Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2004 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в сентябре 2004 года характеризовалась высокой степенью напряженности. Силы иракского сопротивления, иностранные боевики и террористы заметно активизировали свои действия. В ответ войска США при участии местных силовых структур провели большое число операций по локализации или ликвидации очагов вооруженного сопротивления. Сложной оставалась ситуация в экономике Ирака и социальной сфере страны. На внешнеполитической сфере временное иракское правительство предпринимало последовательные шаги по упрочению позиций страны на международной арене и в регионе, получению разносторонней зарубежной помощи и содействия, прежде всего в вопросах обеспечения внутренней безопасности. Особое внимание при этом уделялось отношениям с США, странами НАТО и соседними государствами.

В течение месяца ситуация в сфере безопасности в Ираке оставалась очень сложной. Вооруженные столкновения различной интенсивности, террористические акты, диверсии на экономических объектах, другие насильственные действия происходили в различных районах Ирака.

По оценке экспертов, сентябрь 2004 года стал рекордным по количеству вооруженных акций против войск США, контингентов других стран коалиции, а также иракских правительственных сил. Всего на них было совершено более 2300 нападений, большинство из которых – в Багдаде, центральных и северных районах страны (до этого в среднем на войска США ежемесячно совершалось 700 вооруженных нападений).

Беспрецедентный размах в прошедшем месяце принял захват заложников, особенно из числа иностранных граждан, работающих в Ираке. По оценкам СМИ, по состоянию на 30 сентября с. г. в руках похитителей находилось до 30 иностранцев, а из 150 иностранных специалистов, которые были захвачены бандитами после войны 2003 года, 30 человек были казнены. При захвате заложников террористы, как правило, выдвигают политические требования, связанные с выводом из Ирака войск той или иной страны, а также требуют прекращения деятельности на территории страны иностранной компании (чаще всего из числа тех, которые обслуживают ВС США). Под давлением террористов и с целью спасения жизней заложников в сентябре прекратили свою деятельность на иракской территории турецкая и иорданская транспортные компании и турецкая строительная фирма.

В сентябре по соображениям безопасности Ирак покинули сотрудники иностранных неправительственных гуманитарных организаций. Из страны были отозваны немецкие тележурналисты. МИД Германии призвал соотечественников воздержаться от поездок в Ирак, а тем, кто находится в этой стране (ок 100 чел.), немедленно ее покинуть. Госдепартамент США предупредил американских граждан об опасности поездок в Ирак.

В то же время сотрудники итальянского Красного Креста отказались покинуть Ирак. Таким образом, 25 его сотрудников стали единственными иностранными гуманитарными добровольцами, оставшимися в стране.

Премьер министр Ирака Айяд Алауи заявил: «Мы не вели и не будем вести переговоры с террористами по вопросу освобождения заложников» а, для их освобождения правительство будет принимать другие меры.

В МВД страны создана служба по борьбе с похищениями заложников, сотрудники которой усилили патрулирование вокруг иностранных дипломатических представительств, офисов компаний и зданий, где проживают иностранцы. Создана телефонная «горячая линия», по которой можно сообщить об опасности. Тем не менее, похищения иностранных граждан продолжаются.

Сохраняется высокая активность действий партизан и боевиков на транспортных магистралях, что создает трудности в снабжении коалиционных войск и негативно сказывается на экономике Ирака. Власти и частные транспортные компании принимают меры по усилению мер безопасности на дорогах. Так, для охраны колонн грузовиков, следующих из Иордании, будут задействованы 500 специально нанятых охранников.

Участились случаи нападения на линии электропередач и электростанции, расхищается в крупных размерах государственная и частная собственность.

Повстанцы и террористы усиливают нападения не объекты нефтегазовой отрасли Ирака, дестабилизируют рынки энергоресурсов. Нападениям подвергаются нефтепроводы, места добычи нефти, перерабатывающие предприятия, танкеры, работники нефтяной и газовой промышленности. Из-за диверсий на нефтепроводах страна уже понесла убытки в размере до 2 млрд долларов.

Власти прилагают значительные усилия по охране нефтегазовой инфраструктуры от ударов сил сопротивления и террористов. Эти объекты охраняют тысячи полицейских и частных охранников. Дополнительно для охраны нефтепроводов создаются специальные силы численность 14 тыс. человек. Правительство ежемесячно выплачивает лидерам местных племен и кланов за обеспечение безопасности нефтепроводов до 2 млн долларов. Однако все эти меры не приносят пока желаемого эффекта. Боевики и партизаны по-прежнему действуют довольно успешно и во многих случаях безнаказанно. Всего с июня по 15 сентября с. г. на различные объекты нефтегазовой отрасли было совершено 118 нападений.

Не прекращались многочисленные убийства и покушения на иракских чиновников различных рангов, убийства ученых и других представителей интеллигенции, работников зарубежных гуманитарных организаций, водителей иностранных автотранспортных компаний и др. Участились нападения на задания, занимаемые различными государственными структурами. Многие теракты совершаются смертниками и с использованием автомашин, начиненных взрывчаткой. В ходе терактов погибает большое число мирных иракцев, в т. ч. женщин, стариков и детей. За последние шесть месяцев, по далеко не полным данным иракского министерства здравоохранения, в стране в результате боевых действий и терактов погибло 3511 и было ранено 13682 человека. Основное число жертв приходится на Багдад и район «суннитского треугольника».

Продолжались нападения на христианские храмы, что стимулирует эмиграцию иракских христиан, преимущественно в Сирию.

Похищения людей и захват заложников из числа иракцев, убийства религиозных авторитетов и политических деятелей, способствуют разжиганию в стране межнациональной и межконфессиональной вражды. В целом за последний год в Ираке отмечается рост религиозной нетерпимости.

Таким образом, террористы и их пособники пытаются не допустить стабилизации обстановки в стране, хотят показать, что ситуация в Ираке неуправляема, а его восстановление в нынешних условиях представляет собой невыполнимую задачу.

Наибольшую активность в прошедшем месяце силы местного сопротивления, иностранные боевики и террористы проявляли в т. н. «суннитском треугольнике севернее и северо-западнее столицы. Здесь наиболее напряженная ситуация сохранялась в городах Эль-Фаллуджа, Баакуба, Рамади, Самарра, западных районах провинции Анбар.

Фактически правительство Ирака и силы коалиции не контролируют города Эль-Фаллуджа и Рамади. По информации командования американской армии в Ираке, в настоящее время Эль-Фаллуджа стала главным опорным пунктом одного из главарей иностранных террористов в Ираке Абу Мусааба аз-Заркави. Его целью является превращение Ирака в базу для свержения правящих режимов в соседних государствах. Объявив себя эмиром группировки «Единение и джихад», аз-Заркави превратил Эль-Фаллуджу в «столицу сопротивления американской оккупации», заявив также, что после ухода США из Ирака он намерен сражаться с шиитами.

С целью уничтожения сторонников аз-Заркави американская авиация практически ежедневно наносит удары по различным районам Эль-Фаллуджи, город регулярно подвергается артиллерийским обстрелам. В его окрестностях постоянно происходят вооруженные столкновения повстанцев и боевиков с американскими войсками.

Крупные боестолкновения между американцами и отрядами иракского сопротивления имеют место в Рамади. Периодически бои вспыхивают в районе Баакуба. 9 сентября американские и иракские войска вошли в Самарру – город, находившийся под контролем повстанцев в течение двух месяцев. Это произошло по договоренности с руководством городского совета. Однако уже 15 сентября боевики совершили нападение на солдат США и иракских военных, а 22 числа в Самарре вновь возобновились бои, и город перешел под контроль сил сопротивления.

Напряженная обстановка сохранялась на севере Ирака. В первую очередь, это относится к городам Мосул, Талль-Афар и Киркук. В сентябре части ВС США и иракские силы безопасности провели операцию против повстанцев и боевиков в Талль-Афаре. По информации американского командования, этот город служил своего рода перевалочной базой для боевиков, проникающих в Ирак с территории Сирии, а ко времени начала операции в нем находилось до 2,5 тыс. повстанцев и боевиков. Талль-Афар был окружен и блокирован. Для подавления сопротивления противника американцы использовали артиллерию и авиацию.

Турция выразила «свою озабоченность ситуацией с этническими туркоманами, составляющими большую часть населения Талль-Афара», обвинила американское командование в избыточном применении силы против гражданского населения и потребовала положить конец насилию в этом городе. В противном случае Анкара официально угрожала прекратить сотрудничество с США по проблемам Ирака. В конечном итоге блокада с города была снята, а операция не получила своего завершения.

Высокая степень напряженности в отношениях курдов с арабами и туркоманами сохраняется в Киркуке.

В сентябре в основном стабильная ситуация сохранялась в Иракском Курдистане.

В целом командование коалиционных сил обеспокоено активизацией сил иракского сопротивления на севере страны, особенно в тех местах, где раньше положение было достаточно стабильным.

Повышенную активность продолжают проявлять силы иракского сопротивления и террористы в Багдаде. Ежедневно в столице происходят различного рода насильственные действия: вооруженные столкновения, обстрелы госучреждений, американских войск и иракских сил безопасности, теракты и др. Напряженная обстановка сохранялась вокруг населенного шиитами района Садр-Сити (Мадинат ас-Садр). Жизнь в этом районе подчинена законам шариата, а за порядком следят бойцы «Армии Махди», подчиняющейся радикальному шиитскому лидеру Муктаде ас-Садру.

Все попытки войск США и иракских силовиков установить контроль над этой частью Багдада не привели к успеху. Садр-Сити регулярно подвергается американцами артиллерийским обстрелам и ударам с воздуха. Переговоры командования коалиции и иракских властей с представителями ас-Садра о прекращении вооруженного сопротивления и разоружении отрядов «Армии Махди» закончились безрезультатно – «махдисты» категорически отказались оружие.

Пентагон намерен продолжать действия по ликвидации вооруженного сопротивления в этом районе. Без этого, как считает командование ВС США в Ираке, победа над ас-Садром не может быть достигнута.

Сложной остается обстановка на иракском юге, хотя напряженность в этом регионе снизилась после прекращения вооруженного противостояния в Эн-Наджафе в августе с.г. В сентябре вооруженные нападения на войска коалиции и правительственные силы, диверсии и другие насильственные действия имели место в Басре, Эль-Куте, Латифийи, Эс-Сувейре, Хилле и Эн-Наджафе. Шиитские антиамериканские группировки активно действовали на участке шоссе между Латифийей и Махмудией (25 км южнее Багдада). Однако в целом масштабы вооруженного противостояния на юге значительно ниже, чем в «суннитском треугольнике».

В Эн-Наджафе американцы и иракская полиция провели обыски в офисах организации ас-Садра и арестовали несколько его сторонников. Эти действия духовный лидер иракских шиитов Али ас-Систани охарактеризовал как нарушение перемирия, заключенного в августе. Аресты сторонников ас-Садра были также произведены в Багдаде и ряде других городов. Американцы считают, что ас-Садр прекратил вооруженное сопротивление лишь временно, с целью перегруппировки своих сил.

В настоящее время территория Ирака представляет собой один из главных театров действий сил международного терроризма. По оценкам иракских властей и иностранных экспертов, число иностранных боевиков и террористов в стране постоянно растет. При этом иракское правительство считает, что главным мотивом их деятельности являются деньги, а «лишь некоторые камуфлируют теракты, диверсии и нападения под политические акции». Думается, что подобное утверждение справедливо лишь отчасти. Идейная исламская и антиамериканская мотивация борьбы против иностранных оккупантов и нынешних иракских властей играет, по всей видимости, немаловажную роль в действиях иностранных боевиков, привлечении в их ряды новых добровольцев.

Отмечается прибытие в Ирак все большего числа арабских боевиков, принимавших ранее участие в войне в Афганистане. Они проникают на иракскую территорию в основном чрез ирано-иракскую границу. Арабские «афганцы» замечены в различных районах страны, но особенно в Эль-Куте, «суннитском треугольнике» и Багдаде. Эти боевики совершают нападения преимущественно на представителей иракских силовых структур.

По заявлению А. Алауи, среди иностранцев, воюющих в Ираке, помимо граждан арабских стран имеются выходцы из Пакистана и Чечни, а часть боевиков прибывает из европейских стран. В частности, в Эн-Наджафе и Эль-Куте иракские силы безопасности задержали 92 гражданина из Пакистана, Ирана и Афганистана.

Власти Кувейта сообщили, что на территории их страны ведется подготовка террористов из числа местных подростков, которых затем нелегально переправляют в Ирак для участия в акциях против американских войск.

Наиболее крупной террористической организацией, действующей в Ираке, считается группировка «Единение и джихад» во главе с аз-Зракави. В ее рядах находятся выходцы из арабских и мусульманских государств, а также много иракцев. У боевиков имеются специалисты по минно-взрывному делу и различным видам оружия. На сегодняшний день «Единение и джихад» считается в Ираке наиболее сильной и агрессивно действующей террористической группировкой. Она берет на себя ответственность за многие похищения иностранных граждан. Американцы создали специальное подразделение, задачей которого является поиск и ликвидация аз-Заркави.

По оценочным данным, наиболее крупная группа боевиков организации – до 500 человек – действует в Эль-Фаллудже (здесь расположена штаб квартира «Единения и джихада»), 400 – в Мосуле, ок. 150 – в районе сирийско-иракской границы и до 50 человек – в Багдаде. Общая численность группировки аз-Заркави оценивается примерно в 1,5 тыс. человек. При этом т. н. «гвардия» — основная ударная сила аз-Заркави — состоит исключительно из иностранцев.

Как правило, иностранные боевики хорошо вооружены, имеют нужные для них связи в местной полиции, а также пользуются поддержкой у некоторой части иракского населения. Несмотря на существенные потери, которые они несут от действий сил коалиции и иракских силовиков, боевики постоянно пополняют свои ряды.

По информации разведывательных органов сил коалиции, в настоящее время общая численность участников вооруженного иракского сопротивления и иностранных боевиков достигает 20 тыс. человек, «а возможно и больше». Основой иракского сопротивления, его главной силой, по оценке многих специалистов, являются сунниты.

Силы сопротивления на нынешнем этапе концентрируют свои усилия на решении трех основных задач: (1) действиях против временного правительства Ирака и тех, кто с ним сотрудничает, (2) акциях против иностранных специалистов, работающих в стране и содействующих восстановлению Ирака, (3) действиях против войск коалиции во главе с США.

По признанию американской администрации, в Вашингтоне недооценили силу повстанческого движения. Госсекретарь США Коллин Пауэлл заявил: «Мы не ожидали, что сопротивление мятежников будет столь сильным».

Иракские власти, со своей стороны, считают главной причиной сохранения высокой активности оппозиционных вооруженных формирований нищету и безработицу в стране. Деятельности этих формирований способствует также атмосфера «идейного вакуума», наступившая в Ираке после свержения саддамовского режима и снятия существовавших при нем многочисленных запретов. Эта атмосфера, по мнению властей, настраивает на вседозволенность, способствует проявлениям анархии.

В последнее время, по оценке экспертов, нападения на войска коалиции и правительственные силы отличаются усиливающейся решительностью и жестокостью. Председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Ричард Майер заявил, что «действия повстанцев становятся все более изощренными»» и боевики стали прилагать больше усилий для дестабилизации обстановки в Ираке. Стремясь нанести противнику максимальный урон, они разнообразили тактику нападений, широко и умело используют гранатометы, минометы, заминированные автомашины, различные взрывные устройства. Участились случаи нападений с использованием террористов-смертников. Наблюдается переход от тактики одиночных, преимущественно ночных вылазок на небольшие объекты к тактике нападений на хорошо защищенные базы противника.

Командование американскими войсками в Ираке отмечает, что в действиях повстанцев и боевиков возросшую слаженность. Их боевые акции стали более продуманными, а нападения – согласованными. Партизаны затрачивают много времени на подготовку и репетиции предстоящих операций, стали лучше их планировать, что, несомненно, отразилось на общей эффективности сил сопротивления. Отмечается появление крупных отрядов численностью до 200 человек.

По оценке командования силами коалиции, у повстанцев и боевиков стало больше боеприпасов, благодаря чему обстрелы стали активнее и мощнее. Взрывчатка, используемая партизанами и боевиками, также стала более мощной. Все это, как считают американские военные, свидетельствует о постоянной помощи, поступающей силам сопротивления и террористам из-за рубежа.

Вместе с тем, до настоящего времени нет оснований говорить о наличии какого-либо единого центра, координирующего действия повстанцев и боевиков на общеиракском уровне. Силы, ведущие вооруженную борьбу, слишком различны по политической, идейной и внешнеполитической ориентации, а существующие между ними противоречия превалируют над необходимостью достижения координации действий с целью решения общей для всех на данном этапе задачи – ухода из Ирака иностранных войск и отстранение от власти временного иракского правительства.

Реально координация действий сил сопротивления прослеживается на местном, реже — региональном уровнях.

Частые случаи бесконтрольного использования американцами силы против мирных жителей усиливают негативное отношение к ним населения, ведет к росту антиамериканских настроений в стране в целом. В глазах иракцев военные США становятся не освободителями, как это было весной 2003 года, а жестокими оккупантами, людьми, убивающими их родных и близких, унижающих их человеческое достоинство. В итоге в ряды сил сопротивления все чаще вступают простые граждане, а действия повстанцев встречают все большую поддержку и сочувствие у населения. Растет число иракцев, выступающих за скорейший вывод иностранных войск из страны.

В целом многие американские военные склоняются к выводу о том, что нынешний конфликт в Ираке все больше вступает в новую фазу – фазу классической партизанской войны.

По оценкам американцев, ситуация, которая сложилась в Ираке в последнее время, ставит под угрозу не только возможность проведения в ряде районов страны намеченных на январь 2005 года всеобщих выборов, но и реально угрожает самому существованию нынешней иракской власти.

С целью недопущения развития обстановки по негативному сценарию, командование американскими войсками и временное правительство Ирака намерены предпринять решительные шаги по наведению порядка в стране. При этом основной упор делается на подавлении очагов вооруженного сопротивления и установление контроля над районами, находящимися в руках повстанцев и боевиков. В первую очередь, это относится к городам Самарра, Рамади и Эль-Фаллуджа, а также багдадскому району Садр-Сити (операция по восстановлению правительственной власти в Самарре началась в ночь с 30 сентября на 1 октября с. г.).

По планам командования ВС США и временного правительства Ирака, после того как повстанцы и боевики будут выдворены из подконтрольных им городов (разоружены или уничтожены) безопасность и порядок там станут поддерживать иракские силы безопасности. В освобожденные города будет направлена продовольственная и медицинская помощь.

В сентябре временное правительство провело встречи с вождями племен и некоторыми другими влиятельными лицами в «суннитском треугольнике» с целью заручиться их поддержкой в деле борьбы с повстанцами и иностранными боевиками. Содействие властям в борьбе с террористическим подпольем оказывает созданный в апреле с. г. Национальный фронт племен Ирака, имеющий 140 филиалов в различных районах страны.

Командование ВС США считает, что установить контроль над городами, находящимися в руках противника, будет непросто. Говоря о сложности предстоящих операций, американские военные отказываются называть возможное число жертв среди мирного населения. Завершить войсковые операции планируется в декабре 2004 года. Со своей стороны, министр обороны Ирака Хазем аш-Шаалан пообещал сделать это уже к концу октября.

В целом же, по мнению вашингтонской администрации, предстоящие войсковые операции помогут стабилизировать обстановку в Ираке и даже гарантировать безопасность предстоящих выборов.

Здесь же следует отметить, что, по оценке многих экспертов, Пентагон не располагает эффективной стратегией борьбы с иракскими повстанцами и зарубежными боевиками. Сами же американские военные заявляют, что используют «смешанный подход» к ситуации, действуя в зависимости от конкретно складывающейся обстановки.

Важное (по некоторым оценкам, — ключевое) место в деле стабилизации обстановки и наведении порядка в стране США и временное правительство Ирака отводят укреплению национальных силовых структур, которые насчитывают в настоящее время ок. 238 тыс. человек. По данным Пентагона, на начало сентября с. г. военную или специальную подготовку прошли ок 95 тыс. военнослужащих и сотрудников сил безопасности и правопорядка (40% от общей численности), а к середине 2005 года эта цифра должна составит ок. 200 тыс. человек.

В сентябре администрация Джорджа Буша объявила о том, что 3,4 млрд долларов из денег, выделенных на восстановление Ирака, будут направлены на краткосрочные программы, основной целью которых является улучшение положения дел в сфере безопасности. В Вашингтоне считают, что если не вложить достаточное количество финансовых и материальных ресурсов в подготовку и оснащение иракских силовых структур, то будет крайне сложно установить стабильность в стране, а долгосрочная перспектива создания свободного и демократического Ирака окажется под угрозой срыва. Отметим, что большая часть средств, перенацеливаемых на решение проблем безопасности, предназначалась для восстановления иракских систем электро- и водоснабжения, канализации.

По оценке известного американского аналитика, руководителя Центра стратегических и международных исследований Энтони Кордесмана «новая попытка направить средства на иракскую армию и силы безопасности означает, что США не прилагали серьезных усилий по обучению этих сил за весь год, который прошел после свержения Саддама Хусейна. Она является признаком того, что администрация США, иракская временная администрация и американская армия ошибались в своем предположении о том, что иракское восстание потерпит поражение».

Представители американского военного ведомства признают, что ими были допущены существенные просчеты в деле формирования и подготовки иракских военных и сил безопасности. Так, по состоянию на начало сентября с. г. иракцы получили от изначально запланированных объемов лишь 41% вооружения, 25% колесной техники, 18% средств связи и 25% экипировки.

3 сентября начальников генштаба иракских ВС был назначен 75-летний генерал Буабар аз-Зибари (курд).

До конца текущего года к имеющимся шести батальонам иракской армии намечено добавить еще шесть, а в январе 2005 года – девять новых батальонов. Всего за последние два месяца в армию записалось в качестве добровольцев 7500 человек.

В начале сентября завершилось формирование 3-го батальона сил быстрого реагирования (СБР) министерства обороны Ирака. МВД страны также сообщило о создании собственных СБР, подразделения которых будут размещены в Багдаде и районе Басры. Часть их личного состава уже прошла двухмесячный курс обучения.

30 сентября коалиционные силы передали иракской Береговой охране полномочия по охране морских границ страны. Иракские моряки получили из ОАЭ в качестве подарка 5 скоростных катеров. Из Бахрейна поступило 20 малых катеров.

Специальный полк полиции (2,5 тыс. чел.) закончил подготовку по программе «Ведение боевых действий в городских условиях». В сентябре началась подготовка очередной партии полицейских численностью 3500 человек. В Багдаде сообщили, что численность полиции будет увеличена с 90 до 135 тыс. человек, а пограничных войск — с 16 до 32 тыс. человек.

Помимо США разностороннюю помощь в укреплении армии и сил безопасности оказывают Ираку другие государства, в первую очередь страны НАТО. В настоящее время в Ираке работает группа из 40 натовских военных экспертов, которые участвуют в обучении местных кадров.

Принято решение о создании в Ираке военной академии НАТО, которая будет готовить офицеров высшего и среднего звена. Начальников академии назначат американского генерала Дэвида Патруса, который в настоящее время руководит программами подготовки иракских силовиков.

В стране будет действовать миссия НАТО по оказанию практической помощи в подготовке кадров армии и сил безопасности. Миссия также окажет иракскому правительству содействие в создании системы обороны страны, будет участвовать в координации поставок вооружения и военной техники. В перспективе численность натовской миссии может увеличиться до 3000 человек, включая личный состав подразделений охраны (ранее называлась цифра 300 человек).

Деятельное участие в вооружении иракской армии и сил безопасности принимают Польша и Украина, с которыми подписаны соглашения о поставках модернизированных типов вооружения советского производства. В частности, польская корпорация «Бумер» подписала с правительством Ирака контракт на сумму 20 млн долларов на поставку стрелкового оружия и боеприпасов. В то же время министр обороны Х. аш-Шаалан отметил, что «это временно и в будущем Ирак будет закупать западные системы». Министр также сообщил, что Багдад намерен добиваться от Ирана возврата примерно 130 иракских боевых самолетов, перелетевших на его территорию во время войны 1991 года.

Германия расширяет свое участие в подготовке специалистов для иракской армии (водителей грузовиков и автомехаников) на территории ОАЭ. Рассматривается вопрос об обучении в Эмиратах саперов. Сообщается о предстоящей поставке иракской армии 20 бронемашин «Фукс». Вместе с тем, германское правительство не намерено посылать своих военных специалистов непосредственно в Ирак.

В целом же обучение иракских силовиков идет медленно. По оценке экспертов, они смогут самостоятельно решать основные задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране не ранее рубежа 2005-2006 годов. Иракское правительство постоянно говорят о том, что международное сообщество не оказывает ему в должном объеме помощи в сфере безопасности.

Ряд зарубежных экспертов высказывают небезосновательные опасения того, что значительное усиление иракских силовых структур может способствовать возврату страны к полицейскому государству – мощным силовикам будет легче подавлять оппозицию, контролировать и даже управлять настроениями в обществе.

Практика участия местных военных и сил безопасности в боевых и специальных операциях показывает, что военнослужащие и сотрудники новых иракских силовых структур зачастую помогают повстанцам или, как минимум, не относятся к ним враждебно. Ярким примером тому стала т. н. «бригада Фаллуджа» (1600 чел.), созданная и обученная американцами из бывших солдат и офицеров прежней армии для поддержания порядка в городе. Однако в настоящее время эта воинская часть фактически открыто сотрудничает с повстанцами. В ходе боев в Эн-Наджафе в августе с. г. неоднократно отмечались случаи сотрудничества местных полицейских с боевиками ас-Садра. Не является таким уж редким исключением и переход военных и полицейских на сторону партизан. В сентябре по подозрению в связях с повстанцами был арестован командующий Национальной гвардией в провинции Дияла генерал Талеб Абед Галеб Наджим.

Оппозиционные правительству силы ведут активную работу по привлечению военных и полицейских на свою сторону, призывают их не подчиняться властям, «не повиноваться приказам американцев, не прикрывать своим участием убийства и разрушения».

В то же время определенные надежды в деле противостояния с силами сопротивления и боевиками американцы возлагают на часть бывших генералов и старших офицеров саддамовской армии и спецслужб, хорошо знакомых с местной спецификой. Часть из них имеет связи с повстанцами, пользуются у них уважением и авторитетом. В специальном консультативном центре в Багдаде два раза в месяц бывшие высокопоставленные военные и сотрудники госбезопасности анализируют ситуацию в «горячих точках» Ирака, обсуждают сильные и слабые стороны действий ВС США и правительственных сил, дают советы своим новым хозяевам. Кроме того, ряд бывших генералов и офицеров вступают в контакт с повстанцами с целью убедить их прекратить вооруженное сопротивление.

Важное место в деле достижения стабильности в Ираке командование ВС США и временное правительство отводят усилению охраны государственных границ страны с целью предотвращения проникновения на иракскую территорию иностранных боевиков и террористов. В этой связи большое значение имели переговоры, проведенные в Дамаске заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом, в ходе которых удалось выработать основные положения сирийско-американско-иракского механизма охраны границы. Он подразумевает совместное патрулирование границы, усиление контроля на пропускных пунктах и сотрудничество спецслужб трех стран по нейтрализации террористических элементов. В конце сентября в сирийской столице прошла консультативная встреча представителей САР, США и Ирака с целью выработки практических мер, призванных перекрыть сирийско-иракскую границу для проникновения боевиков, террористов и денежных средств, идущих на финансирование их деятельности. По информации СМИ, границу Сирии с Ираком ежедневно нелегально пересекают от 30 до 50 человек. Сирийцы согласились усилить контроль за положением дел на иракской границе. Со своей стороны, американцы выразили свою обеспокоенность той ролью, которую играют члены бывшего саддамовского руководства, проживающие в САР, в оказании помощи силам иракского сопротивления.

Высокая интенсивность вооруженного противостояния с иракскими повстанцами и иностранными боевиками в прошедшем месяце обусловили значительные потери среди личного состава армии США. В сентябре 2004 года американские военные потеряли в Ираке убитыми 83 и ранеными 616 человек. Общие потери ВС США со времени начала иракской компании, по уточненным данным, составили убитыми 1094 и ранеными 7532 человека.

Войска других стран коалиции потеряли в сентябре убитыми 7 и ранеными 4 человека.

По состоянию на 1 октября 2004 года численность американских группировки вооруженных сил в Ирака составляла около 140 тыс. человек.

В первые месяцы 2005 года США планируют временно нарастить группировку своих ВС в Ираке примерно на 15 тыс. человек (до трех бригад). Наращивание будет происходить в рамках запланированной ротации войск. Это будет сделано для обеспечения безопасности предстоящих в стране выборов. К концу апреля будущего года численность ВС США в Ираке должна вернуться на нынешний уровень.

Командование американскими войсками в Ираке жестко контролирует информацию о положении дел в стране, особенно о потерях своих войск.

Общая численность воинских контингентов других стран международной коалиции (30) составляла 24,3 тыс. человек. Наиболее крупными силами в Ираке располагали Великобритания (8,36 тыс. чел.), Южная Корея (2,8 тыс. чел.), Италия, (2,7 тыс. чел.) и Польша (2,4 тыс. чел.).

Италия решила увеличить число своих солдат в Ираке на 111 человек, а Грузия – на 241 человека. Армения сообщила о намерении направить в Ирак 50 военнослужащих. Великобритания заявила о готовности направить в Ирак дополнительные силы для обеспечения безопасности предстоящих выборов. Правительство Фиджи сообщило, что направит в Ирак своих солдат (до 180 чел.) с задачей охранять представительство ООН в стране.

В сентябре в Эрбиль (Иракский Курдистан) прибыли части ВС Южной Кореи. В ближайшее врем их численность предполагается довести до 3 тыс. военнослужащих.

Таиланд вывел из Ирака 100 своих военнослужащих, а Новая Зеландия полностью эвакуировала из этой страны свое подразделение (61 чел.). Украина и Польша заявил о намерении постепенно сокращать численность своих войск в Ираке.

Таким образом, ситуация со сферой безопасности в Ираке в сентябре 2004 года оставалась очень сложной. В стране продолжалась эскалация насилия. Меры, принимавшиеся силами коалиции и временным правительством по стабилизации обстановки не привели к снижению напряженности и интенсивности вооруженного противостояния.

В сентябре 2004 года внутриполитическая обстановка в Ираке характеризовалась усилением противоречий и борьбы между различными политическими силами страны. Нынешнее временное правительство не пользуется авторитетом у большинства населения страны, а его руководитель А. Алауи, по мнению многих зарубежных политологов, отличается авторитарными методами правления и склонен к авантюризму.

Все большее место в политической жизни страны занимают вопросы, связанные с намеченными на конец января 2005 года всеобщими выборами. Вместе с тем, сама возможность того, что выборы состоятся в условиях сохранения в стране нестабильной обстановки остается под вопросом, несмотря на неоднократные твердые заявления руководителей США и Ирака о том, что «ничто не помешает их проведению в назначенные сроки». С этой целью Вашингтон и официальный Багдад настоятельно просят международное сообщество и ООН оказать Ираку всю необходимую помощь, в первую очередь, по вопросам обеспечения безопасности выборов.

Одновременно американские и иракские руководители не исключают возможности проведения выборов не во всех районах страны, а лишь там, где сложится достаточно безопасная обстановка. В тех же районах, где сильны позиции экстремистских сил, они могут и не состояться. По мнению главы Пентагона Дональда Рамсфелда, «лучше провести частичные выборы, чем не проводить их вообще».

Британские эксперты считают, что даже если выборы будут проведены в срок и их результаты будут признаны законными, то это мало что изменит в стране в позитивном направлении.

На 15 октября с. г. в Ираке планируется открыть специальные центры, в которых граждане страны смогут с 1 ноября по 1 декабря зарегистрировать себя в качестве избирателей посредством предъявления месячных продовольственных карточек. Американцы и местные власти опасаются, что регистрационные центры станут подвергаться целенаправленным и активным нападениям со стороны партизан и боевиков.

В сентябре Али ас-Систани провел в Эн-Наджафе встречу с шиитскими духовными авторитетами и лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом альХакимом, на которой обсуждались вопросы урегулирования ситуации в Ираке и проведения всеобщих выборов. Ас-Систани призвал провести выборы в назначенный срок и обратился к правительству с требованием прекратить в стране кровопролитие и решать имеющиеся проблемы, не прибегая к насилию, принять меры к освобождению заключенных, осужденных без доказательства их вины, взяться за восстановление городов, пострадавших в результате военных действий, а также выплатить компенсации семьям, имеющим убитых и «серьезно раненых».

О своем намерении бойкотировать выборы заявила ведущая суннитская религиозно-политическая организация Комитет исламских улемов. Эта организация выступает также «против любых шагов, которые могут так или иначе содействовать оккупации Ирака».

Радикальный шиитский лидер Муктада ас-Садр заявил о своем бойкоте январских выборов. Он считает, что проведение их в стране невозможно, т. к. «волеизъявлению иракских граждан препятствует присутствие на территории суверенного государства Ирак американских и других иностранных войск». Ас-Садр призвал оказывать им мирное сопротивление путем проведения демонстраций. Он заявил, что не желает насилия и отдал своим сторонникам приказ соблюдать выдержку, терпение и не поддаваться на вооруженные выступления.

Руководство иракской шиитской общины предупредило об опасности вспышки в стране конфликта между шиитами и суннитами. С аналогичным предупреждением выступил представитель верховного муфтия Саудовской Аравии.

С другой стороны, ас-Систани потребовал более широкого представительства шиитов во властных структурах Ирака и выразил недовольство тем, что «зарождающийся в Ираке демократический процесс оказался под контролем группы политиков из бывших эмигрантских политических партий, которые сотрудничают с оккупантами». Аятолла также опасается, что использование партийных списков не позволит шиитам добиться на выборах желаемых результатов.

В сентябре вновь проявили себя сепаратистские настроения на юге Ирака. Так, стало известно, что руководство трех провинций Басра, Ди-Кар и Майсун ведут секретные переговоры о создании собственного автономного образования. При этом отмечается, что руководители этих провинций весьма недовольны политикой временного правительства, в первую очередь, тем, что, по их мнению, шииты не имеют достаточного представительства в центральных органах власти.

По мнению лидера Демократической партии Курдистана Масуда Барзани, в результате предстоящих выборов Ирак должен превратиться в демократическое федеративное государство.

Курдское руководство продолжало прилагать усилия по изменению национального состава населения Киркука. Под предлогом возвращения беженцев в город переселяется большое число курдов с тем, чтобы ко времени проведения в Ираке всеобщей переписи населения они составили большинство населения Киркука и прилегающих к нему районов.

Значительные трудности продолжают иметь место в экономике и социальной сфере Ирака. В стране отмечается острая нехватка рабочих мест, а уровень безработицы, по официальным данным, составляет 40%. Не прекращаются перебои в снабжении населения и различных объектов электроэнергией, водой и газом. Продолжающиеся насилие и нестабильность усугубляют экономические трудности и самым серьезным образом затрудняют перспективы восстановления страны.

В экспертном докладе ОПЕК признается, что «стабильность в Ираке является ключевым моментном для создания благоприятной обстановки на мировых энергетических рынках …», т. к. «в любом случае потери в иракском нефтяном экспорте вследствие войны, продолжающейся в этом государстве, не могут быть просто компенсированы за счет другого члена ОПЕК».

На восстановление и модернизацию национального нефтяного сектора требуется, по оценке специалистов, до 30 млрд долларов. Реализация этих средств позволит до конца 2005 года довести ежесуточную добычу нефти до 3,5 млн баррелей (сейчас ок. 2,5 млн), а к концу 2010 года – до 6-8 млн баррелей.

Справка. Доходы Ирака от экспорта нефти за период с мая 2003 по май 2004 года превысили 10 млрд долларов.

США и правительство Ирака выделили на восстановление Эн-Наджафа 500 млн долларов (США – 400 млн, правительство – 100 млн).

Ирак проявляет заинтересованность в возвращении российских специалистов, работавших на строительстве местных энергообъектов. Речь, в частности, идет о ТЭС «Юсифия» и ГЭС «Харта», строительство которых было приостановлено из-за осложнения обстановки в стране в апреле 2004 года.

Самолеты иракской национальной авиакомпании начали совершать рейсы в Иорданию, Сирию и Египет.

Ирак присоединился к межарабскому проекту по транспортировке природного газа, участниками которого являются Египет, Иордания, Ливан и Сирия.

Таким образом, внутриполитическое положение в Ираке в прошедшем месяце оставалось очень сложным. Имеется достаточно оснований полагать, что по мере приближения срока выборов обстановка в стране и борьба между различными политическими силами Ирака будет обостряться.

Внешнеполитическая ситуация вокруг Ирака. В сентябре 2004 года внешнеполитическая деятельность нынешнего иракского руководства была направлена на дальнейшее упрочение международных и региональных позиций страны. Первоочередное внимание, как и прежде, уделялось укреплению всестороннего сотрудничества с США. Большое значение придавалось развитию отношений со странами НАТО и соседними государствами, получению Ираком разнообразной внешней помощи.

В сентябре состоялся визит главы иракского премьер-министра А. Алауи в США, в ходе которого он провел переговоры с президентом Дж. Бушем, выступил с речью в американском конгрессе и посетил штаб-квартиру ООН. Глава американской администрации заверил Алауи в том, что США не уйдут из Ирака до тех пор, пока обстановка в стране не будет стабилизирована. По мнению Дж. Буша, преждевременный уход сил коалиции из зоны Персидского залива может привести к тому, что действующие там экстремисты и террористы «вынесут свои операции за пределы региона».

25 сентября президент США отдал распоряжению Госдепартаменту исключить Ирак из списка государств, поддерживающих терроризм.

К настоящему времени Соединенные Штаты уже израсходовали на проекты по восстановлению Ирака более 1 млрд долларов. В ближайшие месяцы на эти цели намечено израсходовать еще 9 млрд долларов, которые должны быть направлены на восстановление школ, медицинских учреждений, ремонт мостов, совершенствование систем электроснабжения и телекоммуникаций.

В целом же, оценивая развитие современной ситуации в Ираке, можно говорить о том, что США оказались не готовы к решению задач, возникших в этой стране после свержения режима С. Хусейна.

В сентябре Вашингтон объявил о необходимости созыва международной конференции по Ираку, на которой следует обсудить вопрос о проведении в этой стране всеобщих выборов. Предполагается, что в конференции примут участие представители «большой восьмерки», правительства Ирака, соседних стран – Иордании, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Сирии, Турции, а также Египта, Китая, ООН, ЛАГ, ОИК и Евросоюза. Ориентировочно, форум должен пройти в Каире 22-24 ноября с. г. Египет уже дал согласие принять этот его на своей территории.

Предложенная Вашингтоном повестка дня конференции существенно отличается от известной российской инициативы, предусматривающей проведение форума по национальному примирению в Ираке с участием в нем различных политических сил страны, в т. ч. оппозиционных.

Франция, позитивно относясь к идее конференции, считает, что она должна проводиться под эгидой ООН. Париж добивается утверждения четкой и обстоятельной повестки дня мероприятия, с тем, чтобы избежать превращения форума в «рекламное мероприятие» Белого дома. Так, французы настаивают на обсуждении вопроса о выводе из Ирака американских и других иностранных войск, считая, что он «уже поставлен самой ситуацией в этой стране». Местом же проведения конференции должна стать штаб-квартира ООН. В Париже также заявляют о необходимости начать внутрииракские переговоры и политический процесс, включающий в себя проведение демократических выборов, создание новой конституции Ирака и утверждение ее на общенациональном референдуме. Французское правительство сомневается в возможности стабилизации обстановки в Ираке без полноценного участия в этом деле оппозиции, в т. ч. вооруженной. При этом Франция скептически относится к способности нынешнего иракского правительства действовать самостоятельно, без предварительного одобрения своих шагов со стороны Вашингтона. Это, по мнению Парижа, создает дополнительные трудности на пути страны к полному суверенитету.

Отметим, что временное иракское правительство не желает присутствия на конференции представителей оппозиции и обсуждения на ней вопроса о выводе из страны иностранных войск.

В целом, учитывая значительные противоречия по повестке дня и составу участников, вопрос о проведении конференции по Ираку требует сложного и, возможно, продолжительного предварительного согласования.

Кризис вокруг французских заложников в Ираке привел к охлаждению отношений между Парижем и Багдадом. Был отложен визит во Францию главы иракского государства Гази аль-Явара. На это решение Франции также повлияли заявления А. Алауи, с критикой французской стороны за «отказ участвовать в войне против терроризма».

Ирак в сентябре посетил премьер-министр Украины Виктор Янукович. По итогам его визита достигнуты договоренности о создании межправительственных комиссий по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству.

Европейский союз планирует оказать Ираку помощь в стабилизации внутренней ситуации и проведении выборов. Багдаду также обещана финансовая помощь. Возможно европейское участие в подготовке иракских полицейских, пограничников и сотрудников таможенной службы. ЕС заявил о необходимости расширения роли ООН в Ираке.

В сентябре А. Алауи посетил Великобританию. Глава британского правительства Тони Блэр заверил иракского коллегу в том, что его страна «не оставит иракский народ в беде». Блэр также указал на важность создания в Ираке полноценных вооруженных сил.

Президент Ирака Г. аль-Явар совершил в сентябре поездку по европейским странам – Бельгии, Германии, Италии и Польше. В ходе переговоров с их руководителями обсуждались вопросы укрепления двусторонних отношений, оказания помощи Ираку и списания иракского долга.

Япония считает, что ситуация с безопасностью в Ираке не позволяет ей оказывать этой стране экономическое содействие в полном масштабе.

Совещание министров иностранных дел ЛАГ приняло резолюцию, призывающую арабские страны восстановить дипломатические отношения с Ираком в полном объеме.

Президенты Египта Хосни Мубарак и Сирии Башар Асад заявили о «поддержке независимости и единства Ирака, а также усилий, которые предпринимает переходное правительство по стабилизации обстановки и укреплению безопасности».

«Превосходными и движущимися в правильном направлении в интересах двух государств» охарактеризовал премьер-министр А. Алауи отношения между Ираком и Сирией.

Саудовская Аравия готова рассмотреть вопрос о частичном списании долга Ирака (ок. 30 млрд долларов), но не собирается списывать его полностью.

По оценке короля Иордании Абдаллы II, ситуация в Ираке остается весьма критической. В этой связи Амман поддерживает все международные усилия, направленные на достижение мира в соседней стране. Иорданский монарх считает, что выборы в Ираке не могут быть проведены точно в установленный срок в январе 2005 года. Он также выступает против преждевременного вывода из Ирака коалиционных войск.

Иранское руководство продолжает всячески отрицать обвинения в свой адрес во вмешательстве во внутренние дела Ирака. Иранцы сообщили о готовности принять участие в международной конференции по Ираку и поддерживают проведение в соседней стране всеобщих выборов. В сентябре, по прошествии 24 лет в Тегеран вернулся посол Ирака. Иран же пока не назначил своего посла в Багдаде.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал прекратить использование силы как единственного средства решения иракской проблемы и указал на необходимость ускорения политического процесса в стране. Аннан также подчеркнул, что отсутствие надлежащих условий безопасности может привести к срыву иракских выборов в январе 2005 года.

Заметный эффект в мире произвело заявление К. Аннана о том, что вторжение в Ирак в 2003 году было и остается противозаконным действием, нарушающим Устав ООН. По словам Аннана, США не имели права принятия одностороннего решения о начале военных действий в Ираке. Такое решение мог принять только Совет Безопасности ООН. США и представители других стран коалиции отрицательно отреагировали на данное заявление генсека ООН. В то же время глава французского МИДа Мишель Баранье подчеркнул, что война в Ираке была начата «без мандата ООН» и «вне рамок международного права».

Правительства США и Ирака обратились к ООН с просьбой расширить свое представительство в Багдаде и направить туда военный контингент для защиты его безопасности. Багдадские власти считают, что «число сотрудников ООН (35чел. — В. Ю.), находящихся в настоящее время в Ираке, явно недостаточно» и стране нужна гораздо большая помощь, чем та, которая предоставляется в настоящее время. В первую очередь, речь идет о технической помощи ООН в деле организации январских выборов. Со своей стороны, ооновское руководство не идет на увеличение численности миссии в Ираке из-за неустойчивой обстановки в сфере безопасности.

Инспектора ООН вновь подтвердили, что перед войной 2003 года у Ирака не было никакого ОМП. В отчете, представленном ООН, сказано, что никаких свидетельств наличия разработок химического и биологического оружия в стране обнаружено не было.

Представители МВФ объявили, что страны-кредиторы согласились отсрочить выплату иракского долга до конца 2005 года, а также готовы рассматривать предложения о сокращении его размеров на разумных условиях. Напомним, что США и Канада выступают за списание 90% иракского долга, а Франция полагает достаточным списание лишь 50%, т. к. Ирак обладает большими запасами нефти.

МВФ одобрил выделение Ираку 436 млн долларов в качестве чрезвычайного кредита для восстановления национальной экономики

По мнению главы временного правительства А. Алауи, западные страны должны более решительно выполнять взятые на себя обязательства в отношении Ирака, а международное сообщество в целом должно списать внешний долг страны. При этом Алауи считает, что задолженность Ирака состоит из «законных долгов» и «лжедолгов». Последние, по его словам, образовались в результате стремления некоторых государств «вооружать Саддама».

Россия «считает необходимым искать выход из тупика иракского урегулирования и осуществлять схемы этого урегулирования, выработанные ООН, в частности, участие организации в подготовке выборов в Ираке». Также «было бы целесообразно перевести процесс урегулирования на более широкую политическую основу с подключением всех здоровых сил иракского общества, включая оппозиционные, которые пока не участвуют в восстановлении страны». Россия подтверждает свою «готовность оказывать все необходимое содействие правительству Ирака в послевоенном восстановлении социально-экономической инфраструктуры страны и подготовке национальных кадров». Москва также выступает за усиление роли ООН в разрешении иракского кризиса.

Таким образом, в сентябре 2004 года позитивных сдвигов в военно-политической обстановке в Ираке не произошло. Положение дел в главной для страны на сегодняшний день области – вопросах обеспечения безопасности оставалось очень сложным и напряженным. Усиливаются противоречия и противоборство между различными иракскими политическими силами. Отсутствует заметная положительная динамика в социально-экономической сфере.

В целом нынешнее состояние дел в Ираке не позволяет говорить о возможности скорой нормализации ситуации в этой стране.

43.75MB | MySQL:92 | 0,981sec