О борьбе между силовыми структурами Ирана

По данным ряда экспертов, отношения между Министерством безопасности Ирана (Vaja) и разведслужбой Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в настоящее время переживают глубокий кризис. Глава Vaja М.Алави публично озвучил желание своего ведомства получить большую часть финансирования за счет статей бюджета, выделенных на национальную безопасность. Руководство КСИР в свою очередь также претендует на увеличение доли своего финансирования. Мотивировки сторон при этом следующие. Vaja является ответственным за поддержание внутренней безопасности, и на нее возложены, в том числе, функции противодействия сепаратистским группировкам в Белуджистане на границе с Пакистаном и Хузестане. В первом беспокойство властям доставляют белуджи, во втором — этнические арабы-ахвазы. И тех, и других, по данным Vaja поддерживает и спонсирует управление общей разведки (УОР) КСА. КСИР в свою очередь делает упор в своих требованиях на ключевую роль организации в вопросах проведения дорогостоящих миссий за рубежом, прежде всего в Сирии и Ираке. КСИР в реальности довольно много тратит на экипировку и тренинг шиитских милиций в этих странах, которые действуют под иранским кураторством в значительной степени.

Одновременно на КСИР возложена и миссия поддержки контактов, что требует соответствующего уровня финансирования, с курдами из Патриотического союза Курдистана Дж.Талабани и Рабочей партии Курдистана, и с талибами из пропакистанских фракций в Афганистане. И это уже не говоря о традиционном финансировании ливанской «Хизбаллы». Масштабы деятельности Vaja на первый взгляд несравнимо скромнее. Белуджи и ахвазы, пожалуй, два основных крупных проекта министерства. При этом масштабы боевой активности белуджей удалось в последнее время в значительной мере нивелировать, благодаря четко слаженным совместным действиям с пакистанскими коллегами. В Хузестане последняя по времени серьезная атака состоялась в январе нынешнего года. При этом аналитики Vaja прогнозируют дальнейшее обострение ситуации в этой самой нефтяной провинции Ирана в связи с тем, что, по их данным, руководители главной террористической группировки «Движения борьбы арабов за освобождение Хузестана» (HNA) встречались в декабре прошлого года в Тунисе с оперативниками УОР КСА и получили от них полное заверение в увеличении объемов финансирования. При этом боевики HNA получили задание готовить нападение на нефтяную инфраструктуру месторождения «Ядаваран», которое управляется совместно иранской National Iranian Oil Co (NIOC) и китайской Sinopec. В этой связи Vaja прогнозирует создание через активность боевиков-ахвазов повышенных рисков не только для нефтедобычи, но и ухудшение инвестиционного климата в стране как такового. Вот, собственно, М.Алави и выступил с инициативой самым серьезным образом пересмотреть систему внутренней безопасности в этой провинции, что будет делаться, естественно, с привлечением большого числа сотрудников ведомства, а значит и финансов. Если брать еще шире — модернизировать Vaja с целью своевременного и адекватного реагирования в случае атак на иностранных инвесторов и сферы приложения их капитала по всей стране. При этом он порекомендовал правительству поподробнее обратить внимание на хозяйственную деятельность аффилированных с КСИР фирм и фондов, за счет которых, собственно, и должны в идеале финансироваться его операции. О соответствующей реакции руководства КСИР говорить излишне.

По сведениям некоторых экспертов, нынешняя борьба между различными конкурирующими силовыми ведомствами имеет, однако, иную природу, нежели чем просто желание перераспределить бюджет в свою пользу. Основными мотивами инициативы М.Алави, который в одиночку бросить вызов КСИР  не решился, имеет под собой стремление людей из окружения нынешнего президента Х.Роухани урезать финансирование  главного оппонента в лице КСИР, и тем самым ослабить его позиции  в нынешней предвыборной гонке. Как представляется, основным архитектором нынешней схватки стал бывший глава Vaja, а ныне член Высшего  совета национальной безопасности (ВСНБ) и советник президента Роухани Али Юнуси. М.Алави — это его креатура и, соответственно, все его инициативы, безусловно, предварительно согласовываются именно с А.Юнуси. Напомним, что в марте прошлого года в разгар кампании КСИР по низложению нынешнего иранского президента, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи попросил его вмешаться в ситуацию и стать советником Х.Роухани, дабы уберечь его от различных клеветнических нападений. Эта просьба сама по себе дорого стоит, поскольку четко иллюстрирует степень близости А.Юнуси к аятолле А.Хаменеи. А.Юнуси тогда ситуацию стабилизировал, а сейчас, видимо, решил перейти в наступление. В любом случае он имеет непосредственное отношение к формулированию основных угроз национальной безопасности, и соответственно к рекомендациям в отношении бюджетного финансирования того или иного направления в этой сфере. Урезание бюджетных ассигнований, безусловно, ослабит позиции самого КСИР и усилит возможности Vaja, прежде всего, внутри Ирана, что имеет приоритетное значение для противоборствующих сил накануне решающего голосования. В любом случае спор между двумя основными конкурентами в области безопасности позволит А.Юнуси перераспределить часть финансовых средств и возможно полномочий в пользу «родного» Vaja.

52.19MB | MySQL:103 | 0,503sec