О новом региональном транспортном проекте с участием Израиля и арабских стран

В последнее десятилетие заметно активизировались разноуровневые и разноплановые контакты между некоторыми арабскими странами и Израилем. Сразу оговоримся, традиционные официальные маркеры отношения правящих арабских режимов к Израилю никто, разумеется, пока не отменял. Постулаты трех «нет» Хартумской декларации 1967 г. и положения о бойкте еврейского государства, принятые большинством арабских стран после Кемп-дэвидского соглашения 1978 г., по-прежнему являются статусными и декларируемыми. 20 государств из 22 членов ЛАГ не признают существования государства Израиль.

На практике, такие страны как Катар, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия и Алжир негласно имели и имеют различные контакты с Иерусалимом, как частного, так и государственного характера. В этом нет ничего особенного, так речь идет об областях, где стороны в силу обстоятельств нужны друг другу, поэтому официоз официозом, а безопасность-безопасностью, и бизнес-бизнесом, тот же Иран, во время ирано-иракской войны, прекрасно нашел пути к представителям израильского ВПК, когда нуждался в некоторых запасных частях и технологиях для обслуживания и ремонта техники американского производства. И, что, характерно, Ирану не отказали.

5 апреля министр транспорта (и по совместительству, разведки Израиля), Исраель Кац выступил с пресс-конференцией, во время которой поведал журналистам о проекте «Региональной дороги мира», плане создания транспортной магистрали, связывающей арабский страны Аравийского полуострова и Израиль.

Железная дорога, по словам И. Каца, может начаться в израильской Хайфе, далее, через город Бисан (Бейт-Шеан) в направлении моста короля Хусейна, связывающего Израиль и Иорданию, затем достигнет города Ирбид, оттуда – в Саудовскую Аравию и соседние с ней государства Персидского залива.

«Я с оптимизмом смотрю на будущее этого проекта», — заявил И.Кац журналистам, сославшись на то, что в настоящее время с рядом арабских государств проводятся переговоры по этому вопросу, внушающие определенную уверенность в его реализации».

По мнению израильского министра, экономические преференции данного проекта таковы, что, Иордания, например, с легкостью превратится в региональный транспортный хаб.

И.Кац рассказал журналистам о том, что в проект посвящен представитель президента США по Ближнему Востоку, Джейсон Гринблат, «воодушевленный» им, и, пообещавший поставить в известность об этом Д.Трампа. За проект высказался и премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху.

Заявление И.Каца совпало по времени с завершением визита президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси в Вашингтон, что, по мнению некоторых аналитиков, свидетельствует в пользу того, что последний во время визита в США, обсуждал с американцами самые различные аспекты региональных проблем и способы их решения, включая и отношения с Израилем. Возможно, декларация И.Каца в этом смысле увязана с переговорами А.Ф.ас-Сиси и может являться одним из подготовительных элементов к будущей летней встрече «в верхах» лидеров ближневосточных стран, на которой, согласно некоторым данным, может быть сделана попытка примирения арабских стран и Израиля в целом, и Израиля с Палестиной, в частности.

Если подобный план и существует, то, его экономическая составляющая будет играть в нем одну из важнейших ролей, и подобный транспортный проект как нельзя лучше укладывается в эту составляющую.

Об этом косвенно говорит фраза И.Каца, обмолвившегося, что помимо всего прочего, проект предусматривает создание «под израильским патронажем» нового морского порта и аэропорта в секторе Газа и будет способствовать экономическому развитию этого района. Впрочем, известно и о негативном отношении к этой идее Министерства безопасности Израиля. Пока, во всяком случае.

Географическая выгода проекта очевидна: достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, чем плыть вокруг всего Аравийского полуострова, через проблемные, так называемые, «чек-пойнты», горловины Ормузского и Баб-эль-Мандебского проливов, через Красное море с его узкими фарватерами и мелями, мимо районов где ведутся, или, в любой момент, могут начаться боевые действия, гораздо ближе и спокойнее организовать наземные перевозки по железной дороге между той же Хайфой ( как-то слабо верится, что израильтяне позволят палестинцам построить еще один собственный порт в Газе), и теми же строящимися терминалами «Шелкового города» в Кувейте и порта «большого Фао» в Ираке, которые в свою очередь, претендуют на роль перевалочных пунктов в новом «Великом шелковом пути» из стран ЮВА в Средиземное море. Примечательным обстоятельством является также то, что проект рассчитан на частное финансирование со стороны инвесторов, а не на государственное – сообщает газета «Едиот Ахронот», ссылаясь на все то же интервью И.Каца. Речь идет лишь об оказании определенного давления на арабские страны для принятия ими проекта.

При всей кажущейся нереалистичности этого замысла, определенный экономический потенциал у него имеется. До сих пор, в регионе не было подобных строек, во всяком случае, с конца XIX века и сооружения участков железной дороги Багдад-Берлин. Сама идея постройки железной дороги, связующей Средиземное море с Персидским заливом, впервые была озвучена в 1829-1831 гг. британским полковником Фрэнсисом Р. Чесни (Francis Rawdon Chesney). По плану, железная дорога должна была пройти от Эрегли до города Адан, затем идти на восток до Нусайбина и Мосула, а затем на юг по правому берегу Тигра до Багдада, Басры и Кувейта. Планировались ответвление до Алеппо на соединение с уже существующей сирийской железной дорогой, до Бейрута и Дамаска, со строящимся продолжением в виде узкоколейной Хиджазской железной дороги до Мекки. Из Дамаска дорога шла на север, к Стамбулу, оттуда – на Берлин. Нынешний сценарий отличен от этого, но, в случае реализации, может быть интегрирован с существующими железными дорогами Ирака, которые связаны с иранскими. Что возьмет в итоге верх, экономика, либо возобладают политические моменты, и начнется ли реализация этого незаурядного мероприятия мы, по всей видимости, узнаем в текущем году.

52.23MB | MySQL:103 | 0,711sec