О позиции Ирана в отношении кризиса между Багдадом и Эрбилем

Первый серьезный «звонок» курдским политикам, которые, похоже, все больше утрачивают адекватное восприятие реальности, прозвучал 3 апреля из Тегерана. Иран, ближайший сосед Ирака, его крупнейший торговый партнер и нынешний стратегический союзник, страна имеющая очень большое влияние на происходящие в Ираке события не могла остаться в стороне от происходящих вокруг Киркука перипетий. И не осталась. И не останется в будущем, что очень доходчиво прозвучало в заявлении представителя МИД ИРИ Бахрама Касеми, завившего, что происходящие в этой провинции события, являются «провокацией» и «оскорблением конституции Ирака».

Не больше и не меньше. И на языке официальной дипломатии это представляется весьма жестким заявлением, значащим, что при возможном силовом развитии сценария с независимостью Иракского Курдистана, шансы на который, по нашему мнению, очень высоки, Иран выступит на стороне федеральных властей в Багдаде.

«Нашей принципиальной позицией является поддержка суверенитета и территориальной целостности Ирака», — говорится в заявлении Б.Касеми. Все разногласия по этим вопросам должны решаться путем диалога вовлеченных сторон с уважением конституции и законов Ирака», — подчеркнул спикер МИД Ирана. «Исходя из этого, мы считаем поднятие флага Курдистана в Киркуке, противоречащим конституции и провокационным», — заключил Б.Касеми. Он также выразил обеспокоенность тем, что некоторые политические силы таким образом пытаются переключить внимание с борьбы с террористами на решение внутренних проблем.

Весь день 3 апреля в парламенте и в СМИ Ирака продолжились очные и заочные дискуссии о правомочности и неправомочности действий курдских депутатов в Киркуке, поддержавших инициативу губернатора провинции Н.Карима об равноправном использовании курдской символики наряду с федеральной.

Депутаты-курды объяснили это тем, что федеральный центр, по их мнению, слишком затянул решение вопроса о демаркации районов, населенных курдами и находящихся за пределами собственно Региона Курдистан. Положение о мерах по т.н. «дорожной карте» в отношении таких территорий содержится в статье 140 Конституции Ирака, где они определены как «спорные». Основным способом определения их дальнейшего статуса должны стать референдумы, проводимые с учетом статистических данных по численности населения и его этнической принадлежности.

К спорным территориям кроме части провинции Киркук, относятся также некоторые районы провинций Салах эд-Дин и Найнава (Ниневия). Хотя, исходя из логики сторонников максимальной экспансии Курдистана, к таковым можно отнести и курдский район самого Багдада.

История взаимоотношений арабов (и не только иракских) и курдов такова, что нынешнее развитие обстановки вокруг Киркука неминуемо приведет в новой войне. С учетом потенциала сторон, особенностей географического положения Иракского Курдистана не надо быть глубоким военным специалистом, чтобы понять: курдская автономия будет блокирована, все спорные районы будут освобождены, на этот раз от курдского населения, а против Эрбиля выступят кроме армии Ирака и сил МВД, отряды шиитского Народного ополчения, племенные суннитские, езидские и туркоманские формирования, поддерживаемые Ираном. И при одобрении большинства арабских стран.

Это, с учетом, мягко говоря, неоднородности самих курдских политических сил, означает, что шансов у Эрбиля в силовом противостоянии с Багдадом нет.

Примечательно, что при этом сценарии в совершенно идиотском положении оказываются США и Евросоюз. Решись они поддержать курдов в войне с Ираком – они его теряют, а влияние Ирана становится практически безграничным. Плюс, получают рост иракского национализма и потенциальный союз шиитов и суннитов, не оставляющий шансов для их прежней политики в духе «разделяй и властвуй».

Анкара, как бы ей не хотелось создать свой «ручной» курдский протекторат, в этом случае тоже мало чем сможет помочь Эрбилю, так как завязла в Сирии, кроме того, Багдад, который вовсю начнет поддерживать лояльные ему курдские силы, наверняка найдет возможность поддержать и тех курдов, которые вели и ведут непримиримую борьбу с Турцией. А не найдет, Иран ему поможет.

В любом случае, нынешнее заявление Б.Касеми стало ясным сигналом, который должны услышать и в Эрбиле, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Анкаре. А насколько велика окажется местная предвыборная составляющая (на которую ссылаются некоторые политические обозреватели в Ираке) в недавних действиях курдских законодателей в Киркуке и губернатора Н.Карима, покажет уже самое ближайшее будущее.

52.17MB | MySQL:103 | 0,489sec