Кризис алжирской пенсионной системы

Состояние алжирской национальной пенсионной системы (CNR) продолжает ухудшаться. Согласно оценкам алжирских экспертов, в результате в 2017 году дефицит ее средств достигнет 300 млрд динар (почти 3 млрд долларов) и может даже существенно превысить эту сумму, как полагает эксперт по социальным вопросам Нуреддин Будерба.

Иными словами, власти рискуют не справиться с взятыми на себя социальными обязательствами.

По информации же президента национального Профсоюза работников государственной администрации (Snapap) Рашида Малауи, подобное положение во многом создалось в результате того, что власти уже использовали пенсионные средства.

Соответственно, теперь, в условиях усугубившегося кризиса, им необходимо экстренно «затыкать» образовавшуюся «дыру».

Между тем, по мнению генерального секретаря алжирского автономного Профсоюза работников образования и обучения (Satef) Буалема Амуры, «если при нынешней финансовой ситуации положение в CNR сохранится, пенсионная система страны пойдет к банкротству».

Что же касается руководства пенсионной системы АНДР, то его поведение весьма показательно: если еще в июне 2016 года его представители утверждали, что «ее положение хорошее и стабильное», то 10 октября того же года он открыто признал, что «она в беде».

Между тем, по мнению вышеупомянутого Нуреддина Будерба, дисбаланс пенсионной системы не является ни структурной, ни возрастной проблемой. По его словам, на ситуацию в данной сфере мало влияет и размер пенсий.

Дело в том, что согласно общему мнению алжирских экспертов, люди, достигшие пенсионного возраста (для разных категорий работников он устанавливается особым порядком), уже заработали пенсию согласно имеющимся гарантиям властей. Тем более, что большинство из них обеспечили ее сделанными ранее отчислениями.

Само же возникновение пенсионного кризиса они считают в данных условиях неизбежным. По их мнению, это предопределено самой системой начислений пенсий в условиях официальной низкой занятости и большого процента занятых в неформальном секторе экономики, уклонения работодателей и самих работников от социальных выплат и наличия многочисленных льгот, благодаря которым значительная часть алжирцев обладает возможностью выходить на пенсию досрочно и с повышенными выплатами.

О непростой ситуации в данной сфере свидетельствует и открыто озвученное властями намерение реформировать пенсионную систему, чтобы отсечь от нее максимальное число «теневиков», повысить возраст выхода на пенсию и вообще, как свидетельствуют представители профсоюзов, снизить размеры соответствующих выплат, чему они намерены всячески противиться.

Однако пока известно, что свои планы правящий в стране режим намерен воплотить в 2020 – 2021 гг.

Однако эксперты уверены, что все эти меры, включая устранение многочисленных «льготников», досрочно выходящих на пенсию в возрасте 32 – 60 лет, не способны изменить ситуацию, поскольку средства для выплат им нужны уже сейчас.

Основное внимание в этой связи предлагается обратить на борьбу с теневым сектором, людей, не имеющих постоянной занятости и в целом «неформальный» рынок, в котором так или иначе задействованы более 4 млн человек или 48 процентов трудоспособного населения (три четверти трудящихся частного сектора), которые не платят налоги и не делают социальные отчисления.

Этому положению дел максимально способствует позиция значительного числа работодателей, оформляющих отношения со своими подчиненными «втемную», чтобы уводить свои доходы от налогового обложения и не платить дополнительные выплаты в пенсионную систему.

До сих пор борьба против них затруднялась отсутствием надежных статистических данных, так как сотрудники Ведомства национальной статистики (ONS) не могут получить доступ к интересующей их компании в силу отсутствия необходимых законов.

При этом представители заинтересованных ведомств предлагают властям свои варианты компромисса для вывода их из «тени». Так, например, они настаивают на внедрении системы, контролирующей не только заявленные на бумаге доходы граждан, но и их расходы, чтобы сделать более прозрачным процесс движения средств в стране и усложнить «теневые» операции.

Например, по общим оценкам независимых и государственных экспертов, только в 2015 году через неформальный сектор «прошли» как минимум 400 млрд динар (около 4 млрд долларов).

Также они предлагают с этой целью создать обязательный государственный реестр частных компаний, наличие которого заставит, по их мнению, «теневиков» согласиться работать открыто.

Кроме того, для сохранения прежней пенсионной системы (в частности, по времени выхода на пенсию) представители вышеупомянутой структуры Satef предлагают «повысить налоги с существующих 9 до 11 процентов».

В любом случае, как предупреждает Нуреддин Будерба, «Правительство должно действовать, чтобы избежать в стране разрушительных социальных последствий».

Отдельные предложения даются по действию самой пенсионной системы, за работой которой, по мнению экспертов, должен быть установлен контроль за движением поступающих туда средств.

Кроме того, звучат предложения максимально «разбюрократизировать» ее и убрать из данной сферы многочисленных чиновников, на содержание которых тратятся значительные средства и действия которых во многом препятствуют ее реформированию.

Однако эти предложения отнюдь не закрывают вопрос относительно того, каким образом власти все же будут закрывать образовавшуюся «дыру» в 300 млрд динар. Во всяком случае, трудно представить себе ситуацию, что они лишат пенсий почти половину «теневиков».

И это обстоятельство делает маловероятным дальнейшее увеличение пенсионных выплат в обозримом будущем, а также начисление пенсий представителям некоторых категорий алжирского населения, в частности, добивающимся этого коммунальным охранникам, сыгравшим в 1990-е гг. огромную роль в разгроме активизировавшихся на территории страны джихадистов.

Между тем, ситуация в пенсионной системе является важным индикатором ухудшения положения дел в этой стране. Как известно, Алжир – одна из очень немногих африканских стран и вообще государств «третьего мира», в которых существует пенсионная система, в том числе благодаря наличию которой она до сих пор занимала сравнительно высокие места по социальным гарантиям.

Также наличие пенсий являлось важным аргументом для алжирских властей, рекламирующих свои достижения и «заботу о населении».

Соответственно, «сужение» пенсионной системы, равно как и ожидаемые в ней реформы способны дополнительно ухудшить отношение к ним населения различных возрастных категорий и послужить причиной усиления постепенно набирающих силу социальных протестов.

52.17MB | MySQL:103 | 0,515sec