Оценки китайских специалистов применения истребителя Су-35С ВКС РФ в Сирийской Арабской Республике

Как известно, 30 января 2016 г. истребители поколения 4++ Су-35С ВКС РФ выполнили перелет из места постоянной дислокации в Астраханской области над акваторией Каспийского моря, территорией Исламской Республики Иран, Ирака и успешно выполнили посадку на авиационной базе (АвБ) «Хмеймим». Китайские специалисты отмечают, что истребитель Су-35С является отличным примером использования технологий самолетов пятого поколения, которые позволяют машинам старшего поколения успешно противостоять таким самолетам, как F-22. Кроме того, для ВКС РФ важно получить как можно больше истребителей Су-35С, которые позволят подготовить пилотов к более продвинутому истребителю, известному как Т-50. По оценкам китайских наблюдателей, на вооружении ВКС РФ находится около 30 истребителей Су-35С и темпы выпуска данных самолетов не внушают особого оптимизма.

Представляется необходимым сформулировать следующие причины, которые были положены в основу решения о направлении Су-35С в Сирию.

Во-первых, Командованию ВКС и ВС РФ необходимо было проверить рассматриваемый самолет в реальных боевых условиях, тогда как на нескольких типах боевых самолетов уже опробованы новые системы и элементы вооружения и имеется определенная информация о плюсах и недостатках тех или иных компонентов. Фактически Сирия представляет собой крупнейший полигон для испытания вооружения и военной техники российского производства и эксплуатации в незнакомых условиях, позволяет выявить все проблемы, которые остаются скрытыми при не интенсивном использовании.

Во-вторых, Су-35С в Сирии демонстрируют свои возможности в целях рекламы продукции марки «Сухой», которая в начале 90-х гг. прошлого столетия пользовалась большим спросом в странах Восточной и Юго-восточной Азии. Известно, что КНР заключила контракт с российской стороной на поставку 24 истребителей Су-35С, которые отличаются от российских машин только маскировочной окраской. Следует отметить, что опытным путем китайскими техниками и пилотами приемо-сдаточной команды было установлено, что иероглифические обозначения не читаемы на дисплеях Су-35С. В этой ситуации китайская сторона согласилась оставить всю индикацию на русском языке, поскольку на эти истребители будут переучивать летчиков, которые уже пилотируют российские Су-27 и Су-30МКК, МК2.

Количество заказных машин для ВВС НОАК указывает на то, что китайские стратеги планируют сформировать один полк Су-35С, который преимущественно будут базироваться на о.Хайнань и выполнять патрулирование над акваторией Южно-Китайского моря, где ВМС США пытаются нагнетать обстановку и диктовать свою волю официальному Пекину.

В-третьих, использование Су-35С против исламистов в Сирии показывает уровень решительности официальной Москвы в вопросах борьбы с международным терроризмом. С одной стороны, применение самолета, созданного для завоевания превосходства в воздухе даже в воздушных боях с F-22 и F/A-18, против отрядов исламистов является примером «использования топора против курицы». С другой стороны, это также сигнал всем исламистам и террористам, что ВКС РФ готовы и будут применять самое современное вооружение для борьбы с угрозами миру и стабильности в странах, дружественных Москве.

В-четвертых, присутствие Су-35С в небе над Сирией является сдерживающим факторов для турецкого руководства, которое способствовало или само создало условия для уничтожения российского бомбардировщика Су-24 в ноябре 2015 г. По данным китайских источников, ВКС РФ неоднократно использовали Су-35С для разведки системы ПВО Турции, которая до появления этих машин представляла угрозу российским летчикам, действовавшим в северных районах САР.

Китайские специалисты считают, что ответные действия официальной Москвы на уничтожение самолета и убийство пилота были слишком мягкими, поскольку российские военные ограничились лишь несколькими точными бомбардировками позиций и отрядов сирийских туркоманов, хотя, по мнению китайских стратегов и тактиков, необходимо было нанести гораздо более мощные удары по инфраструктуре противника с использованием ТУ-22М3 и крылатых ракет.

По данным публикаций в специализированном китайском издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», Су-35С представляет собой самую серьезную модернизацию Су-27, обладает максимальной скоростью 2600 км/ч, максимальной дальностью полета 3600 км. Максимальный взлетный вес достигает 34,5 тонн, при этом самолет заправлен 11,5 тоннами керосина и на 12 точках внешней подвески размещается ракетно-бомбовое вооружение общим весом восемь тонн.

По информации из китайских источников, российские Су-35С, дислоцированные на АвБ «Хмеймим», несут постоянное дежурство парами и вооружены ракетами класс «воздух-воздух» РВВ-МД (модернизированная версия Р-73), РВВ-СД (модернизированная версия Р-77) и Р-27Т. Подобный состав вооружения обусловлен тем, что СУ-35С преимущественно выполняют задачи по сопровождению стратегических бомбардировщиков или других самолетов ВКС РФ в воздушном пространстве Сирии.

Китайские самолетостроители и оружейники выделяют следующие положительные качества российского Су-35С.

  1. Российский самолет позволяет применять широкую номенклатуру авиационных боеприпасов, предназначенных для поражения всех типов целей – воздушных, наземных, надводных.
  2. Бортовая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э» Х-диапазона позволяет истребителю Су-35С выступать в роли самолета-разведчика, который обнаруживает цель на большой дистанции (400 км) и передает данные о ней таким самолетам, как истребитель-бомбардировщик Су-34 или истребитель Су-30СМ. Благодаря подвижной антенной решетке с большими углами обзора Су-35С при полете на высоте 10 000 метров способен обнаруживать бомбардировщики и самолеты ДРЛОиУ ВВС стран-членов НАТО на расстоянии 350–400 км, а малозаметные истребители и крылатые ракеты на дальности до 90 км.

Фактически «Ирбис-Э» – это РЛС и система управления в одном, которая позволяет одновременно сопровождать до 30 целей и вести обстрел восьми из них ракетами с полуактивными радиолокационными ГЧ наведения, которые обладают максимальной дальностью пуска 300 км. Максимальная потребляемая мощность «Ирбис-Э» составляет 20 кВт, а средняя мощность всего 5кВт.

  1. Силовая установка Су-35С представлена двигателем 117С, который является модернизированной версией проверенного временем турбореактивного двухконтурного двигателя АЛ-31Ф. Новый российский двигатель обладает максимальной тягой на форсажном режиме в 14500 кгс/см.кв, а в безфорсажном режиме мощность составляет 8800 кгс/см.кв. Подобные характеристики позволяют самолету набирать скорость с 1,2 МАХа до 1,6 МАХа в горизонтальном полете за 50 секунд, что является отличным показателем. Кроме того, благодаря отклоняемому вектору тяги двигателя 117С российский истребитель способен выполнять оборот на 270 градусов за одну секунду, а большинство фигур высшего пилотажа в вертикальной плоскости он выполняет лучше, чем известный французский «Рафаль».
  2. Простота в обслуживании российского истребителя стала одной из причин при принятии высшим военным руководством КНР решения о приобретении Су-35С, хотя в Поднебесной реализуется несколько программ по созданию истребителей пятого поколения, также выполняются работы по модернизации парка истребителей третьего поколения и организован выпуск боевых машин четвертого поколения собственной разработки.

Кстати, китайские специалисты пристально наблюдали за полетами и предполетным обслуживанием/послеполетными проверками российских истребителей на выставках в г.Чжухай с 2014 года. Удивление китайской стороны вызвал объем работ, который выполняли техники – заправка топлива, кислорода и подача электропитания на стоянке.

Подводя итог, следует отметить, что российским специалистам удалось получить бесценный опыт эксплуатации Су-35С в боевых условиях, собрать информацию о деятельности ПВО и ВВС как стран-членов НАТО, так и других соседей по региону. Несомненно, присутствие самого мощного истребителя поколения 4++ представляет вызов для большинства истребителей западного производства, составляющих основу ВВС стран Ближнего Востока.

52.2MB | MySQL:103 | 0,627sec