Кого задействовал президент Турции Р.Т.Эрдоган на сирийском направлении

После официального окончания операции Турции «Щит Евфрата» на севере Сирии прошло не больше недели, а Анкара уже начинает говорить о новой операции «Меч Евфрата». И цель в данном случае уже более масштабная — выбить отряды Рабочей партии Курдистана (РПК) из иракского Синджара, и все-таки попытаться взять оплот курдов на севере Сирии Африн. Эти настроения будут только усиливаться на фоне американского ракетного удара по Сирии 7 апреля, хотя, по нашей оценке, Анкаре в попытках убедить США прекратить делать ставку на курдов из Партии демократического союза (ПДС) мало, что светит. Но в любом случае обратим внимание на главных кураторов с турецкой стороны, которые отвечают перед турецким президентом Р.Т.Эрдоганом за проведение всех военных и тайных операций на сирийской территории. Официально таковым является генерал сил спецназначения Зекай Алкасали, который получил от президента официальную благодарность за проведение операции «Щит Ефрата». Хотя, честно говоря, ее результаты за почти семимесячный срок проведения кажутся неоднозначными. При этом главной фигурой среди турецких силовиков, отвечающей за сбор развединформации на сирийской территории и проведение тайных операций, является заместитель директора разведслужбы Турции МИТ Садик Устун. Он же поддерживает и все необходимые контакты с протурецкими полевыми командирами среди повстанческого сегмента. С.Устун начинал свою карьеру в качестве офицера сил спецназначения. При этом характеризовался как совершенно очевидный «ястреб» и сторонник «пантюрксисткой идеи». После увольнения из армии в 2007 году совместно со своим компаньоном, главой «Кевахир холдинг» и близким лицом к Р.Т.Эрдогану Ибрагимом Кевахиром основал некую частную охранную структуру. Она закончила свое существование в 2012 году, и в тот же год С.Устун по рекомендации И.Кевахира стал официальным сотрудником МИТ. В этом качестве он курировал только сирийское направление в рамках контактов с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), а также организации борьбы с курдами из ПДС. Сейчас же перед ним поставлены задачи и по отслеживанию сторонников беглого имама Ф.Гюлена в рядах протурецких сирийских групп и среди офицеров турецкого силового блока непосредственно в самой Сирии. Он же будет продолжать эту же деятельность и в случае начала новой операции. Отметим также близкие дружеские связи С.Устуна с начальником Генерального штаба Хулуси Акаром.

Использование частных военных структур или, если говорить правильнее, лиц, которые имеют хорошо отработанные связи в таких ручных «армиях», вообще является визитной карточкой Р.Т.Эрдогана. За внутритурецкие дела (и, как обоснованно представляется, за организацию резонансных терактов, приписываемых ИГ, на антиэрдогановских митингах) сейчас отвечает еще один представитель ярко националистического крыла, советник президента Аднан Танриверди. Также в прошлом офицер сил спецназначения, который был в свое время уволен из армии в связи с «обоснованными подозрениями в приверженности радикальным исламистским воззрениям». В 2012 году он основывает частную военную компанию (первую на тот период времени в Турции) SADAT, специальностью которой стала работа исключительно в мусульманских странах. Задачу компании А.Танриверди сформулировал скромно: «способствовать курсу президента Турции по возвращению страны в ранг супердержавы мусульманского мира». С этого момента SADAT становится фактически ручной и личной гвардией президента Р.Т.Эрдогана. Именно ей поручают охрану митингов и мероприятий правящей партии, курирование вопросов безопасности партийного аппарата и обеспечение личной охраны Р.Т.Эрдогана. В сирийском конфликте  она была активно задействована с 2011 года. Сотрудники компании осуществляли тренинг (и попутно вербовку источников информации) среди сирийских оппозиционеров, а также участвовали в обеспечении логистических операций по переброске оружия из Турции. Позже Анкара использовала SADAT в рамках своих тайных операций в Ливии и Пакистане. Ряд экспертов говорят и об участии этой компании в операциях по переброске морем оружия исламистам на Синай. Незадолго до путча 15 июля 2015 г. SADAT появляется в КСА, где по согласованию с министром обороны и наследником наследного принца Мухаммедом бен Сальманом начинает тренировать войска спецназначения королевства. В настоящее время активность компании несколько спала, что особенно видно на примере Сирии. Там на первые роли вышла МИТ. Связывают это с тем, что основным покровителем А.Танриверди в армии до путча был глава отдела по оперативному планированию Генштаба Салих Улюсой, который сейчас арестован по обвинениям в причастности к попытке военного переворота. Но, тем не менее, А.Танриверди сохранил свой пост специального советника Р.Т.Эрдогана.

В любом случае надо сделать вывод о том, что основными действующими лицами со стороны Р.Т.Эрдогана на сирийском направлении изначально находятся люди, которых нельзя заподозрить в излишнем стремлении найти компромисс с Москвой с точки зрения сохранения режима Башара Асада. Нынешний эпизод с обстрелом американцами базы сирийских ВВС лишний раз это продемонстрировал. Из турецкого президента одним махом «вылезло» все, что долгое время он старался маскировать своими призывами к сотрудничеству с Россией в рамках нахождения путей для урегулирования сирийского конфликта. Если Анкара провалит очередной раунд переговоров в Астане, то надо будет признать, что рассчитывать на какое-то реально эффективное сотрудничество с Турцией  по Сирии более не стоит.

62.81MB | MySQL:102 | 0,468sec