет серьезных интересов на севере страны. В числе основных задач Абу-Даби — установление плотного контроля над Южным Йеменом с перспективой его государственного обособления. ОАЭ полагает «Братьев-мусульман» (а партия «Ислах» позиционирует себя, как составная часть этого глобального движения) одной из своих основных угроз национальной безопасности, и соответственно категорически выступает против любых попыток Эр-Рияда использовать «Ислах» в качестве основной силы по усмирению хоуситов. А уж тем более, крайне болезненно относится к такой перспективе на юге страны.

Наследный принц обосновал свое резкое неприятие нынешних планов А.М.Хади и его саудовских покровителей тем, что таким образом нарушается негласный договор межу КСА и ОАЭ по разделу «зон влияния» в Йемене. Еще в августе 2015 года в марокканском Танжере было определено, что в «эмирататовский сектор» входит юг и восток страны, а в «саудовский» — север. Богатый нефтью район Маариба должен был контролироваться совместно. И нынешние явно инспирированные Саудовской Аравией попытки их креатуры в лице А.М.Хади взять под контроль аэропорт Адена такое соглашение нарушает. При этом Эр-Рияд таким маневром старается еще больше укрепить финансовое положение А.М.Хади через доходы от контрабанды оружием и соответственно повысить его вес в политической элите страны. Абу-Даби такой сценарий категорически не приветствует, что и показал в полной мере, сознательно спровоцировав самый серьезный кризис своих союзнических отношений с Эр-Риядом за последний год. Таким образом, ряд экспертов делают вывод, что взаимоотношения между ОАЭ и КСА в настоящее время переживают «точку кипения». Этот кризис глобальных устремлений партнеров по ССАПГЗ на йеменском направлении, безусловно, может оказать самое негативное влияние на наступательную динамику войск аравийской коалиции и их союзников на Сану. Но при этом вряд ли станет причиной развала аравийской коалиции в принципе. Абу-Даби расценивают свое присутствие в стране, прежде всего, как решение своих собственных узких задач по установлению плотного контроля над акваторией и логистикой морских транспортных маршрутов в Красном море и районе Африканского Рога, и уходить из страны не будут. Просто настало время жестко очертить перед Эр-Риядом «красные линии», за которые ему переступать не следует. И Саудовская Аравия эти правила игры будет просто вынуждена принять.

52.24MB | MySQL:103 | 0,462sec