Признаки сближения между Израилем и Саудовской Аравией

Иранский телеканал AhlulBayt TV сообщил в минувшее воскресенье, что начальник Управления общей разведки (УОР) КСА Халед бен Али бен Абдалла аль-Хумейдан тайно посетил на прошлой неделе Израиль и Палестинскую национальную администрацию (ПНА). Неназванный источник в Рамалле подтвердил обратившему к нему за дополнительной информацией корреспонденту израильского  новостного интернет-сайта  NRG, связанного с ежедневной газетой «Исраэль га-Йом», что «на прошлой неделе были разговоры о том, что глава саудовской разведки находится в Рамалле», однако при этом упомянутый палестинский источник не сообщил по данному поводу никаких подробностей.

Согласно тому же сообщению иранского телеканала этот визит был предпринят Халедом бен Али бен Абдаллой аль-Хумейданом в рамках развития и расширения неофициальных контактов между Саудовской Аравией и Израилем. Если верить этому сообщению, начальник УОР КСА тайно посетил Иерусалим и Рамаллу и обсуждал там с израильским и с палестинским  руководством проблемы безопасности, связанные с планируемой региональной конференцией, в которой должны принять участие Израиль и ряд арабских суннитских государств региона. О планах проведения такой конференции объявил новый президент США Дональд Трамп во время недавнего визита израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Вашингтон.

Иран не скрывает, что он обеспокоен этой американской инициативой, подразумевающей участие таких государств, как Египет и Саудовская Аравия, в процессе арабо-израильского мирного урегулирования. Американская газета «Нью-Йорк таймс» написала в данной связи, что эта стратегия президента Дональда Трампа имеет своей целью использование особых отношений, сложившихся за последние годы между США и Израилем с одной стороны и суннитскими, преимущественно арабскими государствами с другой, для борьбы против шиитского Ирана.

Дональд Трамп и его зять и советник Джаред Кушнер выработали свою собственную концепцию переговоров о мирном урегулировании между Израилем и ПНА после целой серии встреч и бесед с арабскими и лидерами. Президент Д.Трамп беседовал  по этому поводу с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, с королем Саудовской Аравии Сальманом, с эмиром Абу-ДаБи шейхом Мухаммедом бен Заедом аль-Нахаяном, а также с президентом Турции Реджепом Таипом Эрдуаном. Джаред Кушнер тоже встречался с арабскими официальными лицами, в частности с послом Объединенных Арабских Эмиратов в США Юсуфом аль-Отейбой.

В связи с планами организации упомянутой региональной конференции президент Д.Трамп приостановил перевод посольства США в Израиле в Иерусалим. Д.Трамп выражал горячую поддержку этой идеи во время своей избирательной кампании, однако с тех пор, как он вступил в должность президента США, он несколько изменил тон по этому поводу и теперь явно дает понять, что перевод американского посольства в Иерусалим не произойдет в ближайшее время.

Обращает на себя внимание тот факт, что на конференции по проблемам безопасности, которая проходила на прошлой неделе в Мюнхене, Израиль, Саудовская Аравия и Турция фактически выступали единым фронтом в вопросе противостояния Ирану. Представители этих трех этих государств призвали к введению новых санкций против режима аятолл. Параллельно к такому шагу призывал и призывает также целый ряд американских сенаторов.

Удивительным образом, сделанные в ходе упомянутой конференции по этому же поводу высказывания министра обороны Израиля Авидора Либермана и министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра были весьма похожи между собой. Данное обстоятельство может служить косвенным свидетельством усиления координации между двумя этими ближневосточными государствами после прихода к власти в США администрации Дональда Трампа.

Авигдор Либерман сказал среди прочего на конференции в Мюнхене, что высшей целью политики Ирана является понижение статуса Саудовской Аравии и «подрыв стабильности на Ближнем Востоке». Министр обороны еврейского государства призвал к налаживанию диалога между Израилем и суннитскими арабскими государствами для совместных действий против Ирана. «Мир делится не на евреев и мусульман или на израильтян и палестинцев, а на экстремистские сил и на умеренные силы. Впервые с 1948 года умеренный суннитский арабский мир понимает, что угроза ему исходит не от евреев или сионизма, а от Ирана», — заявил тогда Авигдор Либерман.

Как и следовало ожидать, официальные представители Израиля воздержались от каких-либо комментариев по поводу слухов о тайном визите Халеда бен Али бен Абдаллы аль-Хумейдана в Иерусалиме и в Рамалле. Они не стали ни подтверждать, ни опровергать их. Вместе с тем разного рода сообщения и политические комментарии, касающиеся расширения сотрудничества еврейского государства с суннитскими арабскими государствами и в первую очередь – с Египтом и Саудовской Аравией, регулярно появляются в последние недели в израильских СМИ. Речь идет не только о противостоянии Ирану (еврейское государство мало занимают различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами как таковые), но и о борьбе против суннитского «Исламского государства» (запрещено в России). Создается впечатление, что уже в обозримом будущем эти арабо-израильские контакты выйдут на поверхность.

Необходимо отметить, что существует значительный внутриполитический фактор, который заставит израильское правительство стремиться к обнародованию хотя бы каких-то деталей региональной политической инициативы. Дело в том, что оно будет просто обязано разъяснить израильскому обществу, почему задерживается обещанный перевод посольства США в Иерусалим и зачем премьер-министр Биньямин Нетаньяху согласился на создание некой совместной американо-израильской структуры, каковая должна каким-то образом регулировать темпы и масштабы строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). В противном случае, если надлежащие объяснений не будут даны, весьма возможна вспышка недовольства последовательно правых избирателей, являющихся основной опорой нынешней правящей коалиции Израиля.

52.22MB | MySQL:103 | 0,637sec