Что стоит за информацией «о развертывании российского ограниченного контингента» в Египте на границе с Ливией

Американские и египетские военно-дипломатические источники Reuters сообщили, что Россия развернула на авиабазе в Египте на границе с Ливией ограниченный контингент из 22 военных специалистов и неизвестного количества беспилотников. Источники агентства заявили, что «США заметили нечто, что, вероятно, может быть российскими войсками и беспилотниками» в районе базы Сиди-Баррани, расположенной в 100 км от границы Египта и Ливии. По данным собеседников Reuters, целью этого размещения должна стать «поддержка командующего ливийской армии Халифы Хафтара», который 3 марта потерпел поражение в боях с повстанцами из «Бригад обороны Бенгази», атаковавших контролируемые его силами нефтяные порты. Позже в СФ РФ объявили эту новость «фейком». Очень может быть, но надо отметить два момента.

  1. Недавняя истерика в Министерстве обороны Великобритании по поводу «вмешательства России в дела Ливии». При этом почему-то эта истерия началась именно сейчас, а не когда командующий Ливийской национальной армией (ЛНА) маршал Х.Хафтар ездил в Москву, а затем посетил российский военный корабль «Адмирал Кузнецов» на рейде в Бенгази.
  2. «Разворачивание» группы спецназа в составе 22 человек в ста километрах от ливийско-египетской границы, даже при наличии беспилотников, с большой натяжкой можно считать «наращиванием сил для помощи генералу Хафтару». Эта группа при даже очень большом желании не сможет оказать ему действенную поддержку.

В то же время Каир отрицает присутствие вооруженных сил других стран. «На территории Египта нет иностранных военных ни из какой страны. Это вопрос суверенитета», — цитируют информационные агентства представителя египетской армии. При этом отметим, что когда российский спецназ в прошлом году проводил совместные боевые операции с египетскими коллегами на Синае, там также отрабатывались вопросы использования дронов для наведения на цель авиации и проведения разведки. Ничто не мешает делать аналогичные операции и сейчас уже в условиях пустынной местности в непосредственной близости от ливийской границы, которую египетские специалисты считают одним из основных направлений приложения своих усилий в области безопасности. В данном случае речь вполне может идти именно о таких действиях российских специалистов. Тем более, что отработка беспилотников в условиях пустыни актуальна с учетом наработанного сирийского опыта, и перспектива продажи дронов египтянам стоит на повестке дня. Отметим также, что Москва не оказывает прямой военной поддержки Х.Хафтару. Этим напрямую занимаются ОАЭ, Египет, спецназ вооруженных сил Франции и наемники (в основном американцы) из частной военной компании основателя «Блэквоутерс» Э.Принса. Собственно, последние сейчас и бомбят цели противников Х.Хафтара в Эс-Сидре и Рас-Лануфе. Много говорят о продаже оружия силам Тобрука со стороны Москвы, но в данном случае надо внести пояснение. Оружие и боеприпасы продает Х.Хафтару под эмиратовское финансирование Минск. Причем в последнее время по государственным контрактам. Раньше белорусы делали это через подставные сербские фирмы с использованием зафрахтованных авиалайнеров белорусских и молдавских компаний. Сейчас это делается исключительно через молдавские маленькие компании. Роль Москвы в данном случае — выдача разрешений Минску на экспорт этих изделий, поскольку Россия в данном случае обладает эксклюзивными правами на них и, соответственно, любой факт реэкспорта требует отдельного разрешения. Именно для этого Х.Хафтар в Москву в основном и летает. Такая позиция позволяет Москве очень четко оставаться в рамках существующего оружейного эмбарго ООН противоборствующим сторонам в Ливии, но в то же время активно влиять на ситуацию.

Между тем ситуация для Х.Хафтара складывается пока не самым радужным образом. Его силам удалось отбить порты Эс-Сидра и Рас-Лунуф только спустя две недели после их захвата, да и то, только благодаря массированной бомбардировке бенгазийцев с воздуха. Эксперты в этой связи отмечают, что помимо крупных финансовых вливаний в мисуратовские бригады и кланы, эта ситуация стала возможной и в связи с колебаниями в основном — в этой местности — племенном образовании мигхарба. Лидеры этого клана, с молчаливого согласия которых Х.Хафтар в сентябре 2016 года и захватил основные объекты инфраструктуры «нефтяного ливийского полумесяца», сейчас поменяли свою позицию на противоположную. Как предполагается, не без влияния катарских пожертвований. На этом фоне вновь проявил активность вроде бы в одно время впавший в опалу племенных вождей глава т.н. «нефтяной полиции» И.аль-Джадран и его брат Осама. Они не принимали активного участия в боях за сами морские порты, но их отряды синхронно с бенгазийцами и мисуратовцами перерезали основные логистические коридоры и трубопроводы в регионе. По данным из штаба Х.Хафтара, такой маневр долгое время не позволял перебросить в район подкрепления и соответственно развернуть полномасштабное контрнаступление. Одновременно осложнились отношения лично Х.Хафтара и с египетским президентом и его основным покровителем А.Ф.ас-Сиси, который был раздражен отказом ливийца прибыть в Каир для встречи с премьер-министром правительства национального согласия Ф.Сараджем в конце февраля с.г. При этом, в отличие от западных экспертов, мы бы не стали делать выводы о полном разрыве союзнических отношений. Это лишь неизбежные «битвы в пути», поскольку пока альтернативы Х.Хафтару в качестве основного инструмента сохранения и укрепления своего влияния для Каира и Абу-Даби в Ливии просто не существует.

62.82MB | MySQL:102 | 0,567sec