Кризис внутри армянской общины Стамбула: выборы патриарха

Избирательный процесс нового патриарха 556-летного Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) сталкивается с традиционными государственными ограничениями, административными барьерами и произвольным отношением к армянской общине Турции, в целом. В последнее время ситуация усугубляется столкновениями личных амбиций высокопоставленных священнослужителей, превращая проблему в серьезный кризис.

Бывший патриарх Месроп Мутафян (Месроп II) страдает болезнью Альцгеймера и госпитализирован с 2008 года. Вместо него обязанности патриарха исполнял архиепископ Константинопольской епархии ААЦ Арам Атешян. В сложившейся ситуации последний, фактически, являлся заместителем патриарха. Однако надо отметить, что подобной должности в армянской церковной иерархии не существует, и это назначение являлось лишь решением турецкого правительства — результатом его вмешательства. Видные члены армянской общины ранее обращались в Министерство внутренних дел Турции с просьбой разрешить выбрать нового патриарха, однако им отвечали отказом, мотивируя тем, что армянский патриарх жив, и новые выборы могут быть проведены только после его смерти.

Архиепископ Арам Атешян, который должен был возглавить избирательный процесс, продолжал затягивать ту неопределенную ситуацию, которая оставила общину без действующего патриарха почти девять лет.

Добавим, что подобная ситуация, когда не разрешалось выбирать армянского патриарха, в Турции случалась дважды: первый —  когда кемалисты пришли к власти в Турции в 1920-ых годах, и второй — когда в стране выросли националистические и пантюркиские настроения, в 1940-ых годах. В обоих случаях это привело к обострению проблемы и расколу внутри армянской общины.

Между тем, армянская община Стамбула все равно продолжала свои многократные обращения к турецким властям с просьбой провести выборы патриарха, но не получала разрешения. В феврале 2015 года во время встречи с представителями национальных меньшинств заместитель премьер-министра Турции Бюлент Арынч заявил, что выборы патриарха можно будет провести, если власти получат отчет о состоянии здоровья армянского патриарха Константинополя Месропа II.

26 октября 2016 года по решению Религиозного Совета Патриархов, патриарх Месроп Мутафян официально был объявлен «отставным», после того, как в 2015 году судебно-медицинская комиссия подтвердила обстоятельство недееспособности патриарха и тот факт, что, согласно церковным законам, отсутствие патриарха на протяжении семи лет предполагает упразднение «Патриаршего завета».

По законам и обычаям ААЦ до выборов патриарха должны состояться выборы местоблюстителя (техапах) Армянского Патриарха Константинопольского Патриархата, который далее должен возглавить Патриархат до выборов патриарха. В начале говорилось о возможных четырех кандидатах на пост Константинопольского патриарха. Среди них были — наместник патриарха Константинопольского Патриархата ААЦ, архиепископ Арам Атешян, председатель духовного совета Константинопольского Патриархата ААЦ епископ Саак Машалян, глава Германской епархии ААЦ, архиепископ Гарегин Бекчян и глава Гугарской епархии ААЦ, епископ Сепух Чулджян (его, по сообщениям СМИ, более предпочитала армянская община Стамбула). Отметим, что обязательным условием для участия в выборах Константинопольского патриарха является то, что кандидат должен быть рожден в Турции.

Ситуация стала критической после того, как один из кандидатов патриарха, епископ Саак Машалян заявил о своей отставке. Он отметил, что причиной отставки является наместник патриарха, архиепископ Арам Атешян, сообщает издаваемая в Турции армянская еженедельная газета «Агос». Саак Машалян опубликовал письмо, в котором призвал священнослужителей проголосовать за архиепископа Германской епархии Гарегина Бекчяна.

С целью разрешить конфликт, Католикос Всех Армян Гарегин Второй пригласил все конфликтующие стороны в Армению, в Эджмиадзин, где находится престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. На встрече была достигнута договоренность о назначении до 15 марта выборов местоблюстителя, после избрания которого и должны были завершиться обязанности наместника патриарха архиепископа Арама Атешяна. После же, в десятидневный срок, то есть до 25 марта, должны были быть организованы и проведены выборы Инициативной структуры, которая в свою очередь в шести месячный срок организует выборы патриарха.

Через несколько дней после возвращения с Эджмиадзина, 15 марта, Предводитель Армянской епархии Германии, архиепископ Гарегин Бекчян по итогам состоявшегося за закрытыми дверями голосования был избран местоблюстителем Константинопольского Патриарха.

В голосовании приняли участие 34 священнослужителя Патриархии. Архиепископ Бекчян получил 23 голоса, другой кандидат — архиепископ Арам Атешян получил 11 голосов.

Однако, наместник патриарха Арам Атешян через несколько минут после выборов представил письмо из мэрии Стамбула, с подписью заместителя мэра Азиза Мерджана и надписью «срочно», которое, отметим, он получил за час до выборов. В письме отмечается, что прошедшие выборы местоблюстителя не законны, и что Арам Атешян единственный, кто на законных основаниях занимает эту должность.  При этом Арам Атешян подчеркнул, что не намеревается покидать свой пост. После данных действий А.Атешяна, избранный местоблюститель Гарегин Бекчян выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что А.Атешян обязан уважать достигнутые в ходе встречи с Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым договоренности об отказе от своей должности после выборов местоблюстителя и покинуть свой пост, а также подчеркнул, что до конца недели он планирует вернуться из Германии в Константинополь и занять свое законное место. Гарегин Бекчян так же завил, что армянская делегация отправится в мэрию и данный вопрос будет уточнен.

Вмешательство турецкого правительства в процесс избрания 85-го Патриарха Стамбула и всей Турции (так именует турецкое правительство) неизбежно, как это было и в прошлом, но оно не является решающим фактором. Окончательное слово за общиной.

Защитник прав человека, бывший президент турецкой не правительственной организации «Ассоциация Программы по правам человека» Орхан Кемаль Ченигиз считает, что фактически, вмешательство правительства во внутренние дела армянской общины, является лишь незначительным отражением больших проблем, с которыми сталкиваются сегодня армянская община и немусульманские меньшинства Турции в целом. «Реальная проблема заключается в отсутствии конкретного закона об институтах религиозных меньшинств и отказе турецкого правительства признать эти учреждения юридическими лицами. Несомненно, мы говорим о сознательно и намеренно созданной лазейке. Отсутствие нормативно-правовой базы порождает атмосферу, которая допускает вмешательства в дела немусульманских меньшинств, а случай избрания патриарха армянской общины яркое тому доказательство. Без нормативно-правовой базы правительство может создавать трудности для меньшинств и оставлять вещи в подвешенном состоянии по своему усмотрению», — добавляет защитник прав человека.

Иронично, но некоторые представители аналитический кругов Турции, даже заявили, что «нелегальным являются не только выборы, но и само приглашение Католикоса Всех Армян в Эджмиадзин». Так, эксперт Центра евразийских исследований Мехмет Огузхан Тулун пишет, что Католикос Всех Армян «вмешался извне во внутренние дела Патриархата». Он добавляет: «Выборы патриарха Константинополя осуществляются независимым процессом и в этом вопросе нет нужды принимать указания из других инстанций ААЦ». Трудно не согласиться с тем, что выборы — «независимый процесс», однако считать приглашение Католикоса Всех Армян «нелегальным» и «вмешательством извне» означает не знать, что в первенство чести принадлежит Католикосу Всех Армян, который имеет титул Верховного Патриарха ААЦ и все четыре Патриархата ААЦ, учитывая их административную независимость, канонически подчиняются Католикосу Всех Армян.

Стамбульский армянин, юрист, знаток выборов армянского патриарха Сепух Аслангил, в свою очередь, заявил, что нелегальным являются не выборы, а именно заявление мэрии, так как община не должна получить одобрение правительства, а лишь информировать о предстоящих выборах и его итогах, что и было сделано. В свою очередь, тюрколог Рубен Мелконян охарактеризовал ситуацию в общине никак иначе, как «трагедия», и добавил: «Конституция Турции гласит, что никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела духовенства или религиозных организаций. Это письмо также противоречит Конституции Турции и одному из его самых важных принципов- светскости».

Важно отметить, что еще 1 февраля состоялась встреча председателя Совета попечителей армянской больницы Святого Спасителя («Сурб Пркич») в Стамбуле, известного своими тесными связями с правительством, Петроса Шириноглу с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ходе встречи собеседники обсудили вопрос, связанный с избранием патриарха Константинопольского Патриархата ААЦ. Р.Т.Эрдоган отметил, что данным вопросом займутся после того, как состоится конституционный референдум.

В свою очередь «Агос» обратилась к данному заявлению президента: «Мало того, что армянскую общину заставляют ждать неопределенное время, так еще и оставляют решение данного вопроса на усмотрение Эрдогана».

20 марта Гаро Пайлан, депутат турецкого парламента от прокурдской Партии демократии народов, представил парламенту письменный запрос, почему избирательный процесс Константинопольского патриарха блокирован. «Армянская община с большой тревогой восприняла это письмо и считает это вмешательством в избирательный процесс», — говорится в документе. Пайлан спросил, какой закон является основанием для вышеупомянутого письма, кто отдал распоряжение о его «срочной» доставке в Патриархат и что потребовало этого вмешательства в то время, когда армянская община достигла консенсуса в отношении избрания нового патриарха. Другой армянский депутат парламента от Народно-республиканской партии Селина Доган отметила, что армянская община Турции сейчас хочет одного, чтобы наместник патриарха Константинопольского Патриархата ААЦ Арам Атешян подал в отставку.

В армянской общине Стамбула уже давно существует мнение, что архиепископ Арам Атешян является марионеткой в руках турецкого правительства. Последним и самым сильным ударом по репутации архиепископа явилось его письмо, адресованное президенту Турции Р.Т.Эрдогану, в котором он осудил принятие 2 июня 2016 года Бундестагом Германии резолюции по признанию Геноцида армян. «Решение, которое Бундестаг вынес в отношении происходящих во время Первой мировой войны трагических событий, вызвало сожаление нашего народа. Как армянская община Турции, мы приносим наши сожаления Вашей достойной администрации, как выражение наших искренних чувств», — говорилось в письме. Реакция как армянской общины Турции, так и Еревана была ожидаема резкой. Армянская газета «Агос» посоветовала армянскому архиепископу не говорить от имени всей армянской общины. «Уважаемый архиепископ, Вы отметили, что «использование на международной политической арене травмы армянского народа на самом деле стало источником грусти и сожаления». Да, оказываемое на Вас давление для написания этого письма является для нас источником грусти и сожаления. Армянская община Турции оскорблена не принятием этой резолюции, как отмечаете Вы, а этими Вашими строками», — отметила редакция «Агоса». А в Народном собрании Армении поднялся вопрос лишения сана Арама Атешяна.

Проблема выборов патриарха Константинопольского Патриархата выходят далеко за рамки выборов духовных лидера. Существующая ситуация политической и правовой неопределенности включает длинный список вопросов, в том числе о том, как немусульманские религиозные организации могут приобретать собственность, как они могут привлечь священников из-за границы, как они могут воспитывать свое собственное духовенство в Турции и какие религиозные титулы они могут использовать. Именно благодаря такому нормативно-правовому вакууму Анкара может заявить, что находящийся в Стамбуле Вселенский Патриарх, духовный лидер православных христиан мира, представляет только 3000-ое греческое меньшинство в Турции и не может использовать титул «вселенский». Именно из-за этой обстановки Вселенская Патриархия все еще не может открыть свою историческую семинарию на стамбульском острове Хейбелиада, которая являлась главным институтом по подготовке православного духовенства до 1971 года, когда она была закрыта без разъяснений.

В целом, до тех пор, пока Турция отказывается уважать различные конвенции в области прав человека, в том числе, Лозаннский договор, в таких случаях будет преобладать двусмысленность закона, и турецкое правительство, используя тот или иной предлог, будет по-прежнему интерпретировать закон как ему угодно в данном конкретном случае.

52.21MB | MySQL:103 | 0,663sec