О реакции в СМИ Ирака на планы по сооружению «шелкового города» в Кувейте

Мы уже сообщали ранее в публикациях на страницах сайта Института Ближнего Востока, о проблеме демаркации границ и развития приграничных территорий в районе иракско-кувейтской границы. Вкратце напомним, что особенности географического положения одного из двух морских портов Ирака, Умм-Касра и ведущего к нему фарватера, проходящего по лагуне Хор Абделла, таковы, что любая активность на сопредельной территории, будь то работы по обновлению гидрографических навигационных знаков, или планы по сооружению нового морского терминала, самого по себе, дела не скорого, вызывают крайне болезненную реакцию в иракском обществе и в политическом истеблишменте страны. Кроме общих, неприятных воспоминаний о всем, что связано с событиями 1990 г. и фактора политических конъюнктурных спекуляций, увы, свойственных и иракским политикам, опасений чисто экономического характера, возникни южнее Умм-Касра новый погрузочно-разгрузочный комплекс, тогда как сам Ирак вынашивает планы строительства нового порта на полуострове Фао, главным и неизбывным обстоятельством для Ирака остается крайняя геостратегическая уязвимость его жизненно важных морских ворот, Басры и Умм Касра. Кувейтянам в этом плане легче, они не сидят запертыми в тупике мелководной лагуны и вольны развивать свою портовую инфраструктуру где и как захотят. Кроме того, финансовые возможности эмирата таковы, что даже такие сложные и дорогостоящие планы вполне могут быть осуществлены за три – пять лет.

Поэтому СМИ Ирака в очередной раз резко и неприязненно восприняли информацию, размещенную 8 марта в французской газете Le Figaro о планах по сооружению в кувейтской лагуне нового магистрального путепровода, который соединит северную и южную часть лагуны, в которой расположена столица эмирата.

Мост, который станет четвертым по длине в мире и будет опираться на намывные искусственные острова, назовут в честь покойного эмира Джабера Ахмеда ас-Сабаха, свяжет юг кувейтской столицы с севером, где в районе Сбейя планируется возведение так называемого «шелкового города» — огромной перевалочной и промышленной зоны со статусом свободного экономического района. Путь с одного берега лагуны на другой составит около получаса, вместо нынешних полутора.  «Шелковым городом» проект назван с претензией на один из основных маршрутных путей «Нового шелкового пути», транзитной трассы по доставке грузов из Юго-Восточной Азии на Ближний Восток и далее, в Европу. Естественно, что основным элементом будущей площадки станет мощный портовый контейнерный терминал, с железнодорожными путями и складскими комплексами. По данным статьи из французской газеты, стоимость проекта составляет не менее 3 миллиардов долларов и уже нашлись инвесторы, готовые вложится в него.

Мост, обещающий помимо всего прочего, стать одним из самых сложных подобных сооружений не только в регионе, но и в мире, будет иметь в длину 36 км. Несущие опоры диаметром в три метра придется заглублять на 72 метра.  Проектом предусмотрена развязка моста на западную часть Эль-Кувейта, в район Доха, который таким образом будет связан с районом порта Эль-Шувейх, где расположены основные верфи и судоремонтные мастерские.

Естественно, такое драматическое преобразование транспортной инфраструктуры южным соседом не осталось незамеченным в Ираке. Ряд местных СМИ обрушились с критикой на власти эмирата и правительство Ирака, обвиняя и тех и других, соответственно, в «установлении контроля над иракскими судоходными артериями» и в «попустительстве пиратскому и варварскому заговору по захвату суверенных иракских земель», намекая на события 2003 года, когда при участии структур ООН и при одобрении Совета Безопасности были достигнуты рамочные соглашения по демаркации приграничных районов, впоследствии, так, или иначе, нашедшие отражение в постановлениях правительств и совместных протоколах межведомственных рабочих групп двух стран. Всех причастных к этому громогласно обвиняют в продаже национальных интересов и чуть ли не в измене. Хотя, напомним, речь идет всего лишь о плане развития транспортной системы столицы Кувейта, а не о районе Хор Абделла.

Столь бурная реакция, которая найдет свое отражение и в иракском парламенте, и в громких политических заявлениях, по нашему мнению, вновь отчетливо свидетельствует о важности диалога между двум соседними странами по вопросу совместного экономического хозяйствования в районе островов Варба – Бубиян – лагуны Хор Абделла. Почему бы вместо споров и взаимных упреков не договорится об общих интересах и не подкрепить кувейтские претензии на перевалку транзитных грузов возможностями существующих иракских железных дорог? Ирак, еще со времен возведения немцами в позапрошлом веке, частично построенной     Багдадской железной дороги по маршруту Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт является пионером среди арабских стран по развитию этого вида транспорта. Возрождение этого проекта на базе нынешних железных дорог Ирака, имеющих, к слову ответвления на Алеппо и Дамаск, могло бы стать новым этапом амбициозного кувейтского плана и наверняка нашло бы желающих поучаствовать в нем как среди инвесторов, так и среди подрядчиков.

62.81MB | MySQL:102 | 0,643sec