Обзор применения техники и некоторых тактических приемов ВКС РФ в Сирии: оценки китайских специалистов. Часть 2

По данным китайских источников, за время сирийской операции ВКС РФ неоднократно привлекали к выполнению задач по разведке, контролю воздушного пространства самолеты дальнего радиолокационного дозора (ДРД) А-50У, которых в настоящее время на вооружении ВКС всего три единицы. Известно, что в планах МО РФ принятие на вооружение еще 12 таких самолетов. Кстати, первый экземпляр А-50У был передан ВКС РФ сравнительно недавно, только в 2011 году.

Как отмечают китайские специалисты, модернизированная версия А-50 обладает более высокими характеристиками по дальности обнаружения баллистических ракет – 800 км, бомбардировщиков – до 650 км, и истребителей вероятного противника до 450 км. Кроме того, благодаря обновленной цифровой системе обработки данных, новой всеракурсной радиолокационной станции А-50У способен одновременно сопровождать до 300 целей. Также новая РЛС позволяет обнаруживать низколетящие, низкоскоростные и малозаметные цели.

Благодаря модернизации планера максимальный взлетный вес был уменьшен до 210 тонн, максимальная скорость в горизонтальном полете достигла 850 км/ч, практический потолок 9000 метров, а продолжительность полета без дозаправки составляет 6 часов. По оценкам китайских военных обозревателей, при указанных характеристиках радиус боевого патрулирования А-50У составляет 7500 км, а поскольку самолет оснащен системой для дозаправки в воздухе, то это положительно сказывается на его возможностях по длительному патрулированию воздушного пространства и координации действий других самолетов.

По данным китайских специалистов, российским конструкторам удалось серьезно снизить уровень шума в салоне А-50У, а также решить проблему вторичного излучения РЛС, которое серьезно демаскировало самолет для противорадиолокационных ракет вероятного противника.

Кроме того, А-50У позволяет выполнять задачи по сбору и анализу информации, обеспечивает радиосвязь между другими самолетами, а также предоставляет навигационные данные.

Китайские аналитики отмечают, что благодаря переходу на модульный принцип компоновки российские конструкторы смогли приблизиться к возможностям американского самолета ДРЛОиУ Е-3 Sentrу, который является образцом в этом виде летательных аппаратов. Конечно, с появлением нового самолета ДРД под обозначением А-100 (на базе транспортного Ил-76МД-90А) ВКС РФ смогут совершить качественный прорыв в области управления действиями соединений бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации в таком вооруженном конфликте, как в САР.

По информации из китайских источников, ВКС РФ регулярно применяют А-50У в операциях по выявлению и уничтожению террористов совместно с самолетами радиотехнической разведки Ту-214Р и истребителями Су-30СМ. Последние после получения информации от разведчика (Ту-214Р) и летающего пункта управления (А-50У) практически мгновенно наносят огневое поражение по выявленным позициям или замаскированным объектам исламистов на территории Сирии.

По данным китайских наблюдателей, на некоторых Су-30СМ, дислоцированных на АвБ «Хмеймим» установлена контейнерная подвесная станция радиоэлектронных помех «Сорбция», которая уверенно защищает эти самолеты от зенитных ракет исламистов. По мнению некоторых китайских специалистов, командование ВКС РФ периодически дислоцирует Ту-214Р на АвБ «Хмеймим» с целью проведения разведки в отношении истребителей пятого поколения F-22 ВВС США, которые систематически выполняют полеты над акваторией Средиземного моря.

Кроме того, ВКС РФ в операциях против отрядов исламистов, действующих на территории САР, применяли самолеты радиотехнической разведки Ил-20М, которые при помощи своих оптических и инфракрасных приборов наблюдения, а также систем разведки каналов радио и космической связи выявляли командные пункты противника и даже конкретных лиц из числа полевых командиров. Благодаря высокопроизводительной системе передачи данных экипажи Ил-20М своевременно сообщали точные данные о выявленных целях на пункт управления операцией, расположенный на АвБ «Хмеймим,» и в Национальный Центр Управления Обороны РФ в г.Москва.

Для «прикрытия» самолетов и вертолетов в зонах боевых действий в Сирии ВКС РФ применяют самолеты РЭБ Ил-22ПП «Порубщик», которые при небольшой скорости полета способны в течение длительного времени выполнять полеты в заданном районе и адресно подавлять наиболее угрожающие сигналы и их источники.

В отношении бомбардировочной авиации ВКС РФ китайские специалисты отмечают, что российская сторона активно применяет все три типа самолетов, которые призваны выполнять стратегические задачи, а именно Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3, которые способны нести как ракетное, так и бомбовое вооружение. Китайские специалисты указывают, что боевые вылеты российских стратегических бомбардировщиков проходят по разным маршрутам, сопровождаются своевременной дозаправкой в воздухе.

Высокая надежность советской/российской техники обусловила нулевые потери среди «стратегов». Кроме того, российские военные придерживаются тактики высотного бомбометания, что позволяет избежать угроз от зенитных ракет. По данным китайских источников, стратегические бомбардировщики ВКС РФ за время проведения операции в Сирии выполнили 145 вылетов и применили по целям более 1500 тонн боеприпасов разных типов. Только за один день – 17 ноября 2016 г. – российские стратеги нанесли 127 ударов и уничтожили 206 целей группировки ИГ.

Следует отметить, что российские бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 выполняли полеты по маршруту через северную часть Атлантического океана, затем проходили над проливом Гибралтар и далее производили пуски крылатых ракет над восточной частью Средиземного моря. Обратный путь домой проложен через воздушное пространство Сирии и Ирана.

Как отмечают китайские обозреватели, операция ВКС РФ в Сирии стала первым случаем реального боевого применения подобных самолетов, кроме того, официальная Москва получила возможность продемонстрировать способности своей стратегической авиации западному миру. Именно западные державы боялись полетов российских «стратегов» больше, чем исламисты в Сирии. Полеты Ту-95МС и Ту-160 вызывали у военных из блока НАТО смешанное чувство страха и уважения, поскольку все страны западной «антиигиловской коалиции» не могли собрать достаточное количество боеготовых самолетов, которые позволили бы нанести серьезный урон исламистам в Сирии. В условиях нехватки сменно-запасных частей, сокращения финансирования на ремонт и обслуживание техники такие государства, как Великобритания, Франция, Германия и Бельгия смогли в сумме направить в регион не более полка истребительной авиации. Кроме того, названные страны были вынуждены арендовать авиационные базы у Королевства Саудовская Аравия и Иордании.

Также китайские специалисты смогли собрать информацию об опыте применения крылатых ракет воздушного базирования Х-555 и Х-101, которые существуют как в обычном, так и в ядерном исполнении. Российские ракеты показали достаточно высокую эффективность и оправдали ресурс авиационной техники.

Конечно, китайские аналитики собирают как положительные, так и отрицательные оценки. По данным вышеназванного китайского издания, бывший начальник Генерального штаба ВС РФ Ю.Балуевский считает, что применять стратегическую авиацию в борьбе с террористами необоснованной дорого, однако опыт боевого применения бесценен для экипажей «стратегов». Кроме того, по словам российского военного специалиста невозможно переоценить значимость уничтожения террористов на дальних подступах к России. При любом другом раскладе в Сирии было бы достаточно и бомбардировщиков Ту-22М3, которые базируются на аэродроме Моздок в Республике Дагестан.

52.22MB | MySQL:103 | 0,697sec