О развитии операции по освобождению западной части Мосула за период 22-24 февраля 2017 г.

22 и 23 февраля на южном направлении части Управления по борьбе с терроризмом при поддержке отрядов «быстрого реагирования» МВД Ирака во взаимодействии подразделениями 9-й пехотной дивизии МО Ирака продолжили развивать успех, который был достигнут накануне, в результате стремительных действий на господствующих высотах западнее района Абу эль-Сейф. Захват позиций на высотах в ночь на 22е февраля позволил иракским силовикам организовать их обход вдоль трассы № 1, и восточнее, вдоль реки Тигр, в результате чего боевики «Исламского государства» (ИГ,  запрещено в России) предпочли отойти севернее и были вынуждены оставить южные окраины международного аэропорта Мосула. С воздуха действия иракских военных, а, отметим, на этом направлении в дело были пущены элитные отряды МВД и полицейского спецназа, действовавшие в этот раз в свойственной им манере: стремительными обходными маневрами, совершаемыми штурмовыми группами, избегающими ввязываться в ближний бой в очагах сопротивления, активно поддерживали ВВС и армейская авиация Ирака, совершившие за последние сутки свыше ста вылетов. Обнаруженные огневые точки и опорные пункты ИГ поражались огнем артиллерии и ударами авиации. Вчера, впервые в бой под Мосулом вступили легкие штурмовики L-159, чешского производства, действующие с авиабазы Аль-Балад, севернее Багдада.

По состоянию на 24 февраля, иракским правительственным войскам удалось продвинутся на рубеж: южные предместья района Аль-Маамун – военный городок Аль-Газляни – южная часть мосульского аэропорта. Сообщается об установлении контроля над, примерно, половиной территории аэропорта и большей частью военного лагеря. Продвижение иракских сил затрудняют минные заграждения и ловушки-фугасы, а также действия снайперов. Собственно, сам аэропорт не действует в привычном понимании этого слова. Авиация коалиции, а затем и сами террористы, приложили немало усилий для вывода из строя ВПП и рулежных дорожек. Так, боевики ИГ незадолго до начала наступления силовиков на Мосул перегородили ВПП насыпными валами и в нескольких местах взорвали ее, образовав рвы, поэтому использовать ее для посадки и взлета самолетов нельзя. Но, тем не менее, расчет иракского командования, по всей видимости, согласованный с американскими советниками, состоит в том, чтобы кроме, морального значения факта овладения аэропортом, использовать его в качестве передовой операционной базы, разместить на ней вертолеты, БПЛА, передовых артиллерийских наблюдателей, госпиталя и тыловые подразделения, — одним словом использовать аэропорт и район военной базы Аль-Газляни в качестве охраняемого пространства, откуда удобнее и спокойнее действовать, чем из восточных районов города, где до сих пор сохраняют активность диверсионные группы ИГ и где крайне сложно организовать оборону объектов расположения военнослужащих. Кроме того, значительная часть населения симпатизирует ИГ, что, естественно создает предпосылки для информирования боевиков о всем, что предпринимают силовики в освобожденной восточной части Мосула.

Дальнейшее развитие наступления, очевидно, начнется не ранее, чем будет освобожден и «освоен» весь район аэропорта. Севернее его начинаются жилые районы и промзоны, где боевики хорошо укрепились и подготовились к отпору. По неофициальной оценке источников в штабе объеденного оперативного командования операцией «Мы идем, Ниневия», речь может идти «даже не о неделях, а о месяцах». Пока неясно, пустит ли в ход иракское командование понтонные парки и переправочные средства для поддержки наступления, или ограничится их использованием в качестве наплавных мостов на более позднем периоде, для восстановления сообщения между лево- и правобережьем Тигра. Действия на восточном берегу и южнее него со стороны правительственных войск носят пока что вспомогательный и отвлекающий характер.

Западнее Мосула сообщается о противоречивых достижениях обеих сторон: то отряды шиитскогоополчения перерезали трассу на Телль-Афар, то ИГ вновь окружило отряды ополчения, и те были вынуждены отойти. Местность там благоприятствует для маневренных действий группами техники, поэтому стороны предпочитают продвигаться к ключевым развилкам и важным населенным пунктам под прикрытием насыпных валов, сооружаемых бульдозерами и скреперами, противная же сторона, то вновь обходит их, то старается их разрушить огнем артиллерии или атаками заминированных и хорошо бронированных машин. Сообщается о массовом применении обеими сторонами БПЛА и квадрокоптеров, причем ИГ научилось использовать дроны в качестве мини-бомбардировщиков. Десятки таких гражданских квадрокоптеров уже были сбиты над позициями иракских силовиков, но меньше их не становится.

В целом, боевые действия носят крайне ожесточенный характер, пленных боевиков ИГ практически нет, сообщается о значительных потерях в рядах наступающих, так, вчера, на передовой погиб Али Абд аль-Касем ас-Саиди, «Абу Тага ан-Насырий», командир 10-й бригады Народного ополчения. Обе стороны активно ведут информационную войну, регулярно выкладывая на своих ресурсах победные реляции и сообщения о гибели и бегстве руководящего состава то ИГ, то об очередных успешных акциях смертников и удачных ударов с воздуха по позициям «неверных богоотступников».

Командующий Центральным командованием США (U.S. Central Command), отвечающим в планах Пентагона, в том числе, и за Ближний Восток, генерал Джозеф Войтел подтвердил переброску в Ирак дополнительной партии из тяжелых бульдозеров и минных тралов, топливных заправщиков и других тяжелых специальных транспортных средств, т. к. характер предстоящих действий по продвижению вглубь городской застройки диктует необходимость тщательной инженерной подготовки и обеспечения действия войск.

62.49MB | MySQL:102 | 0,729sec