Американские силовики об использовании террористами «домашних дронов»

Высший командный состав силового блока США выпустил очередную совместную докладную записку для Белого дома в отношении растущих потенциальных угроз использования исламистскими террористами т.н. «домашних дронов» для нанесения ударов по американским гражданским и военным целям. Как предполагается, представленный доклад появился на свет благодаря усилиям и выводам National Defense Industrial Association (NDIA), чье последнее заседание состоялось в Вашингтоне 14-16 февраля с.г. На нем бывший командующий силами специального назначения Раймонд «Тони» Томас выступил в качестве основного докладчика именно по теме новых потенциальных террористических угроз с использованием бытовых дронов. Суть его выступления сводилась к следующему. За последнее время зафиксировано резкое увеличение фактов использования дронов исламистами из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)ИГ и иных джихадистских групп. Это стало возможным благодаря удешевлению т.н. «домашних беспилотников», а также отсутствию каких-либо ограничений законодательства по их приобретению и использованию. Другими словами, любой желающий в принципе может купить дрон в магазине и затем использовать его против американских солдат, которые воюют в горячих точках. Также резко выросло и количество соответствующих специалистов в рядах джихадистов, что заставляет задуматься о необходимости разработки и внедрения новых мер в отношении противодействия новой угрозе. Эти тезисы были поддержаны рядом бывших высокопоставленных военных США, например, генерал-лейтенантом  М.Нагата, который занимался в Пентагоне оперативным планированием операций спецназа в зонах конфликтов «малой интенсивности» и генерал-майором Дж.Ленгелом, который командовал Объединенным командованием сил специального назначения Вооруженных сил США. Выводы из этих докладов следовали соответствующие. Необходимо срочно поставить перед Конгрессом  задачу изыскания финансирования для оборонного комплекса США в рамках разработки внедрения новых средств противодействия потенциальной угрозе. Речь идет о специальных детекторах, глушилках и даже ракетах, которые эти дроны должны уничтожать. Как всегда, все упирается в лоббистские усилия с целью выбивания новых контрактов для фирм, в которых, собственно, и трудоустроились сейчас все эти высокопоставленные военные.

Теперь разберемся, насколько такие опасения обоснованы. В докладе, который был представлен Белому дому, и который, как и положено, был лишен слезливых эмоций в отношении ужасных перспектив для американских солдат, отмечены несколько тревожных инцидентов за последнее время, связанные именно с использованием дронов исключительно против военных целей. В частности, «по достоверным данным» РУМО, становится известно, что недавняя атака в январе с.г. скоростных катеров хоуситов (именно их сделали ответственными) на саудовский фрегат в Красном море осуществлена не смертниками, как утверждалось  ранее, а радиоуправляемыми морскими дронами, закамуфлированными под катер или даже гидроцикл. При взрыве погибли пять моряков, еще десять были ранены, сам фрегат вышел из строя и был отбуксирован на ближайшую базу. Вспомним, что сами саудовцы о жертвах вообще ничего не говорили, а заявили, что кораблю нанесены «незначительные повреждения». Мы уже после взрыва, со ссылкой на собственные источники, говорили, что йеменские хоуситы как некое образование в данном случае ни при чем, и в Эр-Рияде просто нагнетают страсти в надежде получить максимум пропагандистского эффекта от этого инцидента. Тем более, что во время атаки были перехвачены разговоры на фарси в непосредственной близости от места атаки, что позволяет сделать вывод о том, что гидроциклом, возможно, управляли и через простой мобильный телефон. На иранский след указывает и тот факт, что КСИР активно использует йеменскую территорию для отработки и апробации новых средств ведения войны на море. Это ясно проявилось во время пусков модернизированных иранцами ракет китайского производства по эмиратовскому грузовому судну и эсминцу ВМФ США в прошлом году. Теперь обкатка ноу-хау в виде морских дронов, что должно заменить собой использование ксировцами ранее быстроходных катеров и обстрелов с них с помощью простых РПГ танкеров. Испытания нового дрона, безусловно, можно полагать успешными, хотя, конечно, надо делать скидку и на уровень боевой подготовки саудовских военных моряков. Но при чем в данном случае «домашние дроны» и их использование террористами? Здесь мы воочию наблюдаем модернизацию классических боевых дронов, которые в магазине купить практически нереально. Иран этим занимается давно. Американцы полагают, что основой для разработки иранского боевого беспилотника стала технология американского Predator, который упал в Иране в 2011 году. В данном случае непонятно, что могли увидеть иранские инженеры в обломках. Просветим американских коллег: иранская  программа боевых беспилотников осуществляется с помощью китайских специалистов. Изделия обкатываются затем в Йемене и Ливане в интересах обеих сторон.

Вторым случаем использования дронов террористами американцы считают использование сторонниками ИГ в Ираке беспилотника, который при взрыве убил двух бойцов из курдской пешмерги и ранил нескольких военных французского спецназа. Это произошло 2 октября в окрестностях Мосула. Два случая, что маловато для статистики и, тем более, алармистских настроений. От себя отметим, что дроны активно используются «Джнбхат ан-Нусрой» (запрещена в России) и ИГ для корректировки огня и разведки, но вот их массового использования в качестве средства для терактов фактически не наблюдается. Это объясняется тем, что на любительских дронах фактически нереально совершить резонансный теракт. С военной точки зрения это также малоээфективно. К тому же, как показали последние по времени бои в Мосуле и вокруг него, дроны исламистов легко глушатся, в общем-то, примитивными средствами радиоэлектронной борьбы.

И, конечно, примечателен вывод американских силовиков в своем докладе. Помимо, собственно, призывов увеличить соответствующие программы финансирования для создания эффективного противодействия использованию дронов террористами, делается глобальный вывод о том, что эмбарго Б.Обамы на поставки беспилотников в КСА, ОАЭ, Турцию себя не оправдали, поскольку эти страны нашли обходные пути для закупки соответствующих технологий в других странах (прежде всего ЮАР и КНР; ЮАР в данном случае посредник в налаживании коммерческих отношений с Израилем). В этой связи целесообразно снять эмбарго и начать активно торговать военными беспилотниками со своими союзниками по всему региону Ближнего и Среднего Востока. Что, собственно, и требовалось доказать.

52.19MB | MySQL:103 | 0,510sec