О противодействие исламизму

Противодействие исламизму прежде всего идет по линии идеологии. В частности, король Саудовской Аравии Фахд принял титул «хранитель двух мусульманских святынь», иорданский король Хусейн в личной жизни придерживался европейских норм, а публично демонстрировал религиозность. В мусульманских странах проводиться контроль за поведением в мечетях, куда по пятницам собираются, теоретически, все жители данного квартала. Развивается поощрение ориентации на реформаторский ислам в университетах Аль-Азхара, Дамаска и Кайруана. В некоторых случаях имеется в виду ориентация школьного образования на светскость.

Принимаются меры преодоления негативных последствий ускоренной модернизации. Конечно, эти меры требуют времени, но иного пути просто нет.

Важнейшим шагом является эмансипация женщин. Добившиеся равноправия женщины не хотят возвращаться в проповедуемое салафитами возвращение женщин к обслуживанию мужчин.

Современные деятели придерживаются ориентации на реформатство. Король Фахд, в стране которого преобладает ваххабизм, заявлял, что надо пересмотреть в современном свете некоторые из основополагающих законов и догматов ислама.

Сам мир предусматривает вторжение телевидения, особенно спутниковых каналов. В свою очередь интернет развит слабо, но он оказывает влияния на молодежь и интеллигенцию. Происходит унификация пищи, напитков, одежды, кино, музыки.

Все это ведет к сдвигам в массовом сознании. В прошлом преобладали чувства, основным из которых были умма и исламская цивилизация, на втором — находилась клан и племя и только на третьем – государство. В настоящее время среди городского населения арабских стран преобладают чувства государства, патриотизма и гражданственности. Но, правда, среди 60% молодежи придерживаются мнения, что ислам способствует сохранению национальной культуры.

Воспитание армии, как правило, проводится в духе реформаторского ислама, чтобы не дать салафитам воспользоваться невниманием  к вооруженным силам духовенства.

Иногда проводится разделение по чисто религиозным принципам в целях еще большего дробления исламистского движения. Так, в Саудовской Аравии было разрешено совершать религиозные церемонии в Мекке возглавляемым шейхом Аль-Малики суфийской группе, несмотря на то, что ваххабиты рассматривают ее как ересь.

На исламизацию влияют также процессы демократизации. При этом эти процессы оказывают как позитивное, так и негативное влияние. Хотя ослабление закручивания гаек имеет положительное значение, то и слишком их ослабление показывает, что салафиты и реформаторы  могут этим воспользоваться, чтобы прийти к власти.

В некоторых странах преобладает ориентация на секуляризм. Наиболее яркий пример здесь – Турция. Президент  Мустафа Кемаль Ататюрк выработал культуру национализма, ориентированного на свое государство, вместо ислама и панисламизма. Под этими лозунгами он освободил в войне против Греции Анатолию и Румелию и ликвидировал халифат. Но в начале XXI века началось возрождение мусульманской религии. Ирак находился под властью Партии арабского социалистичекого возрождения («Баас»). Был выдвинуть лозунг к членам партии, чтобы партийные взгляды превалировали над религиозными. Но в ходе конфликта с Ираном усилилось влияние политизированного ислама. В результате режим должен был изменить первоначальное отношение к мусульманской религии. На флаг страны была внесена надпись «Бог велик». В настоящее время в Ираке идет  ожесточенная война между секуляристами  и «Исламским государством». В Сирии идет война между режимом Б.Асада и выступающим против него оппозицией, «Исламским государством» и «Джебхат Фатх аш-Шам» (обе организации запрещены в России). В Египте идут стычки между правительственными войсками, «Исламским государством Синая»  и «Братььми – мусульманами». В Тунисе исламская реформаторская партия «Ан-Нахда» уступила власть секулярным партиям, однако ее продолжают поддерживать треть населения.

Естественно, когда салафиты прибегают к насилию, власть считает необходимым принимать ответные меры. Она вынуждена прибегать к террору в ответ на террор со стороны исламистов, и к войне в ответ на войну. Но, однако, властям очень просто превысить уровень насилия, что, между прочим, ведет к поддержке возрожденцев со стороны местного населения.

Так или иначе, салафиты будут представлять угрозу для населения арабских и средневосточных стран, а также и для жителей Европы и России достаточно длительное время.

29.1MB | MySQL:64 | 0,581sec