Крым в турецко-украинских отношениях

18 марта исполнилось 3 года присоединения Крыма к России. Выход Крыма из состава Украины и последующее его присоединение к России – это одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 – начала 2014 годов. После смены власти в стране в феврале 2014 года, Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости от 11 марта 2014 года.

Во время обострения напряженности в Крыме, турецкие СМИ постоянно напоминали историю и мирный договор Кючук- Кайнарджи[1]. Авторы публикуемых статей говорили об исторической справедливости и необходимости вхождения Крыма в состав Турецкой Республики. Официальная позиция, однако, более мягкая: Турция выступает за территориальную целостность Украины. Об этом заявляется на самых высоких уровнях.

В сообщении турецкого внешнеполитического ведомства в третью годовщину вхождения полуострова в состав России говорится, что «Анкара продолжит отстаивать права и интересы крымских татар, живущих на аннексированном полуострове».

«Россия аннексировала Крым в марте 2014 года. Большинство стран мира и ООН считают присоединение незаконным. Турция также не признала Крым частью России»- подчеркивается в сообщении. В январе глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара не будет пересматривать свою позицию по этому вопросу, даже несмотря на возобновление сотрудничества с Россией.

В Турции давно считается, что «кто владеет Крымом, тот владеет Черным морем». В этом контексте Турция, усилила свой черноморский флот, стремясь обеспечить свое стратегическое превосходство на Черном море, особенно в последние годы. Турция не раз пыталась использовать крымских татар и подготовить с их помощью почву для присоединения Крыма, однако, это ей не удалось и то, что Крым референдумом заявил о своем желании воссоединиться с Россией, стало очередным провалом внешней политики Турции.

Полуостров Крым и татарское население, живущие там, всегда оставались в центре внимания Турции. В последние 20 лет установление более тесных связей с местными татарами и присоединение Крыма к Турции было одной из главных целей соседнего государства. Однако, это не удалось правительству Реджепа Тайипа Эрдогана, и сегодня Турция окончательно потеряла важный для себя стратегический объект и однозначно не может выступить против России, предприняв какие-либо действия в отношении Крыма.

Бериль Дедеоглу, бывший министр по делам ЕС, в своем интервью отметила: «На территориях, которые Россия рассматривает в качестве зоны своего влияния, Турция не может позволить себе действовать без внимания к России, к тому же нельзя забывать, что государства, требующие этого, имеют собственные цели. Ожидать, что в отношениях с Украиной Турция, которая даже в отношениях с Азербайджаном не пренебрегает одобрением России, будет мериться силами с Москвой, совершенно бессмысленно».

Хабибе Оздаль из Турецкой международной организации стратегических исследований (USAK) указывает, что тенденция к росту связей между Анкарой и Москвой, несмотря на разногласия в отношении Сирии и Украины, является результатом «компартментализации» (разделения). «Характер их нынешних двусторонних отношений можно концептуализировать как «компартментализация» (разделение) негативных вопросов, с целью сосредоточивания на положительных аспектах. Эта стратегия позволяет процветать двусторонним экономическим и социально-политическим связям, а также позволяет турецко-российским отношениям преодолевать шторм над Украиной с минимальным ущербом».

Как правильно отмечает эксперт по внешней политики Турции Семих Идиз, Анкара предпочла активна не ввязываться в украинский кризис, сохранив относительно нейтральную позицию. «Турция старается поддерживать баланс, который основан не только на геостратегических соображениях, но и связан с его огромными экономическими интересами с обеими странами, контрактами в торговле, с стоимостью в десятки миллиардов долларов, не говоря уже об энергетическом секторе».

Специалист Центра евразийских стратегических исследований Халит Гюлшен придерживается того же мнения, что развитие связей между Турцией и Украиной, не отразятся на русско-турецких отношениях, поскольку интересы двух стран невозможно, чтоб совпадали во всех сферах. «Это переходное состояние как с турецкой точки зрения, так и с украинской». «После распада Советского Союза отношения между Турцией и Украиной стабильно развивались. Для этого существует ряд причин. Большая часть газа, которая Турция получает из России, проходит через территорию Украины, что более повышает стратегическую важность Украины для Турции», — добавляет эксперт.

Нужно отметить, что как в турецких политических, так и экспертных кругах все чаще циркулирует мнение, что в украинском кризисе Анкара может выступать в роле посредника между Москвой и Киевом.  Так, профессор международного права Университета Озегин в Стамбуле Месут Хаккы Джашын, отмечает, что как член черноморского сообщества, Турция заинтересована в создании гармонии среди своих северных морских соседей. «Турция, как страна НАТО, разделяющая одно и то же побережье с Россией и Украиной, может сыграть роль арбитра между ними».

Профессор международного права Месут Хаккы Джашын так же полагает, что существует высокий риск того, что украинский кризис превратится в очередной «замороженный конфликт» в восточной Европе. «В сочетании с конфликтом в Донбассе на востоке Украины, где поддерживаемые Москвой сепаратисты в течение трех лет сражаются с правительственными войсками, возможно превращение кризиса в «замороженный конфликт», в котором боевые действия заканчиваются без политического разрешения».

Такое мнение выражает так же Эмре Эршен, профессор Мармаринского университета в Стамбуле. Эршен, в частности, пишет: «В Крыму создался «де-факто» сценарий, который существует в Южной Осетии и Абхазии, и этот вопрос исчез из международного внимания».  Эршен добавляет, что «Крымский вопрос находится на пути к замороженному конфликту. Сейчас ситуация в Сирии и в Донбассе является приоритетом для всех, поэтому Крым не входит в повестку дня международных актеров».

Обобщая, можно заключить, что Анкара никогда не переходила в своих заявлениях о судьбе крымских татар за рамки «беспокойства» и не превращала этот вопрос в ряд ключевых в отношениях с Россией и Украиной, так как более важные интересы с связанные с этими странами связывали руки Турции.  Здесь надо отметить, что внутриполитическая ситуация в Турции так же имеет немаловажное значение.

Директор Центра стратегических коммуникаций (STRATIM) в Анкаре Суат Кыныкоглу, что интенсивная концентрация внимания общественности на внутреннюю политику в Турции не позволяет правительству работать более свободно и открыта в вопросах ситуации Крыма. «То, что происходит с Украиной и Крымом, имеет первостепенное значение для Турции. К сожалению, Турция полностью поглощена своей внутренней поляризацией и имеет мало энергии для Украины, Крыма и наших этнических братьев, крымских татар», — заключает эксперт.

[1]                     Mирный договор между Россией и Османской империей, заключённый 1774 г., в соответствии с чем была провозглашена независимость Крымского ханства, кубанских татар и др. как от Османской империи, так и от России.

52.2MB | MySQL:103 | 0,567sec