Проблемы взаимодействия европейских спецслужб в борьбе с терроризмом

Нынешний уровень исламистского терроризма в Европе вынуждает европейские правоохранительные органы усиливать вопросы своей кооперации в рамках обмена разведывательной информацией и переводу этого процесса на более оперативный уровень. Интересно, что несмотря на резонансные теракты в Европе в прошлом году, такое оперативное взаимодействие практически отсутствовало. Формально такой обмен информацией шел через частные двусторонние канала партнерских связей европейских спецслужб и по линии Европола, что в первом случае носило несистемный характер, а во втором случае — осуществлялось с большой задержкой по времени. Другими словами, в единой Европе по факту отсутствовали внятные и эффективные алгоритмы сотрудничества в сфере безопасности  Это приводило к потере темпа, и следовательно к большим просчетам в оперативной работе. Примером такой сумятицы в по сути военизированных и централизованных структур стали очень невнятные  действия французских и бельгийских органов безопасности на фоне резонных терактов в Париже, что в конечном счете привело к повторению терактов уже в Брюсселе. Причем и в том, и другом случаях работали одна и та же ячейка террористов с центром в Брюсселе. И в данном случае мы воочию наблюдаем классическую бюрократическую неразбериху и борьбу различных ведомств друг с другом. В данном конкретном случае надо всегда иметь ввиду, что руководители той или иной спецслужбы являются очень активными политическими коньюктурщиками и очень четко улавливают настроения правящей верхушки в своей стране. И если личные отношения на высшем уровне бельгийского и французского руководства  оставляют желать сильно лучшего, то это автоматически ставит барьер на плодотворном сотрудничестве по линии национальных спецслужб.

Такая ситуация безусловно вредит делу, и в середине прошлого года руководство французских и британских специальных служб пришли к выводу о том, что такое положение дел далее продолжаться не может. Отметим, что даже гипотетически никакие совместные европейские институты  не упоминались в данном контексте.  В качестве пробного шара для апробации новых схем взаимодействия по линии борьбы с терроризмом французы и британцы выбрали т.н. «британский канал». Или другими словами, тот канал переправки исламистов из Франции в Великобританию, а затем в горячие точки, через который  и отправлялась подавляющая часть европейских джихадистов. Интересно, что именно этот канал активно работал во время двух чеченских кампаний, но тогда он по понятным причинам ни Париж, ни Лондон не волновал, а все призывы Москвы его блокировать игнорировались. И напомним, делалось это задолго до всех санкций и присоединения Крыма. Теперь ситуация изменилась, некие совместные усилия образовались в большей степени вынужденно, и теперь наступила пора подводить первые итоги. Они очень любопытны, поскольку во Франции считают их позитивными, а вот в Великобритании выражают разочарование.

Начнем с того, что основные партнерские связи был налажены между французскими и британскими разведывательными и контрразведывательными ведомствами в ноябре прошлого года. То есть  DGSI и DGSE — с одной стороны, и МИ5 и МИ6 — с другой. И вновь чисто профессиональных каналов оказалось недостаточно, пришлось задействовать каналы личных знакомств и контактов. Так глава МИ6 А.Юнгер имел хорошие отношения со своим французским коллегой Б.Бажоле еще со времени совместной работы на Ближнем Востоке. Контрразведчики П.Калвар и Э.Паркер также были хорошо знакомы ранее. Это позволяло на первых порах  преодолевать традиционное недоверие этих спецслужб с точки зрения обмена разведывательной информацией. Этот момент  с самого начала британцы постарались обойти с помощью в общем-то беспрецедентной меры — подключения французов к системе UKUSA («пять глаз»), которая организует обмен информацией между США, Великобританией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией. Ранее Парижу, несмотря на многочисленные просьбы, доступ к ней был закрыт. Но и сейчас уже после присоединения французов к UKUSA их в основном интересуют проблемы зоны Сахеля, стран ЭКОВАС и Ближнего Востока. По оценке британцев, они пока играют в одни ворота.  Лондон также шокирован положением дел во французских спецслужбах. По их мнению, французы абсолютно не сделали никаких выводов из недавних терактов: отсутствует координация между различными подразделениями и их автономия в проведении совместных операций. Много вопросов к анализу получаемой информации, отсутствует единый орган для этого. Министр внутренних дел Франции Б.Казнев делает для ликвидации этих недостатков очень мало, что в общем-то неудивительно: ему скоро уходить в отставку.  Британцы также жалуются, что существующая во французском силовом сообществе «юридическая и корпоративная культура» категорически препятствует проведению совместных операций и серьезно тормозит процесс согласования. Очень сильно страдает оперативность принятия решений. Немного лучше с этим обстоят дела в разведке, которая может не советоваться по каждому вопросу с судьей. Но при этом французская разведка фактически не делится информацией с контрразведкой и полицией. В Великобритании же наоборот налажено после 2005 года тесное сотрудничество между МИ5 и Скотланд-Ярдом. Еще один повод для раздражения у британцев вызывает подчинение радиотехнической разведки руководству DGSE, что связывает это процесс с большой бюрократической волокитой во французских судах. В Великобритании эта служба выведена в подчинение внешней разведке, что позволяет сильно ослабить надзор со стороны судей. Требование Лондона по переходу на этот же алгоритм для облегчения обмена информацией было провалено руководством французской контрразведки, которое не желает выпускать из своих рук очень сильный инструмент контроля.

Французы однако больше продвинулись в деле постановки и укрепления т.н. «тюремной разведки», что особенно важно с точки зрения массовой вербовки  уголовников в джихадисты именно в тюрьмах. Во Франции этим вопросом стали активно заниматься сразу два органа  Bureau du Renseignement Penitentiaire (BRP) и Bureau Central de Renseignement Penitentiaire (BCRP). В Великобритании до сего времени этого не было. Только в марте с.г. руководство МИ5 и дирекция тюрем Великобритании провели оперативное совещание с целью выработать общий алгоритм организации такой работы. Или, если переводить это на русский язык — организовать «внутрикамерную разработку» на профессиональном уровне.

62.85MB | MySQL:102 | 0,661sec