Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 марта – 2 апреля 2017 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты продолжаются в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене, Афганистане, Южном Судане и Сомали. По итогам визита в Россию президента Ирана Х. Роухани стороны подтвердили готовность предпринять новые шаги для повышения уровня российско-иранского сотрудничества. В Женеве 31 марта завершился очередной раунд межсирийских переговоров по урегулированию кризиса в стране.

29 марта в Иордании на берегу Мертвого моря прошел очередной ежегодный саммит Лиги арабских государств. Он стал самым представительным за последние годы – на форуме присутствовали главы государств и правительство из 18 стран. Арабские лидеры осудили терроризм во всех его формах и проявлениях и призвали не смешивать понятия исламской религии и терроризма. Вновь было заявлено о готовности к примирению с Израилем в обмен на его полный уход с оккупированных территорий и признания Государства Палестина на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме. По Сирии саммит подтвердил, что «политическое урегулирование является единственным решением кризиса». Была подчеркнута важность межсирийского диалога в Астане, нацеленного на поддержание режима прекращения огня в Сирии. Саммит поддержал действия возглавляемой Саудовской Аравией арабской коалиции против мятежников-хуситов в Йемене, выступил против вмешательства во внутренние дела Йемена и других арабских стран зоны Персидского залива со стороны Ирана и настоятельно потребовал от Тегерана «прекратить провокационные действия и отказаться от враждебной риторики в отношении арабских стран». Форум призвал к сохранению единства, суверенитета и территориальной целостности Ливии, отверг любое вмешательство извне и заявил о поддержке межливийского политического диалога. Участники саммита выступили за сохранение территориальной целостности Ирака и обещали всеобъемлющую поддержку этой стране в борьбе с террористическими группировками. Следующая, 29-я, встреча арабских лидеров состоится в Саудовской Аравии.

Ситуация в Сирии и вокруг этой страны остается очень сложной. По словам главы российского МИДа С. Лаврова, «с одной стороны, благодаря запуску «астанинского формата» при участии России, Ирана и Турции в качестве гарантов удалось серьезно снизить уровень насилия, приступить к решению наиболее острых гуманитарных проблем, активизировать процесс политического урегулирования на основе резолюции 2254 Совбеза ООН. Расширяется географическая зона применения режима прекращения боевых действий». В то же время напряженность не спадает. Террористы из группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» «всячески провоцируют срыв данного режима», активизировав свои действия накануне межсирийских переговоров в Женеве в пригородах Дамаска и на севере провинции Хама. «Эти акции и реакция на них в мире свидетельствуют о том, что далеко не все настроены на поддержку политического решения в Сирии». Количество нарушений режима прекращения боевых действий не уменьшается, имеются случаи открытого срыва существующего перемирия. Процесс «Астаны» и «Женевы» по Сирии «не поддерживается многими внешними игроками, которые пытаются побудить радикалов, радикальные вооруженные группировки в Сирии к активным действиям и организации терактов, а также всячески поощряют их».

На этом фоне 31 марта в Женеве завершился пятый раунд межсирийских переговоров. Диалог шел «медленно и тяжело», в итоге «не удалось добиться не только прорыва, но и сделать следующий шаг вперед по пути политического урегулирования». Оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) настаивал на первоочередном рассмотрении вопроса о переходном правительстве, в то время как представители Дамаска отдавали предпочтение вопросу борьбы с терроризмом. Российская сторона заявила на встрече с делегацией ВКП о контрпродуктивности попыток обострения ситуации в Сирии. Представители Курдского национального совета приостановили свою работу в делегации ВКП, так как данные курдам обещания о том, чтобы вынести вопросы национальных меньшинств на обсуждение в Женеве, не были выполнены. И все же, как считает спецпредставитель генсека ООН по Сирии С. де Мистура, главный итог прошедшего раунда переговоров в Женеве заключается в начале детальных дискуссий по согласованной повестке переговоров – правительство, выборы, конституция, борьба с терроризмом. Де Мистура также подтвердил факт передачи делегациям сирийского правительства и оппозиции неофициального документа ООН о будущем устройстве страны.

30 марта президент России В. Путин отметил: «Все-таки по некоторым чувствительным направлениям, по таким, как сотрудничество в Сирии, несмотря ни на какие заявления внешние, реальное сотрудничество наращивается, углубляется, расширяется. Мы чувствуем заинтересованность наших американских партнеров в развитии этого взаимодействия, и это очень хороший сигнал». В этот же день госсекретарь США Р. Тиллерсон заявил, что решение о судьбе президента САР Б. Асада должно принять население Сирии. Уход Асада больше не является приоритетом США в отношении Сирии, заявила постпред США при ООН Н. Хейли. «Наш приоритет — реально понять, что делать, с кем мы должны работать, чтобы изменить жизнь народа Сирии». По словам Хейли, группировка ИГ является более серьезной проблемой для США, чем Асад. В то же время она добавила, что США хотят представить сирийского президента к ответу, за его преступные деяния.

На минувшей неделе правительственные войска Сирии и союзные им силы продолжали наступление на востоке провинции Алеппо и на севере провинции Хама. Ожесточенные бои с боевиками экстремистских группировок велись в районе Джобар в Дамаске и других районах республики.

Формирования преимущественно курдских Сил демократической Сирии при интенсивной поддержке авиации международной коалиции во главе с США вели наступление на позиции боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в провинции Ракка на подступах к городу Табка. Сирийские курды надеются, что после освобождения от боевиков ИГ город Ракка войдет в состав федеративной администрации, которую курды и их союзники создают на севере Сирии, заявил 27 марта лидер сирийской курдской Партии демократический союза С. Муслим.

В Генштабе ВС РФ 28 марта заявили, что международная коалиция уничтожает критические объекты инфраструктуры в Сирии, затрудняя послевоенное восстановление этой страны.

29 марта Совет национальной безопасности Турции сообщил, что операция турецких ВС «Щит Евфрата» на севере Сирии, которая была начата 24 августа 2016 г. «с целью обеспечения национальной безопасности, предотвращения исходящей от ИГ угрозы, возвращения на родину сирийских беженцев, успешно закончена». В то же время премьер-министр Турции Б. Йылдырым пояснил, что новая военная операция может быть подготовлена и реализована «как против ИГ, так и в случае появления угроз национальной безопасности». В Генштабе ВС Турции заявили 31 марта, что будут препятствовать созданию в Сирии новых территориальных образований. Турецкие войска будут оставаться в Сирии до тех пор, пока местные силы не возьмут ситуацию под контроль, объявил 1 апреля глава МИД Турции М. Чавушоглу.

В Москве 27-28 марта с визитом находился президент Ирана Х. Роухани. По итогам переговоров Х. Роухани с президентом России В. Путиным был констатирован «высокий уровень и поступательное развитие межправительственных, межпарламентских, межведомственных и межрегиональных связей, наличие тесной координации действий на международной арене, наметили приоритетные направления сотрудничества на долгосрочную перспективу». Стороны «подтвердили готовность предпринять новые шаги для повышения уровня и расширения сфер российско-иранского партнерского взаимодействия в целях становления и укрепления всеобъемлющего стратегического сотрудничества, которое будет способствовать обеспечению благополучия народов двух стран, упрочению региональной и международной стабильности и безопасности». Х. Роухани заявил, что Иран будет оказывать поддержку России в антитеррористических действиях в Сирии до достижения полного успеха. Москва и Тегеран выступили за территориальную целостность Сирии и мирное разрешение кризиса в этой стране. Глава МИД ИРИ М.Д. Зариф заявил, что решения по использованию РФ иранских военных баз для борьбы с террористами в Сирии будут приниматься «в зависимости от конкретного случая». В ходе визита в Москве были подписаны 16 документов по сотрудничеству в различных областях, в том числе по линии Газпрома и РЖД. Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране.

30 марта госсекретарь США Р. Тиллерсон посетил Турцию, где провел «напряженные переговоры» с президентом Р. Т. Эрдоганом и другими турецкими руководителями. Эрдоган и Тиллерсон обсудили вопросы совместной борьбы с терроризмом в Сирии, подчеркнув необходимость решительного продолжения борьбы с ИГ в Сирии и Ираке, обсудили «совместные шаги, которые можно сделать в этом направлении». Турецкая сторона также подняла вопрос о ситуации в сирийском городе Манбидж и указала на необходимость для «США прекратить оказывать помощь сирийской курдской партии «Демократический союз», которую турецкие власти относят к террористическим организациям. Обсуждался и вопрос возможной выдачи Турции проживающего в США исламского проповедника Ф. Гюлена, которого Анкара считает ответственным за попытку путча 15 июля 2016 г., и «предотвращения деятельности организации Гюлена в США». Говоря о двустороннем взаимодействии в вопросах борьбы с терроризмом в САР, Тиллерсон отметил, что «никаких расхождений между США и Турцией и в рамках коалиции нет» и назвал Турцию «ключевым партнером» Вашингтона по борьбе с ИГ в Сирии. Тем не менее, по итогам переговоров с Р. Тиллерсоном глава турецкого МИДа М. Чавушлоглу заявил, что помощь Вашингтона сирийским курдам влияет на отношения Турции и США. В целом, как подчеркивают эксперты, «турецкая сторона не ожидала от указанной встречи прорыва на сирийском направлении (в части возможности размежевания между американцами и курдами из числа сторонников Партии демократического союза)». Так оно на деле и произошло. Р. Тиллерсон не продемонстрировал в Анкаре принципиальных подвижек по основным вопросам, создающим противоречия между США и Турцией. Это отчетливо подтверждается продолжающейся американской поддержкой военных усилий сирийских курдов на северо-востоке САР.

После встречи 29 марта на полях саммита ЛАГ в Иордании короля Саудовской Аравии Сальмана и президента Египта А. Ф. ас-Сиси наметилось улучшение отношений между двумя странами, которые осложнились осенью 2016 г. после поддержки Каиром проекта резолюции СБ ООН по Сирии. Король Сальман пригласил египетского президента посетить КСА с официальным визитом. Сообщается, что А. Ф. ас-Сиси совершит в апреле официальный визит в Эр-Рияд. Оба лидера провели в Иордании переговоры, обсудив «различные аспекты стратегических двусторонних отношений и пути их укрепления», «подчеркнули стремление поддерживать координацию в свете проблем, стоящих перед двумя государствами». Каирский суд по рассмотрению срочных дел признал 2 апреля легитимность договора между Египтом и КСА о демаркации морских границ, в рамках которых королевству отходят два египетских острова в Красном море — Тиран и Санафир, признав недействительным прежнее решение Высшего административного суда об аннулировании египетско-саудовского договора, принятое в середине января 2017г.

31 марта Израиль официально объявил, что начнет строительство нового поселения на палестинских территориях Западного берега реки Иордан впервые за 20 лет. Поселение будет построено недалеко от города Наблус.

Представители южных племен и кланов Ливии подписали 31 марта в Риме мирное соглашение, предусматривающее организацию контроля за 5 тыс. км южной границы страны. В согласовании документа приняли участие около 60 глав южных ливийских племен и кланов. Так, на переговорах присутствовали лидеры племен тубу, туарегов и клана Авлад Сулейман, а также представители Правительства национального согласия Ливии.

Приложение

О некоторых проблемах национальной безопасности Мавритании

Сложная, нестабильная военно-политическая обстановка в Африканском Сахеле и Магрибе, продолжающаяся в широких масштабах террористическая деятельность в регионе, наличие нерешенных территориально-пограничных проблем с соседними государствами, неурегулированность межэтнических отношений и активизация деятельности оппозиционных сил внутри страны определяют приоритеты руководства Исламской Республики Мавритания (ИРМ) в области обеспечения национальной безопасности.

Страна имеет обширную территорию (1,031 млн кв. км) и протяженные границы (сухопутные – 5574 км, морские – 754 км), но ее население немногочисленно (4,1 млн чел.), а экономика и транспортная инфраструктура развиты слабо. Мавританская армия (15,87 тыс. чел.) слабо вооружена и недостаточно подготовлена. Руководство ИРМ в меру возможностей укрепляет национальные вооруженные силы и добивается получения столь необходимой республике зарубежной экономической, финансовой, технической и военно-технической помощи.

Серьезную угрозу безопасности мавританского государства представляет деятельность в регионе Магриба и Сахеля экстремистских и террористических группировок. По оценкам специалистов, Мавритания «является слабым звеном всего региона», а ее территория используется трансграничной террористической группировкой «Аль-Каида в странах Арабского Магриба» (АКИМ, запрещена в России) и туарегскими группами исламистов в качестве тыловой базы. В то же время власти ИРМ не в состоянии надежно контролировать обширные малозаселенные пустынные районы страны, особенно на севере республики. В этой связи Мавритания прилагает усилия по налаживанию регионального и международного взаимодействия в борьбе с терроризмом. ИРМ сотрудничает в этом вопросе с Алжиром и другими соседними странами, хотя уровень и эффективность этого сотрудничества остаются невысокими. В 2015 г. на совещании начальников штабов вооруженных сил Алжира, Мавритания, Мали и Нигера было заявлено, что четыре страны активизируют борьбу с терроризмом и организованной преступностью, а также усилят контроль на государственных границах. С 2010 г. в Таманарассете (Алжир) действует совместный оперативный штаб стран «четверки». Координацию действий в сфере политики и безопасности ИРМ осуществляет и в рамках созданной в 2014 г. «группы пяти» — Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. В деле борьбы с терроризмом ИРМ также сотрудничает с США и Францией. Мавритания, наряду с другими странами Магриба и Сахеля участвует в реализуемой Вашингтоном «Трассахарской антитеррористической инициативе». Французы и американцы обучают мавританских военных антитеррористическим действиям. Из стран Запада в Мавританию поступает, хотя и в ограниченных количествах, необходимое для борьбы с терроризмом снаряжение и техника.

Вместе с тем, как явствует из документов, изъятых американцами после ликвидации бен Ладена, «между АКИМ и Нуакшотом существовала негласная договоренность: аль-каидовцы не совершают рейдов и терактов против мавританских официальных властей, а те, в свою очередь, не предпринимают против них никаких действий и выпускают арестованных исламистов. Сложно сказать, соблюдается ли это соглашение сейчас, но факт – вещь упрямая: ни одна из ныне действующих джихадистских и сепаратистских групп Сахеля крупных террористических акций на территории Мавритании не совершала».

В последние годы особое беспокойство мавританского руководства вызывает обстановка в Мали, где продолжают активно действовать вооруженные сепаратистские, экстремистские и террористические группировки. Ситуация осложняется наличием протяженной (2237 км) границы между ИРМ и Мали. После начала международной военной операции в соседней стране в январе 2013 г. Мавритания отказалась от участия в ней, но не возражала против действий французской армии в Мали. Вдоль границы с Мали были развернуты дополнительные силы мавританской армии. Ситуация усугубляется притоком малийских беженцев в Мавританию, число которых составляет примерно 200 тыс. чел. Это серьезно осложняет и без того непростую социально-экономическую и политическую ситуацию в республике. Страны, граничащие с Мали, договорились усилить меры для укрепления границ с тем, чтобы не допустить проникновения на свои территории террористов и криминальных элементов. Оценивая официальную позицию Нуакшота к малийскому конфликту, можно утверждать, что для руководства Мавритании приоритетом по-прежнему остается не война в соседнем государстве, а защита собственной территории и поддержание стабильности в своей стране.

Негативное воздействие на Мавританию и ее отношения с Марокко оказывает неурегулированность западносахарской проблемы. Руководство ИРМ выступает за ее мирное политическое решение, но опасается, что в случае окончательного присоединения Западной Сахары к Марокко возможно массовое проникновение сторонников Фронта ПОЛИСАРИО на территорию республики, что может привести к изменению баланса сил в стране. Не урегулирован и вопрос о принадлежности территории Гуэра — полуострова на юге Западной Сахары. Официальная граница разделяет его на две части — мавританскую и западносахарскую. По соглашению 1979 г. с Фронтом ПОЛИСАРИО ИРМ занимает весь полуостров. Не исключено, что Марокко при решении в свою пользу проблемы Западной Сахары предъявит претензии на его сахарскую часть. Потеря этой территории может подорвать нормальное функционирование главного экономического центра и порта страны — Нуадибу. Мавритания также сохраняет недоверие к Марокко в связи с возможными претензиями северного соседа на территорию республики в целом.

В отношении Алжира имеются опасения, что в случае возобновления военных действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО мавританская территория вновь будет использоваться западносахарцами и их алжирскими союзниками. В настоящее время отдельные подразделения армии Фронта ПОЛИСАРИО продолжают находиться в северных районах ИРМ.

Отсутствие точно установленной границы с Сенегалом на некоторых участках периодически приводит к конфликтным ситуациям, связанным с неконтролируемым перемещением кочевых племен и жителей приграничных районов. Периодически обострение отношений происходят и на почве сложных этнорасовых отношений внутри каждой из стран. В целом же Нуакшот и Дакар стремятся поддерживать нормальные отношения. В феврале 2017 г. Сенегал и Мавритания договорились о создании совместных патрулей на границе между двумя странами для борьбы с террористической угрозой.

Для Мавритании характерно поддержание тесных контактов с НАТО как военно-политической организацией, так и на двусторонней основе с отдельными странами альянса. Наибольшее развитие получили политические, экономические и военные отношения с Францией, США, Испанией.

В январе 2017 г. ИРМ и Саудовская Аравия подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности, предусматривающее проведение совместных учений ВС двух стран, обмен разведывательной информацией, оказание саудовской логистической поддержки ВС Мавритании и др.

К факторам, создающим угрозу внутриполитической стабильности в Мавритании, следует отнести неурегулированность отношений между арабо-береберами и негроидами. Периодически это приводит к конфликтам на этнорасовой почве. Опасность для стабильности государства представляют и периодические обострения межплеменных и межклановых противоречий. В условиях ухудшения финансово-экономического положения страны данное обстоятельство способствует падению влияния центра на процесс в племенных образованиях, так как степень лояльности племен зависит от размеров финансовых выплат из центра.

На фоне нерешенных острых социально-экономических проблем укрепляются позиции исламистских сил. Самой влиятельной из них является партия «Тавассуль», которая получает финансовую помощь от аравийских монархий, что позволяет ей вести активную благотворительную и коммерческую деятельность. В политическом плане «Тавассуль» выступает за отставку президента, пытается диктовать правительству свою волю в вопросах борьбы с терроризмом.

В последние годы в ИРМ отмечается рост активности оппозиционных сил в целом. Оппозиционеры выступают за отставку президента А. ульд Абдель Азиза и проведение в стране широких демократических реформ. Противники режима создали коалицию — Объединение демократической оппозиции. Основные оппозиционные партии отказались от участия в президентских выборах в 2014 г. Со своей стороны, президент и его окружение всячески пытаются внести изменения в конституцию, отменяющие запрет на занятие одним лицом поста главы государства более двух сроков подряд. В целом же выступления противников режима пока не носят масштабного характера, а власти прилагают усилия по расколу оппозиционных рядов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,542sec