Обзор отчёта SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле. Часть 14

Продолжаем рассмотрение Отчёта турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» и переходим к ключевому разделу документа под заголовком «Выводы и предложения».

Здесь первый подраздел касается места СПГ в глобальном энергетическом рынке. Выводы по пунктам формулируются следующим образом:

  • Инвестиции, сделанные ранее в индустрию СПГ, начали себя к настоящему времени проявлять. Разумеется, технология, сама по себе, является выигрышной с учётом возможности для стран-экспортёров выходить на ранее недоступные для них, через классическую прокладку трубопроводов, рынки. С другой стороны, и страны-импортёры получают возможность диверсифицировать пул своих поставщиков.
  • Рост мировой торговли СПГ сопровождается появлением на рынке новых игроков – как экспортёров, так и импортёров. Соответственно, СПГ является фактором, способствующим повышению объёмов торговли природным газом в целом, по сравнению с главным конкурентом – каменным углем.
  • Главными факторами, которые обусловят сохранение невысоких цен на СПГ являются: выход на рынок экспорта новых крупных игроков, таких как, США и Австралия, падение цен на нефть, и наблюдающееся снижение объёма спроса на СПГ. Тренд на снижение цен на СПГ сделал этот пункт повестки одним из приоритетных в энергетической политике как стран-экспортёров, так и стран-импортёров сжиженного газа.

Следующие выводы касаются стран – лидирующих мировых поставщиков СПГ.

  • Катар, чьи месторождения были открыты лишь в начале 1990-х годов, к настоящему времени стал важным игроком энергетического рынка. С объёмом экспорта СПГ в 106,4 млрд куб. м в 2015 году Катар занял первую строчку в ряду мировых поставщиков. В относительном выражении это означает долю в 72% на мировом рынке СПГ, которая означает лидирующие позиции как на азиатском, так и на европейском рынках. Также, ожидается, что Катар себя «проявит» с новыми проектами (очевидно, инвестиционными) на территории Турции, которая начала становиться для него «важным рынком» сбыта продукции.
  • Другой важной страной на рынке предложения СПГ является Австралия. Экспортировав в 2015 году 39,2 млрд куб. м Австралия заняла второе место в ряду мировых поставщиков СПГ. Невзирая на наблюдающуюся большую дистанцию до мирового лидера – Катара – следует ожидать в ближайшие годы её сокращения. Прежде всего, ввиду массированных австралийских инвестиций в отрасль – в строительство терминалов по сжижению газа. Устремившийся «спасать» Европу от российской газовой зависимости Катар, получается, приоткрывает для Австралии пространство в Азиатско-тихоокеанском регионе.
  • Третье место в списке стран-экспортёров СПГ по итогам 2015 года заняла Малайзия с объёмом экспорта в 33,3 млрд куб. м. За которой следует Нигерия с 27,2 млрд м3, которая в значительной мере ориентируется на европейский рынок и в 2015 году поставила в Турцию 1,5 млрд куб. м СПГ.
  • Расположившаяся в 2015 году на пятой строчке Индонезия (21,5 млрд куб. м), напротив, в значительной мере сконцентрировалась на азиатских рынках. При этом, наблюдается разнонаправленный процесс. С одной стороны, с тем, чтобы не потерять азиатские рынке Индонезия производит инвестиции в свой ТЭК. А, с другой стороны, с тем, чтобы обеспечивать растущий спрос на внутреннем рынке – страна приступила к импорту газа из США.
  • Обеспечивающий значительную долю своих доходов через экспорт нефти и газа, Тринидад и Тобаго расположился на 6-й строчке стран-экспортеров с 16,7 млрд куб. м по итогам 2015 года. Это – самый большой поставщик Карибского региона и, естественным образом, значительную долю своих поставок он осуществляет в США.
  • Алжир, осуществивший первую в мировой практике поставку СПГ в 1964 году в Великобританию, является важным источником поставок газа в Турцию. Суммарный объём поставок Алжиром СПГ за рубеж, 16,1 млрд куб. м, в 2015 году обеспечил стране 7 строчку в общем списке. Одновременно, страной предпринимаются заметные усилия к тому, чтобы укрепить свои позиции на турецком рынке (объем поставок 2015 года – 3,8 млрд куб. м).
  • Другим важным игроком на рынке поставщиков СПГ авторы Отчёта называют Российскую Федерацию, которая в 2015 году поставила за рубеж 14,5 млрд куб. м газа и, таким образом, расположилась на 8-й строчке. Пережив, по словам разработчиков документа, «политический и экономический кризис» и находясь перед перспективой «потери Европы», Россия продолжает производить инвестиции в развитие Северного морского пути. Также, имея в виду продолжающиеся трудности с Европой, Россия рассчитывает выйти на Азиатско-тихоокеанский рынок СПГ с Ямальского месторождения.
  • Будучи на протяжении долгих лет страной-импортёром газа (первые поставки СПГ в страну были осуществлены из Алжира), США, приступившие к добыче шельфового газа, превратились в страну-экспортёра. Смена статуса со стороны США, по словам авторов Отчёта, предвещает «второй взрыв» на мировом рынке предложения СПГ.
  • Самый крупный в Африке производитель нефти Египет, одновременно, занимает вторую строчку на «Черном континенте» по добыче природного газа, после Алжира, значительная доля которого поставляется на экспорт в форме СПГ. Однако, негативная глобальная, региональная и, в особенности, внутриполитическая конъюнктура (начиная с «арабской весны» в 2011 году) сказалась на объёме египетских поставок, вплоть до того, что страна начала импортировать газ из-за рубежа.
52.17MB | MySQL:103 | 0,585sec