Американские эксперты об экономической ситуации в Алжире

По оценке американских экспертов, Алжир в среднесрочной перспективе сможет сохранить стабильность внутри страны, несмотря на состояние здоровья президента А.Бутефлики, падение доходов от нефтегазового экспорта и необходимость проведения крайне непопулярных реформ по урезанию государственных субсидий. В этой связи одним из главных направлений деятельности алжирского правительства будет планомерная работа по привлечению иностранных инвесторов прежде всего в сферу нефти и газа, что потребует внесения необходимых поправок в местное законодательство. По оценке американцев, к такому сценарию действий Алжир помимо всего прочего будет подталкивать и возвращение Марокко в ряды Африканского союза и его активная деятельность по восстановлению своего влияния на африканском континенте. Несмотря на опасения местных руководителей исполнительной власти, страна не сможет обойтись без проведения крайне болезненных реформ. То, что они будут проводиться, сомнений нет ни у кого в Алжире, вопрос состоит только в правильном выборе места и времени их начала. На повестке дня диверсификация экономики. Экспорт углеводородов составляет 94 процента от всего объема национального экспорта, и именно эта статья дохода дает бюджету порядка 60 процентов поступлений. Страна практически полностью зависит от импорта, и любая волатильность цен на нефть и газ очень существенно влияет на бюджетный дефицит. После падения мировых цен на углеводороды в 2015 году, именно попытка сохранить приемлемый для страны уровень импорта стоил ей дефицита бюджета в 16.4 процента. При этом эксперты советуют не обращать внимание на тот факт, что даже несмотря на кризис, ВВП Алжира на душу населения выше, чем у соседнего Марокко, которое добилось более существенных результатов в деле диверсификации своей экономики. В данном случае — это «средняя температура по больнице», так как в Алжире сложилась критическая ситуация с расслоением населения на очень бедных и очень богатых. На этом фоне катастрофически тают валютные резервы, Сейчас они составляют 112 млрд долларов. В 2014 году они составляли 177 млрд долларов, в 2015 году — 143 млрд долларов. По оценке экспертов МВФ, при нынешних темпах государственных трат эти резервы в 2017 году составят уже 91 млрд долларов, а в 2018 году — 76 млрд долларов. В этой связи именно вопрос о переформатировании государственных доходов стоит для Алжира в приоритетной степени. Пока средства, которые Алжир направляет на диверсификацию своей экономики, в значительной степени уступают тем тратам, которые государство несет на поддержание государственных предприятий, социальные выплаты и оборону, что остается актуальным в связи с продолжающимся региональным соперничеством с Марокко. При этом правительство не может, в том числе и под давлением президентского окружения, подвергнуть серьезной ревизии ни одну из вышеуказанных статей. Хотя такие попытки и делаются, но они вызывают закономерное социальное возмущение, как это было в прошлом году, когда правительство повысило налог с продаж с 14 до 17 процентов. А ведь в планах правительства сократить социальные выплаты на 45 млрд долларов. Сокращение государственных трат в этом году должно составить 14 процентов (первоначально планировалось 9), общий объем импорта планируется сократить на 5 млрд долларов, за предыдущие два-три года эта цифра составила 10 млрд долларов. Попытки воспрепятствовать девальвации динара приводит к тому, что начинает резко расти инфляция. Все это со всей очевидностью свидетельствует о том, что страна, даже несмотря на то, что она является второй после России экспортером газа в ЕС, и некую стабилизацию мировых цен на это сырье, практически не в состоянии сохранять необходимый платежный баланс. Ситуация усугубляется еще и тем, что существует реальная необходимость модернизации нефтегазовой инфраструктуры. С 2007 года внутреннее потребление нефти и газа увеличилось на пятьдесят процентов, а сама добыча нефти упала на четверть. Соответственно упал объем социальной поддержки населения, которую правительство организовывало через госконцерн Сонатрак. Попытки активизировать процесс добычи сланцевой нефти и применение технологий для добычи нефти с выработанных месторождений, никакого внятного экономического эффекта до сих пор не принесли. Во многом и потому, что по алжирскому законодательству доля любого иностранного бизнеса в том или ином проекте не должна превышать 49 процентов. За сохранением этого положения стоит мощное лобби «старых» ветеранов борцов за независимость, которые не спешат расставаться со своим правом получать прибыль от этого бизнеса.

Такое положение привело к тому, что Алжир впервые за последние десятилетия обратился за прямой помощью к международным финансовым институтам. В этой связи имеется в виду попытка правительства привлечь средства в сельскохозяйственную отрасль Алжира с целью снижения уровня импортируемого продовольствия. Обновленная в прошлом году конституция также включает в себя несколько новых пунктов, которые призваны сделать более либеральным внутренний рынок и способствовать привлечению долгих иностранных инвестиций. Они запрещают образование новых монополий и предписывает законодателям «активнее трансформировать законодательство в рамках привлечения иностранного капитала». Но эти поправки не несут конкретики, они размыты и подвержены разным толкованиям, что не нравится потенциальным инвесторам.

В качестве своеобразного памятника местной бюрократии всегда приводят в пример проект строительства самого крупного инфраструктурного проекта Восточно-Западной магистрали, затраты на которую превысили первоначальные в три раза и составили 6 млрд долларов. И при этом, сам проект сопровождался постоянными коррупционными скандалами. Указанное фиаско особенно было болезненным на фоне успешной реализации аналогичных проектов в соседнем Марокко. Вообще надо заметить, что Центральный банк Алжира считается самым непрозрачным и консервативным среди остальных стран Магриба, и по степени внедрения современных механизмов банкинга банковская система Алжира находится далеко позади того АРЕ, Марокко и Туниса. В связи с вышесказанным, практически все американские эксперты не ожидают резких поворотов в экономической политике страны, как минимум, на срок сохранения у власти старой гвардии во главе с престарелым А.Бутефликой. Коренной слом и проведение реформ, видимо, станет уделом пришедшего им на смену более молодого поколения, не столь сильно завязанного на нефтяной бизнес страны.

62.82MB | MySQL:102 | 0,468sec