Усиление позиций сирийских курдов и интересы Турции

Начавшиеся на волне  «арабской весны» антиправительственные выступления в марте 2011 года привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже к лету того же года переросли в полномасштабный вооружённый конфликт. Вначале сирийские курды объявили о своем нейтралитете, несмотря на то, что они при власти Хафеза Асада и его сына Башара постоянно подвергались гонениям и дискриминации, сотни тысяч долгое время даже были лишены гражданства. Но естественно они не могли долго остаться в стороне, и рассматривали кризис, как возможность для достижения своих целей. И эта возможность им было предоставлена уже в 2012 г., когда правительственная армия из-за сражения за Алеппо отступила из северной части Сирии. После этого курды, компактно проживающие на северо-востоке страны, взяли под свой контроль основные города региона, и на границе с Турцией появились их флаги, которые были видны с турецкой территорий и очень раздражали Анкару (под контролем правительства Башара Асада частично остались только города  Хасеке и Эль-Камышлы)[i].

12 ноября 2013 г. Партия демократического союза (ПДС) — крупнейшая курдская партия Сирии —предложила разделить регион на три области. Уже 21 января 2014 г. по инициативе ПДС на северо-востоке Сирии были провозглашены три автономных кантона – Джизре (провинция Хасеке), Кобани (Айн-эль-Араб) и Африн (провинция Алеппо). ПДС подчеркнула, что эти кантоны – часть Сирии. Это был шаг к созданию курдской автономии на севере Сирии. Однако скоро началось наступление «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), которое видело в сирийских курдах одних из главных врагов.

Уже в июле 2014 г. ИГ захватил 7-8 курдских деревень (тогда турецкая пресса отметила, что ИГ впервые за время сирийского кнфликта захватывает курдские деревни) после чего начало осаду  Кобани[ii]. Бои за Кобани начались в сентябре 2014 г. и длились 4 месяцев. Сирийские курды смогли с помощью США, международной коалиции и отрядов пешмерга из Иракского Курдистана отразить удар ИГ в Кобани, перейти в наступление и в конце января 2015 г. дойти до реки Евфрат.

В середине июня 2015 г. «Отряды народной самообороны» – ОНС (военное крыло ПДС) захватили город Талль-Абъяд, который контролировался ИГ и был клином между кантонами Кобани и Джизре (тем самым были снята и блокада района Кобани с востока), что было отрицательно воспринято в Турции по нескольким причинам. В первую очередь, для Анкары представлял угрозу тот факт, что она теперь имела с сирийскими курдами такую протяженную наземную границу в 911 км, что можно сравнить с протяженностью турецко-иранской границы в 560 км. После захвата Талль-Абяда, объединились кантоны Кобани и Джизре, и появилась возможность для того, чтобы сирийские курды продвинулись вперед, перешли на западный берег реки Евфрат и воссоединились со своим кантоном Африн. После захвата Талль-Абъяда, на севере Сирии вся территория, от границы Ирака до реки Евфрат, целиком оказалась под контролем сирийских курдов. Кроме того, захват Талль-Абъяда прервал связь между Турцией и ИГ на этом участке, по которому через КПП Акчакале оно пополняло свои ряды новыми боевиками, оружием, боеприпасами и осуществляло контрабанду нефти. И, наконец, турецкие власти были обеспокоены демографическими изменениями на севере Сирии. Президент Турции Р.Т.Эрдоган был возмущен тем, что сирийские курды захватили Талль-Абъяд и заявил, что 95 процентов населения города составляют арабы и туркоманы, а курды — всего 5 процентов[iii].

Через несколько дней после захвата Таль-Абъяда и последующей за ним новой провальной атаки на Кобани (многие думают, что ИГ наступало на Кобани с территории Турции, поскольку других возможностей попросту не было, потому чтогородс трех сторон (запад, восток, юг) контролировали сирийские курды) в Турции созывают заседание Совета национальной безопасности (СНБ), на котором было принято решение определить «красную линию» для сирийских курдов, проходящую по западному берегу реки Евфрат. Это было вызвано тем обстоятельством, что если бы ОНС перешли  на западный берег Евфрата и атаковали город Джараблус, который кнтролировало ИГ, то резко увеличилось бы число беженцев[iv].

Как мы знаем, Анкара всегда заявляла, что для нее и ИГ, и ПДС — террористические организации. Но если это действительно так и если для Турции нет различия между этими двумя террористическими организациями, то почему Турция в свое время позволила ИГ захватить территории, граничащие с Турцией (в октябре 2014г. Турция имела с ИГ около 200 км общей границы[v]), не предупредила ИГ тем же способом, чтобы оно не приближалось к ее границам ближе чем на 15 км (или, например, 40 км, как это сделал Иран в отношении ИГ). Интересно, почему Турция в 201 4г. не определила такую же «красную линию» для ИГ и, что самое главное, не нанесла удара ИГ, прежде чем тот напал на Кобани, из-за чего более 130 000 сирийцев бежали в Турцию. Получается, что одной террористической организации (ИГ) дозволено граничить с Турцией, а другой (ПДС), нет [vi].

Несмотря на решение СНБ, в октябре 2015 г. силы ОНС пытались перебраться на западный берег Евфрата, но самолеты F-16 ВВС Турции нанесли по ним удар[vii] (нельзя исключить, что командование ОНС таким образом испытало решительность властей Турции, с учетом того, что попытка переправы осуществлялась только на двух лодках). Мотивации такого поведения Анкары ясны:

1.Турция хотела остановить натупление ОНС на Африн и не позволить соединение всех курдских кантонов, после чего Турция имела бы с ними около 650 км общей границы (а такого показателя нет ни у одного соседа Турции).

  1. Анкара опасалась, что сирийские курды могли не ограничится этим и попытались бы дойти до Латакии и получить выход в Средиземное море, что давало им возможность не зависеть от маршрутов по турецкой территории, как в случае ИракскогоКурдистана).

3.Турция опасалась, что в этом случае могли бы быть перерезаны логистические маршруты по связи с ИГ.

  1. В случае воссоединение всех трех кантонов сирийских курдов, Турция лишилась бы под предлогом борьбы против ИГ возможности осуществить наземную операцию на севере Сирии, для создания «буферной зоны» (участок Джараблус-Аззаз), что снизило бы возможности Анкары играть существенную роль в решении сирийского кризиса.

5.Турция стремилась не допустить демографические изменения в регионе (по сообщениям турецких СМИ, 75% населения зоны Джараблус-Аззаз составляют арабы, а 15% туркманы).

6.Турецкая пресса тогда не исключила, что зона Джараблус-Аззаз станет 82-й провинцией Турции[viii].

После поражения ИГ и усиления сирийских курдов,  Турция начала делать попытки сближения с США и в 2015 г. сразу сделала 3 большие уступки Вашингтону.

  1. В конце июля 2015 г. (месяц спустя после освобождения Талль-Абъяда) Турцияразрешила США использовать базу «Инджирлик» против ИГ, хотя в течение длительного времени сопротивлялся этому, выдвинув ряд условий (Турция потребовала создать буферную и бесполётную зону на севере Сирии, сосредоточится на ударах не только по объектам ИГ, но и по позициям армии Б.Асада, оказывать прямую помощь сирийской умеренной оппозиции).

2.Через месяц — в конце августа 2015 г. Турция присоединилась к авиаударам по ИГ в составе американской коалиции (американские истребители из Персидского залива должны были преодолеть 1000 миль (1609 км) для нанесения авиаударов по позициям ИГ в Сирии, а в случае авиабазы «Инджирлик», это расстояние составляло всего 200 миль (около 400 км)).

3.В ноябре 2015г. Турция прямо перед саммитом G20 в Анталии отменила тендер на производство компонентов для турецкой системы противоракетной обороны (ПРО), который был объявлен в 2009 г.. В сентябре 2013 г. турецкая сторона сообщила, что тендер ПРО выиграла китайская компания CPMIEC, против которой 11 февраля 2013 г. США ввели санкции (за нарушения Акта о нераспространении оружия в Иране, Северной Корее и Сирии). США (и НАТО тоже) тогда, как и ожидалось, негативно отреагировали на такой выбор Турции[ix].

Все эт военные успехи и достижения сирийских курдов отразились и в других областях. В марте 2016 г. они официально объявили о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии, которая получали название «Федерация Северной Сирии». Это вызвал негативную реакцию в Дамаске и Анкаре[x]. А в конце того жегода сирийские курды одобрили конституцию для созданного ими федеративного региона на севере страны[xi].

Для Турции настали тяжелые времена, когда в конце мая 2016 г., состоящие в основном из курдов «Силы демократические Сирии (СДС, образованны 10 октября 2015 г.) при поддержке американских спецназовцев и авиации перешли реку Евфрат, т.е  пересекли «красную линию», развернули операции к западу от Евфрата и начали освобождать от ИГ зону Аззаз-Джараблус. Однако на сей раз это было не возле границы Турции, а намного южнее, где турецкая артиллерия не могла достать их, а турецкая авиация после инцидента со сбитым российским военным самолетом (24.11.2015) прекратила полеты в сирийском воздушном пространстве. Уже 23 июня СДС заняли город Манбидж, который имел для ИГ стратегическое значение,  т. к. находится возле границы с Турцией и был важным транзитным пунктом по материально-техническому снабжению.

Для сирийских курдов стратегическое значение Манбиджа состояло в том, он, как и Эль-Баб являются самыми крупными населенными пунктами, и они смогли бы после взятия этих городов соединить своих основную территорию на севере Сирии с анклавом Африн на северо-западе страны. Турецкие власти регулярно заявляли, что США дали гарантию Турции, что ОНС не появятся на западном берегу Евфрата, но по мнению США, СДС – не только ОНС, в их состав входят различные арабские оппозиционные группы, армяне, ассирийцы). После протестов Турции США обещали, что сирийские курды уйдут на восточный берег Евфрата и оставят Манбидж. И хотя этого не произошло, СДС  не развили свой успех на западном берегу Евфрата.

Взятия Манбиджа и угроза захвата Эль-Баба стали сигналом для Турции, чтобы она поскорее извинилась перед Россией и смогла начать военную операцию на севере Сирии. Не случайно, что через 4 дней после взятия Манбиджа, Кремль заявил, что получил извинения президента Р.Т.Эрдогана, а через две месяца Анкара начала операцию «Щит Евфрата», в рамках которого она смогла вбить клин между районами Кобани и Африн и предотвратить соединение курдских кантнов.

И хотя Турция с помощью операции «Щит Евфрата» добилась некоторых успехов, однако она была вынуждена была объявить о завершении операции, поскольку ей не позволили продвинутся к Манбиджу, Ракке или Африну. Таким образом, Турция не смогла добиться всех целей операции «Щит Евфрата».

Что касается сирийских курдов, то они сейчас имеют более выгодные позиции в Сирии по сравнению с 2011 г., стали мощной военной силой и продолжают претендовать на участие в межсирийских переговорах. По данным турецких СМИ, в настоящее время под контролем ПДС находится 21 процентов территории Сирии, или 38 500 квадратных километров, в том числе провинция Хасеке, северные районы провинции Ракка, район Манбидж на востоке провинции Алеппо и район Африн на северо-западе Алеппо. ПДС фактически контролируют 65 процентов территории приграничных с Турцией районов Сирии. Площадь территории, контролируемой ИГ, составляет около 75,5 тысячи квадратных километров, или 41 процент всей территории Сирии. При этом речь идет о редконаселенных районах страны. В регионе почти отсутствует экономическая деятельность, но имеются большие запасы энергоресурсов. Таким образом, ПДС и ИГ (турецкая версия — террористы) контролируют большую часть Сирии. Они постепенно установили контроль над 61 процентом территории Сирии[xii].

Сирийские курды для региональных стран, США и России стали важным участником сирийского конфликта, и несмотря на усилия Турции, и Москва, и Вашингтон продолжают поддерживать тесные связи с ПДС, не признают ее как террористическую организацию. После завершения операции «Щит Евфрата» министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что это вовсе не означает завершения антитеррористических операций в Сирии, а Р.Т.Эрдоган в свою очередь заявил, что Турция не позволит ПДС создать государственное образование у границ Турции[xiii].

Здесь надо учитывать, что в текущих планах сирийских курдов сейчас входит только создание автономии в составе Сирии. Сирийские курды в этом плане отстали от иракских, которые уже многие годы имеют автономию на севере Ирака, и как в конце марта сообщил президент этого региона Масуд Барзани, референдум о независимости Иракского Курдистана состоится в ближайшем будущем [xiv].

Турция сейчас будет стараться максимально отложить вывод своих войск из Сирии и сосредоточит свое внимание на другом участке турецко-сирийской границы. Речь идет о турецкой провинции Хатай и сирийской провинции Идлиб, которую контролируют оппозиционные группировки, в том числе и террористическая «Тахрир аш-Шам» и, где  Анкара планирует начать новую операцию подобно операции «Щит Евфрата». Турция в одностороннем порядке уже передвинула государственную границу вглубь Сирии в районе реки Африн, по сути, захватив сирийские территории[xv].

Турецкая проправительственная газета Sabah сообщила название новой военной операции — «Меч Евфрата», которая в ближайшие дни может начаться в районе Африна или Хасеке[xvi]. Здесь надо учитывать несколько факторов. Эта возможная новая операция поможет Турции блокировать кантон Африн с запада, предотвратить попытки сирийских курдов выйти на побережье Средиземного моря, что значительно укрепит их позиции. Кроме того, Р.Т.Эрдоган недоволен позицией США и России, которые не позволили Турции через Манбидж наступать на Ракку. Это может негативно отразиться на рейтинге Р.Т.Эрдогана перед референдумом по конституционным поправкам, который в Турции запланировано провести 16 апреля, и который должен расширить полномочия президента Турции. А это не позволительно, и новая маленькая военная победа в Сирии может укрепить позиции  Р.Т.Эрдогана и сплотить вокруг него националистов.

[i] Suriye sınırında PKK bayrağı, Milliyet, 29.07.2012.

[ii] IŞİD, Suriye sınırında Kürt köylerini ele geçirdi, Zaman, 14.07.2014.

[iii] Cumhurbaşkanı Erdoğan’dan ‘Tel Abyad’ açıklaması, Vatan, 15.06.2015.

[iv] Yeni iddia: Suriye’de ‘Kırmızı çizgi’ artık Fırat’ın batısı…, Taraf, 01.07.2015.

[v] IŞİD’in Türkiye ile 200 kilometrelik sınırı var, Dünya Bülteni, 14.10.2014

[vi] Kobani’den Türkiye’ye girenlerin sayısı 130 bini aştı, T24, 22.09.2014.

[vii] Türkiye PYD’yi Fırat’ta vurdu, Sabah, 25.10.2015.

[viii] O topraklar Türkiye’nin olacak, Akşam, 05.08.2015.

[ix] Габриелян Айк, США, Турция и сирийские курды, Институт Ближнего Востока, 28.06.2016.

[x] Сирийские курды объявили о федерализации, вызвав негативную реакцию в Дамаске и Анкаре, ТАСС, 17.03.2016.

[xi] Сирийские курды приняли конституцию по занимаемым территориям, РИА Новости, 30.12.2016.

[xii] Suriye’nin yüzde 61’i iki terör örgütünün işgalinde, Anadolu Ajansı, 31.03.2017.

[xiii] Турция не позволит террористам создать государство у своих границ, AnadoluAjansı, 05.04.2017.

[xiv] Власти Иракского Курдистана проведут референдум о независимости от Ирака, Интерфакс, 31.03.2017.

[xv] Дамаск обвинил Анкару в захвате сирийских территорий, РИА Новости, 05.04.2017.

[xvi] Sabah yeni operasyonu duyurdu: Adı ‘Fırat’ın Kılıcı, Gazete Yolculuk, 05.04.2017.

52.27MB | MySQL:103 | 0,503sec