В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане и Сомали. В Москве на прошедшей неделе побывали с визитами премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху (9 марта) и президент Турции Р. Т. Эрдоган (10 марта). Оба лидера провели важные переговоры с президентом России В. Путиным.
В Сирии правительственные войска и союзные им силы при поддержке ВКС России продолжали наступление на позиции боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) на севере страны в провинции Алеппо и в провинции Хомс. Наиболее сложная обстановка складывается в районе города Манбидж к северо-востоку от Алеппо, где одновременно действуют сирийская армия, вооруженные формирования сирийской оппозиции, поддерживаемые турецкими войсками, и преимущественно курдские «Силы демократической Сирии» (СДС), которым помогают американские военные. На минувшей неделе отряды СДС передали ВС САР контроль над пятью населенными пунктами к юго-западу от Манбиджа, чтобы не иметь непосредственного соприкосновения с ВС Турции и сирийской вооруженной оппозицией. В то же время турецкая армия и сирийские оппозиционеры обстреляли подразделения ВС Сирии к западу от Манбиджа. США направили в район Манбиджа свои силы, чтобы «избежать ненужной или непреднамеренной эскалации» и столкновений между сторонами. Премьер-министр Турции Б. Йылдырым сообщил 6 марта, что Анкара не планирует проводить военную операцию в Манбидже без координации с силами России или США, которые дислоцированы в данном регионе. При этом Турция продолжает настаивать на уходе курдских отрядов из этого города.
Тем временем сирийская армия 7 марта выбила боевиков ИГ из поселка Эль-Хафса под Алеппо, где находится крупнейшая водонапорная станция. Возвращение под контроль этого объекта позволит властям наладить водоснабжение Алеппо и его окрестностей. Сирийские правительственные войска также вышли на западный берег водохранилища Асад на реке Евфрат. Со своей стороны формирования СДС перекрыли шоссе, связывающее города Дейр-эз-Зор и Ракка. Командование отрядов СДС заявило, что не допустит какого-либо участия Турции в освобождении Ракки от боевиков ИГ. Пентагон сообщил, что на северо-восток Сирии переброшено артиллерийское подразделение морских пехотинцев и военнослужащие диверсионно-разведывательных частей сухопутных войск общей численностью около 400 человек. Отряды сирийских курдов, с которыми США сотрудничают в борьбе с ИГ, не связаны с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана, заявили в Пентагоне. Американские военные также сообщили, что роль Турции в операции по освобождению Ракки пока не определена. Сирийская армия при поддержке отрядов ополченцев 6 марта вернула под контроль нефтяные колодцы на месторождении Джезаль к северо-востоку от Пальмиры. Режим тишины введен в Восточной Гуте под Дамаском с 6 по 20 марта.
7 марта в турецкой Анталье прошла трехсторонняя встреча с участием начальника Генштаба ВС РФ генерала В. Герасимова, начальника Генштаба ВС Турции генерала Х. Акара и главы Комитета начальников штабов ВС США генерала Дж. Данфорда. Военачальники обсудили вопросы региональной безопасности в Сирии и Ираке и повышения эффективности борьбы с терроризмом. «Всеми сторонами была подчеркнута важность принятия дополнительных мер для предотвращения инцидентов в ходе операций» между ВС России, США и Турции в Сирии и ее воздушном пространстве. Встреча прошла по приглашению турецкой стороны.
Москва и Вашингтон условились создать новый канал связи с целью углубленного обсуждения проблематики предотвращения инцидентов между ВС России и США в Сирии, сообщил 10 марта генерал Дж. Данфорд.
74 иракских шиитских паломника погибли и более 100 пострадали 11 марта в результате двойного теракта в Дамаске.
Сирия была в числе главных вопросов, обсуждавшихся 10 марта на встрече в Москве президентов России и Турции В. Путина и Р. Т. Эрдогана. При этом глава российского государства подчеркнул, что скоординированные действия РФ, Турции и Ирана позволяют поддерживать режим перемирия в Сирии. Путин «с осторожным оптимизмом» оценивает перспективы урегулирования в Сирии, причем восстановление территориальной целостности САР является «обязательным условием для полноформатного урегулирования в этой стране». Российский президент также отметил «доверительную и эффективную работу» военных ведомств и спецслужб РФ и Турции по Сирии. Сохранение территориальной целостности Сирии и Ирака является для Турции основной задачей, заявил со своей стороны Эрдоган.
Совет Безопасности ООН в своем заявлении от 10 марта отметил, что ожидает возобновления переговоров между Дамаском и оппозицией в Женеве, и призвал делегации вести диалог конструктивно, не выдвигая предварительных условий. Совбез подтвердил «решительную приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики», а также подчеркнул, что единственное стабильное решение кризиса в Сирии лежит через «всесторонний и ведомый самими сирийцами политический процесс», основанный на Женевском коммюнике от 30 июня 2012г. и заявлениях Международной группы поддержки Сирии.
Спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура сообщил, что планирует начать новый раунд переговоров между Дамаском и оппозицией 23 марта. Международную встречу по урегулированию в Сирии планируется провести в Астане 14-15 марта. В то же время представители сирийской вооруженной оппозиции настаивают на переносе переговоров в казахстанской столице на более поздний срок.
Президент Сирии Б. Асад заявил, что лишь в теории рассматривает сотрудничество с американским президентом Б. Трампом в борьбе с терроризмом, так как возможности для практических шагов в этой сфере пока нет. По словам Б. Асада, Россия является единственной серьезной силой, которая эффективно ведет борьбу с ИГ в Сирии.
9 марта состоялся рабочий визит премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху в Россию. В ходе переговоров с президентом РФ В. Путиным «стороны обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, борьбу с международным терроризмом, а также основные аспекты российско-израильского взаимодействия». Оба лидера отметили тесный диалог и укрепление отношений между двумя странами. Израильский премьер также заявил: «В последнее время наблюдается серьезное продвижение в борьбе с радикальным исламским суннитским террором под руководством ИГИЛ и «Аль-Каиды», и Россия внесла большой вклад в это». При этом Израилю «не хотелось, чтобы радикальный исламский суннитский террор был бы сменен радикальным исламским шиитским террором под руководством Ирана». Израиль, по словам Б, Нетаньяху, готов признать любое соглашение по урегулированию ситуации в Сирии, но категорически возражает против возможности размещения на территории этой страны вооруженных сил Ирана и его союзников.
Во время визита в Россию 10 марта президента Турции Р. Т. Эрдогана в Москве состоялось заседание Совета сотрудничества высшего уровня между РФ и Турцией и прошли переговоры президента РФ В. Путина с его турецким коллегой. Основными темами диалога стали двустороннее экономическое сотрудничество и Сирия. В. Путин назвал Турцию важнейшим партнером нашей страны, отметив, что Москва планирует развивать диалог с Анкарой на высшем уровне. По словам российского президента, турецко-российские отношения возвращаются на путь партнерского многопланового сотрудничества. Путин пообещал в ближайшее время разрешить российским работодателям нанимать строителей из Турции и снять некоторые ограничения на экспорт в РФ турецкой плодоовощной продукции. Р. Т. Эрдоган заявил, что Россия и Турция завершили процесс нормализации отношений в ходе встречи лидеров двух стран Москве. Он призвал к ускорению введения безвизового режима между Турцией и РФ и полной ликвидации «экономических ограничений» со стороны России. По итогам визита была принята среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между правительством РФ и Турции на 2017-2020 гг. и подписан ряд других документов.
Напряженность сохраняется вокруг выступлений турецких политиков в Европе. Члены турецкого правительства проводят политическую кампанию в ряде европейских стран в поддержку конституционной реформы в Турции, чему препятствуют их власти. Глава МИД Турции М. Чавушоглу обвинил Германию в том, что она оказывает давление на его соотечественников. По его словам, ФРГ придерживается «систематической вражды» по отношению к Турции. Германия и Турция заинтересованы в возобновлении нормального диалога и не хотят долгосрочного ухудшения отношений, заявил 8 марта глава МИД ФРГ З. Габриэль по итогам встречи с М. Чавушоглу. Одновременно он отметил, что турецкой стороне не следует переносить в Германию внутриполитические дискуссии, в частности, по вопросу внесения поправок в конституцию страны. Канцлер ФРГ А. Меркель заявила 9 марта о наличии «глубоких противоречий» с Турцией на фоне скандала с выступлениями турецких политиков в ФРГ. Резко обострились отношения между Турцией и Нидерландами. Правительство Нидерландов отказало выдать разрешение на посадку в стране самолета М. Чавушоглу, который планировал выступить перед турецким сообществом с речью о конституционной реформе в Турции. Власти Нидерландов также выслали из страны министра по делам семьи и социальной политике Турции С. Кайя. В ответ турецкий президент Р. Т. Эрдоган назвал голландские власти «последователями нацистов и фашистами». В Анкаре обещают дать жесткий ответ на действия правительства Нидерландов. На этом фоне власти Франции разрешили проведение митинга турецких граждан в городе Мец с участием М. Чавушоглу 12 марта.
Палата представителей (ПП, избранный постоянный парламент) Ливии проголосовала 7 марта за приостановку политического диалога и действия Схиратского соглашения по национальному примирению (2015 г.) Решение было принято в связи с недавними атаками связанных с «Аль-Каидой» боевиков на нефтяные объекты страны. Спикер ПП А. Салех призвал 8 марта к проведению президентских выборов и выборов в законодательные органы власти до февраля 2018 г., чтобы попытаться положить конец глубокому кризису в Ливии.
В Пентагоне очень обеспокоены контактами ливийских политиков и военных с Россией, заявил 9 марта глава Африканского командования ВС США генерал Т. Уолдхаузер.
10 марта президент США Д. Трамп в телефонном разговоре с палестинским лидером М. Аббасом выразил уверенность, что мир между палестинцами и израильтянами возможен, и сейчас пришло время заключить его. По мнению главы Белого дома, всеобъемлющее соглашение по урегулированию палестино-израильского конфликта способствовало бы укреплению мира во всем регионе и во всем мире. При этом он подчеркнул, что соглашение должно быть заключено непосредственно между двумя конфликтующими сторонами. Д. Трамп также пригласил М. Аббаса посетить Белый дом «в ближайшем будущем».
Контакты России с талибами в Афганистане направлены на то, чтобы они присоединились к процессу политического урегулирования, заявили 10 марта в МИД РФ, комментируя попытки командования иностранных военных контингентов, размещенных в Афганистане, а также некоторых афганских официальных лиц обвинить Москву в поддержке исламистского движения Талибан, поставке ему оружия и финансирования его деятельности.
9 марта боевики напали на военный госпиталь в Кабуле. В результате погибли 50 и пострадали более 90 человек.
На минувшей неделе Иран успешно испытал баллистическую ракету «Ормуз-2» с дальностью пуска до 300 км. В то же время иранцы отложили запуск гражданской ракеты-носителя из-за опасения угроз со стороны США, заявил командующий ВКС КСИР А. А. Хаджизаде.
Приложение
Марокко: проблемы обеспечения национальной безопасности
Важное геополитическое положение Марокко на стыке Африки и Европы и вблизи важных морских коммуникаций в Атлантике и Средиземноморье; наличие территориальных и иных противоречий с соседними государствами и территориями, прежде всего, отсутствие реальных перспектив урегулирования ситуации вокруг Западной Сахары; соперничество с Алжиром за лидерство в Арабском Магрибе; рост влияния исламского фундаментализма и активности оппозиционных сил в целом определяют приоритеты руководства королевства в сфере национальной безопасности и обороны.
Основным вопросом марокканской политики, главным фактором, влияющим на состояние национальной безопасности страны, остается проблема Западной Сахары. Рабат всячески стремится добиться официального международного признания этой территории как неотъемлемой части королевства, прилагает значительные усилия по ее всестороннему освоению. В настоящее время Марокко, не отвергая переговоров о политическом урегулировании проблемы, одновременно выдвигает условия, которые практически сводят на нет возможное их проведение. Неурегулированность западносахарского конфликта сохраняет потенциальную опасность для стабильности на северо-западе Африке. Нельзя исключать того, что при определенных обстоятельствах этот конфликт вновь может серьезно обостриться, и даже перерасти в военные столкновения.
Соперничество между Марокко и Алжиром – крупнейшими государствами Магриба – продолжает серьезно осложнять ситуацию на северо-западе Африке. Королевство рассматривает Алжир своим главным противником и обеспокоено наращиванием соседом своей военной мощи. Марокко также наращивает свой военный потенциал и увеличивает закупки вооружения за рубежом. Но главным является различие подходов по Западной Сахаре: Алжир выступает за самоопределение Западной Сахары, помогает Фронту ПОЛИСАРИО, выступающему за ее независимость. Между странами есть и нерешенные погранично-территориальные вопросы. Но одновременно у соседей имеются важные совместные интересы, прежде всего экономические. Так, через территорию Марокко проходит газопровод Алжир — Западная Европа, в успешной работе в успешной работе которого заинтересованы обе страны. В целом же, как показывает история отношений двух государств, ни Марокко, ни Алжир не стремятся доводить ситуацию до взрывоопасного состояния.
Марокко в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безопасности придает важнейшее значение развитию военно-политических связей с государствами Запада, которые рассматриваются Рабатом в качестве союзников, хотя формальных договоров о взаимной обороне с ними не подписано. Стабильно развиваются отношения с США. Стратегическое положение Марокко обусловливает повышенное внимание Вашингтона к этой стране. Королевство имеет статус важного союзника США вне НАТО. В Вашингтоне считают Марокко надежным партнером в Магрибе, арабском мире и Африке. Рабат, сознавая важность для страны американской финансово-экономической и военно-технической помощи, также заинтересован в развитии многопланового сотрудничества с США.
Давние традиции имеет военно-политическое партнерство Марокко с Францией. Правящие круги королевства воспринимают Францию как важного гаранта безопасности и стабильности марокканского государства.
Сотрудничество с Испанией рассматривается марокканским руководством как важный фактор стабильности в Западном Средиземноморье. Вместе с тем, с этой страной имеется ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности анклавов Сеута и Мелилья и ряда других более мелких территорий, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. Испания отказывается делать это, что периодически приводит к осложнению двусторонних отношений. Существуют разногласия и по распределению зон рыболовства в Средиземном море и Атлантике. Имеются противоречия из-за линии морской границы между Канарскими островами и марокканским регионом Тарфия. В целом же наличие спорных вопросов не мешает развитию двусторонних связей, в том числе по военной линии.
Королевство активно развивает военное сотрудничество и с другими странами НАТО, с которыми подписаны соответствующие двусторонние соглашения. Кроме того, Марокко, наряду с Мавританией, Египтом, Израилем, Тунисом, Иорданией и Алжиром участвует в совместном диалоге с Североатлантическим союзом, в ходе которого рассматриваются вопросы сотрудничества между НАТО и перечисленными государствами.
Беспокойной остается для Рабата проблема нелегальной эмиграции из Марокко в Западную Европу. По официальным данным, на территории королевства находится до 30 тыс. нелегалов из африканских стран, «которые ждут любой возможности либо прорваться на территорию испанских анклавов Сеута и Мелилья, либо форсировать Гибралтарский пролив». Одновременно Марокко постепенно превращается в место оседания иммигрантов, что осложняет и без того трудное социально-экономическое положение в стране.
Еще одна актуальная проблема – производство и транспортировка наркотиков. Марокко является собой не только крупнейшим производителем гашиша, но и важным перевалочным пунктом на пути в Европу кокаина из Латинской Америки.
Современная ситуация в Марокко в основном сохраняется спокойной, однако государство всерьез воспринимает риски, связанные с терроризмом и проблемами берберов. Главными внутриполитическими задачами правящего режима являются: принятие эффективных мер по сохранению у власти правящей династии, обеспечение надежного контроля над развитием ситуации в стране, недопущение раскола общества по этническим и религиозным признакам.
Несмотря на стремление распространить нестабильность на Марокко, радикальные исламисты имеют в королевстве достаточно ограниченные возможности. Местные ячейки джихадистов, связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), хотя и существуют, но их реальный потенциал не сравним тем, которым обладают экстремисты в Алжире, Тунисе, а тем более в Ливии.
Органы безопасности Марокко приняли комплексную программу, базирующуюся на принципе превентивности и системе профилактики. В 2002-2016 гг. спецслужбы смогли ликвидировать почти 170 террористических ячеек, при этом члены более 60 из них были связаны с боевиками, действующими в Афганистане, Пакистане, Сирии, Ираке и регионе Сахеля. В ходе спецопераций и облав были задержаны почти 3000 человек, причастных к террористической деятельности. Лица, задерживаемые в ходе облав, направляются в лагеря для «идеологической перековки». Имеется несколько программ по реабилитации потенциальных и бывших джихадистов, которые финансируются правительством. Участниками таких программ являются в основном молодые люди, которые еще не участвовали в боевых действиях за рубежом. Созданы условия, не допускающие возможность рекрутирования новых джихадистов в тюрьмах.
Отметим, что «спецслужбы в данном случае осуществляют свою деятельность в контексте общей политики властей Марокко, которая заключается, прежде всего, в инкорпорации умеренных исламистов во власть». Это «позволяет расколоть исламскую оппозицию и фрагментировать ее», облегчает спецслужбам королевства «локализовать наиболее радикальные и не готовые идти на компромисс с властями группы».
Не представляют в целом опасности для властей и марокканцы, возвращающиеся из «горячих точек» (по имеющейся информации, в Сирии и Ираке воюют 1,5 – 2,0 тыс. подданных королевства), так как на родину в силу ряда причин «возвращаются единицы марокканцев, которые могли бы передать ценный военный опыт и навыки». Это же затрудняет и создание в Марокко устойчивых филиалов «Исламского государства» (запрещено в РФ).
Таким образом, за счет сочетания методов «кнута и пряника» властям в целом удалось переломить негативную тенденцию радикализации марокканского общества.
С конца октября 2016 г. в районах с преобладающим берберским населением в основном на севере страны усилились волнения, имеющие преимущественно социальный характер. Их участники требуют улучшения условий жизни, медицинского обеспечения, решения проблем занятости молодежи, а также сохранения берберской идентичности. Власти отреагировали на события достаточно оперативно. Король Мохаммед VI распорядился начать расследование, на котором настаивали протестующие. В целом марокканское руководство избрало достаточно гибкую линию в решении проблем берберов. В итоге периодические звучащие среди участников акций протеста лозунги, призывающие к свержению монархии и отделению от Марокко, пока не находят широкой поддержки у большей части местного населения. Тем не менее, ситуация в берберских районах остается напряженной.