О ситуации в Судане и Южном Судане: февраль 2017 г.

4 февраля Хартум заявил о своем намерении укреплять двусторонние отношения с Вашингтоном, несмотря на недавнее решение новой американской администрации включить Судан в число стран, выходцам из которых запрещен въезд в США. Как следовало из коммюнике МИД Судана, глава этого ведомства Ибрагим Гандур в послании новому госсекретарю США Рексу Тиллерсону отметил, что две страны «имеют ряд общих целей, в том числе речь идет о борьбе с терроризмом на региональном и международном уровнях». «Стремление к реализации этих совместных целей уже привело к отмене американских торговых санкций против Судана», — отмечалось в послании. И.Гандур подтвердил также обязательство Судана «укреплять двусторонние отношения» с США.

Американские торговые санкции против Судана действовали с 1997 г. Они были введены в связи с обвинениями в адрес Хартума в том, что он поддерживал вооруженные исламистские группы. Эти обвинения были вызваны, в частности, тем, что Судан в период с 1992 по 1996 г. принимал на своей территории основателя «Аль-Каиды» (запрещена в России) Усаму бен Ладена.

5 февраля в интервью арабском телеканалу «Аль-Арабия» президент Судана Омар аль-Башир пригрозил передать в ООН дело о территориальном споре с Египтом в отношении треугольника Халаиб. Одновременно он обвинил Каир в поддержке суданской оппозиции.

«Район Халаиб является суданским, и мы не сделаем никаких уступок», — заявил О.аль-Башир в отношении этой территории площадью 20 тысяч кв.км, примыкающей к Красному морю. На нее претендуют Египет и Судан.

Как утверждал президент Судана, Хартум передаст вопрос о Халаибе в Совет Безопасности ООН в случае, если Египет откажется от решения спора путем переговоров.

Территориальной спор между Египтом и Суданом из-за района Халаиб возник в 1991 г. Тогда же Каир обвинил Хартум в поддержке вооруженных групп египетских исламистов.

О.аль-Башир утверждал также, что поддерживает «отличные отношения» с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, но это не касается египетского режима, который он обвинил в том, что «египетские спецслужбы поддерживают суданскую оппозицию». Глава Судана в этой связи заметил, что его страна не предоставляет убежища для руководителей организации «Братья-мусульмане» — заклятых врагов египетского режима.

Говоря о недавнем решении прежней американской администрации смягчить торговые санкции против Судана, О.аль-Башир сообщил о существовании двусторонней «дорожной карты из пяти пунктов, один из которых касается борьбы с терроризмом и который – по американским оценкам – выполнен на 100%».

6 февраля сотрудники суданских спецслужб репатриировали из Ливии 4-месячного ребенка, родители которого – суданцы по национальности – погибли, воюя в этой стране в рядах формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Операция по вывозу девочки была осуществлена в ходе совместной операции ливийских властей, ливийского подразделения Красного Полумесяца и суданской Национальной службы разведки и безопасности (NISS). Ее родители погибли в ходе недавней операции формирований ливийского правительства национального единства по освобождению города Сирт от боевиков ИГ.

По словам представителя NISS генерала Тиджани Ибрагима, мать ребенка выехала из Судана в Ливию вместе с 4 другими молодыми женщинами в августе 2015 г. Там они присоединились к ИГ и вышли замуж за суданцев – боевиков этой организации. Вывоз ребенка осуществлялся из ливийского города Мисурата.

По данным Хартума, в рядах ИГ в разных странах в настоящее время воюют десятки суданцев.

11 февраля стало известно, что с 2 февраля объявил голодовку известный суданский правозащитник 58-летний Мудави Ибрагим Адам, которого власти арестовали и бросили в тюрьму 7 декабря 2016 г. Это – вторая попытка узника обратить внимание властей на него. Первая голодовка объявлялась им в период с 22 по 29 января.

 

2 – 3 февраля в Южном Судане побывал с государственным визитом король Марокко Мухаммед VI, страна которого недавно вернулась в лоно Африканского союза (АС). На фоне этого возвращения монарх проявил повышенную активность, налаживая торговые и политические связи с африканскими странами. В частности, предполагается, что марокканские специалисты подготовят проект новой столицы Южного Судана, которую предполагается создать в центральной части страны. Идея о новой столице возникла еще до достижения Южным Суданом независимости в 2011г.

В Джубе марокканский монарх посетил одну из больниц, функционирование которой обеспечивает королевство в рамках гуманитарной миссии и в которой работает марокканский медперсонал.

10 февраля в Найроби региональный посредник по урегулированию кризиса в Южном Судане Фестус Могаэ констатировал, что после вспышки насилия в Джубе в июле 2016 г. в южных штатах страны появились новые вооруженные милицейские формирования. «Есть данные, что некоторые из этих формирований нацелены против динка – народности, выходцем из которой является президент Южного Судана Сальва Киир», — заявил бывший президент Ботсваны, в настоящее время занимающий пост главы Комиссии по наблюдению за выполнением мирного соглашения в Южном Судане от августа 2015 г. Правительственные войска Южного Судана, в которых представлены главным образом динка, обвиняются в том, что после июля 2016г. они совершали этнические чистки против нуэр в штате Центральный Экваториальный.

11 февраля подал в отставку видный южносуданский военный генерал-лейтенант Томас Кирилло Свака. При этом он обвинил президента Южного Судана С.Киира в организации «этнических чисток» в ходе гражданской войны, начавшейся в декабре 2013г. До этого генерал занимал пост заместителя начальника службы тылового обеспечения в Генштабе южносуданской армии.

Как следовало из рапорта об отставке, генерал – выходец из народности бари — «потерял терпение в связи с поведением президента, начальника Генштаба и других высших офицеров» южносуданской армии, выходцев из народности динка. Он обвинил этих лиц в «систематическом торпедировании» мирного соглашения, подписанного в августе 2015 г., а также в совершении преступлений против человечности.

14 февраля на демарш генерала Свака отреагировало Минобороны Южного Судана. В распространенном в тот день коммюнике военное ведомство обвинило его в том, что он сбежал из страны, опасаясь преследований за служебные злоупотребления, связанные с коррупцией.

17 февраля подал в отставку министр труда Южного Судана Габриэль Диоп Лам. Одновременно он заявил, что переходит в лагерь оппозиции во главе с Риеком Машаром. Бывший министр труда получил это назначение в апреле 2016 г., когда Р.Машар вернулся в Джубу для того, чтобы занять пост вице-президента в соответствии с мирными договоренностями от августа 2015 г. После июльских (2016 г.) боев Джубе Р.Машар был вынужден покинуть Южный Судан, а оппозиция раскололась на два лагеря. В первый вошли те, кто последовал за Р.Машаром, во втором оказались сторонники Табана Денга Гаи, получившего пост вице-президента вместо Р.Машара.

18 марта подал в отставку глава системы военных трибуналов полковник Халид Оно Локи. В рапорте на имя начальника Генштаба южносуданской армии Поля Малонга Авана он осудил «немотивированные и неоправданные аресты тех, кто не относится к народности динка». В тот же день в отставку подал глава военной юстиции генерал Генри Ойао Ниаго, обвинивший режим С.Киира в совершении военных преступлений и этнических чистках. «Ваш режим совершил военные преступления, акты геноцида и этнические чистки», — написал он в письме на имя С.Киира, обвинив главу государства в том, что тот отдавал приказы на убийства гражданских лиц, не относящихся к народности динка.

14 февраля посольство США в Уганде сообщило, что Вашингтон перечислил дополнительно Кампале 25 млн долларов, призванных помочь этой стране справиться с наплывом беженцев из Южного Судана.

В настоящее время Уганда принимает свыше миллиона беженцев, из которых 700 тысяч прибыли из Южного Судана. Посол США в Уганде Дебора Малак при этом приветствовала намерение Кампалы «оставлять двери открытыми перед беженцами».

14 февраля в ООН был распространен конфиденциальный доклад о ситуации в Южном Судане, согласно авторам которого в этой стране насилие в отношении гражданского населения приняло «катастрофические масштабы». Они также констатировали, что безнаказанность действующих в этой стране милицейских формирований, как союзных Джубе, так и повстанцев, грозит продлить боевые действия в Южном Судане на долгие годы.

20 февраля правительство Южного Судана впервые объявило состояние голода в ряде районов страны, опустошенной после трех лет гражданской войны. Речь идет, в частности, о штате Единство.

В целом, создается впечатление, что только безразличие мирового сообщества к тому, что творилось за последние три года в Южном Судане, позволило руководству этой страны уверовать в собственную безнаказанность, поскольку бесконечными докладами о ситуации в ней невозможно остановить совершаемые там убийства.

52.29MB | MySQL:103 | 0,472sec