Алжирские власти намерены побороть «неформальную экономику»

Министерство торговли АНДР в партнерстве с Центром исследований по развитию прикладной экономики и при поддержке ООН начало исследования «неформальной» экономики в Алжире.

Исследование будет происходить в два этапа: на первом – запуск «пилотного» проекта в пограничной с Марокко области Тлемсен в 2017 году как одной из самых «теневых» в стране, а на втором с 2018 года планируется распространить данное обследование на всю страну.

Цель – выявление истинного положения дел относительно функционирования «неформальной» в плане ее параметров (финансирование, объемы производства, маркетинг, направления и характер работы), а затем разработать адекватную стратегию для борьбы с этим явлением.

Причина, заставившая алжирские власти обратить особое внимание на данное явление, согласно министрам жилищного строительства, градостроительства и торговли Абдельмаджида Теббуне и Азиза Аит Абдеррахманa, состоит в том, что «проблемы неформальной экономики приняли угрожающие масштабы в силу заметного увеличения ее доли в сфере национальной экономики».

По их словам, это «рассматривается как препятствие для продвижения отечественной продукции в процессе диверсификации экономики, начатой правительством в качестве основного варианта развития страны».

В связи с этим они намерены выработать эффективные инструменты борьбы с этим явлением.

Так, по данным заместителя директора по статистике и экономической информации Министерства торговли АНДР Абдеррахмана Саади, за время «мирного» существования после разгрома основных группировок радикальных исламистов, то есть правления президента Абдельазиза Бутефлики, доля теневой экономики в Алжире увеличилась в два с половиной раза.

Так, если в 2001 году в ней было занято 1.6 млн человек, то в 2012 году в ней участвовали 3.9 млн человек (45.6 процента от совокупной рабочей силы несельскохозяйственного сектора), 45.3 процента торговли и услуг, 37 процентов строительной отрасли и 17.7 процентов обрабатывающей промышленности.

При этом в целом в 2012 году согласно признанию вышеупомянутых представителей алжирских властей ее доля составила 45 процентов от валового национального продукта (ВНП) страны (для развитых стран приемлемым считается уровень не более 5 – 10 процентов).

Общие же оценки суммарного денежного эквивалента теневой экономики составляют, по разным данным, от 124 до 265 млрд долларов США.

Подобные показатели вынуждают алжирских экспертов классифицировать данное явление как «экономическая гангрена» и «Дикий Запад в целых отраслях, подрывающие всю национальную экономику».

Причем, учитывая повышенное внимание к «неформальной экономике» именно в настоящий кризисный момент со стороны видных алжирских чиновников, она лишь увеличила свой удельный вес.

Одним из наиболее красноречивых факторов, подчеркивающих глубину кризиса, является наличие огромного неформального валютного рынка, процветающего в условиях наличия в стране «фиксированного» курса алжирского динара и ограничения на продажу частным лицам долларов и евро.

Примечательно, что теневая экономика в Алжире характеризуется все большим уклонением от налогов при довольно редких случаях реальной ответственности злостных неплательщиков при увеличении налоговой нагрузки для законопослушных бизнесменов, на которых официальные власти стремятся переложить свою неспособность взыскать сборы с «теневиков» и наполнить казну в условиях сохранения на мировом рынке сравнительно низких цен на углеводороды.

Еще одна причина, почему алжирские власти хотят навести здесь порядок – это то, что наличие «неформальной экономики» создает благодатную почву для существования и дальнейшего расширения преступности всех видов, поскольку теневой сектор позволяет держать денежные потоки вне видения сотрудников правоохранительных органов.

Это не только традиционные мошенничество, уклонение от уплаты налогов, отмывание денег и существование незаконного бизнеса, но и организованная преступность,  а также терроризм.

Между тем, можно предвидеть, что данные усилия алжирских властей вряд ли будут эффективными, поскольку в условиях крайней забюрократизированности всех ступеней принятия и исполнения решений в АНДР даже те, кто искренне желает здесь работать открыто, физически вынуждены делать это по нелегальным схемам в обход чиновников.

Причина состоит в том, что даже передача им крупных взяток вовсе не гарантирует бизнесу спокойной жизни, равно как и скорейшего прохождения через горнило бюрократических инстанций.

В условиях же «антикризисного» роста налогообложения этот процесс будет только углубляться. Тем более, что сами власти явно не делают ответных шагов в плане создания привлекательных условий  «выхода из тени».

В частности, с 2017 г. налогообложение по сравнению с 2016 г. увеличилось на 12.1 процента, что позволит, как рассчитывают представители властей, направить в бюджет дополнительно 340 млрд динар (более 3 млрд евро).

В данном случае алжирский обыватель оказывается в «ножницах» между прогрессирующим ростом цен на товары и услуги, а также налогов, что вынуждает его искать выход из создавшегося положения в уходе «в тень».

Все эти действия вызывают ропот добропорядочных налогоплательщиков, жалующихся на то, что власти все издержки от неуплаты налогов «теневиками» переносят на них.

Также они требуют введения более «справедливого» прогрессивного налога, подразумевающего, что малый бизнес будет платить меньше за счет больших пополнений казны более крупными предпринимателями.

С другой стороны, эффективной борьбе против «теневиков» препятствует и практически тотальная коррупция, царящая в алжирских правоохранительных органах.

Например, ранее представители властей АНДР высказывали возможность осуществления «более пристального внимания» за банковской деятельностью. Однако если будет отмечаться давление в отношении негосударственных и в том числе зарубежных структур, это лишь способно нанести еще один удар по инвестиционной и деловой привлекательности Алжира для иностранцев.

И, скорее всего, ожидаемое ужесточение мер на этом направлении в отношении бизнеса может лишь вызвать дальнейшее увеличение размера вымогаемых взяток, но абсолютно не искоренит неформальный сектор экономики, в существовании которого кровно заинтересованы кормящиеся с него полицейские и прочие силовики.

Соответственно, принимаемые властями АНДР меры по борьбе с «неформальной экономикой» ранее оказывались неэффективными и, судя по всему, при сохранении подобного положения дел они не будут иметь серьезных успехов и впредь.

Ведь система, при которой расцвел теневой сектор экономики страны, сложилась как раз при президенте А.Бутефлике, который создал условия для «кормления» от нее в «тучные нефтегазовые» годы, что позволяло ему некоторое время не думать о повышении жизненного уровня целых категорий силовиков и простых граждан.

Однако теперь ситуация в связи с кризисом резко изменилась и сам президент и его окружение пытаются «откатить» ситуацию к 2001 году, что в условиях нынешнего политического режима практически невозможно.

Не случайно, что при этом даже оптимисты из числа алжирских экспертов полагают, что в лучшем случае реальных успехов в деле борьбы против теневой экономики в Алжире можно ожидать лишь в среднесрочной перспективе.

62.88MB | MySQL:102 | 0,634sec