К визиту в АНДР французского премьер-министра Бернара Казнёва

Франция пытается восстановить утраченные в последние годы позиции в Алжире. Это следует из состоявшегося 5 – 6 апреля визита в АНДР французского премьер-министра Бернара Казнёва.

Согласно имеющимся источникам, стороны рассматривают данное событие (фактически за две недели до ухода со своего поста действующего президента Франции Франсуа Олланда) как «подводящее итоги» двусторонним отношениям на протяжении последних пяти лет.

По словам самого Бернара Казнёва, «поэтому для меня было важно вернуться в Алжир, который мы считаем очень важным стратегическим партнером». По его словам, «подобные визиты позволяют также изучить пути и средства сохранения для будущего этих особых уникальных и устойчивых отношений».

Правда, стороны заметно разошлись в оценках ситуации. Бернар Казнёв считает «общий баланс отношений положительным, поскольку наши отношения с декабря 2012 года развивались по экспоненте (то есть по «кривой нарастающей» — авт.), чтобы достичь уровня нынешнего совершенства, хотя и далеко не во всех областях.

Он утверждает, что «Франция является первым экономическим партнером Алжира, если учесть размеры французских инвестиций в эту страну, составляющих около 1.8 млрд евро только за 2015 год.

В отличие от других стран, Франция не только торгует с Алжиром (особый «намек» на укрепившиеся торговые связи АНДР с Китаем – авт.), но и реально создает здесь промышленность, инвестируя в это средства, чтобы произвести на месте уже не французскую, а «алжирскую» продукцию. Тем самым она непосредственно принимает участие в диверсификации и развитии алжирской экономики (одна из заявленных алжирскими властями установок по модернизации страны – авт.), создает рабочие мест и внедряет на местах ноу-хау и новейшие прорывные технологии».

При этом особый акцент Бернар Казнёв сделал на том, что Алжир якобы стал «первым экономическим партнером Франции, получившим столь качественные инвестиции».

Однако его коллега Абдельмалек Селлаль не только не видит этой радужной картинки, но и напротив, считает «тревожным снижающийся инвестиционный тренд Франции в Алжире».

Следует особо заметить, что именно при Ф.Олланде Франция уступила торгово-экономическое первенство в Алжире Китаю и год от года этот разрыв продолжает стремительно увеличиваться благодаря в первую очередь неуклонному наращиванию в АНДР экспорта из Поднебесной.

Однако экономика – лишь видимая часть «айсберга». Примечательно, что, согласно признанию Бернара Казнёва, данная встреча касалась не только экономической составляющей, но и «политики, а также ситуации на региональном уровне».

По его словам, «нас объединяют проблемы средиземноморской кухни, и наше сотрудничество в борьбе с терроризмом и нашим ответом на соответствующие вызовы должна быть наша устойчивая и скоординированная мобилизация».

Французский премьер-министр конкретизировал свои заявления, упомянув в связи с этим «угрожающе сильную нестабильность» положения в Ливии и Сахеле, причем, согласно его утверждению, обе страны разделяют одно и то же видение ситуации по этим темам.

По его словам, это – «приверженность политическому процессу, позволяющая вернуть устойчивый мир. Именно на основе этого общего видения наши правительства поддерживают тесный регулярный и продуктивный диалог. Пользуюсь этой возможностью, я приветствую основополагающую роль, которую играет Алжир на региональном уровне по содействию возвращению мира и стабильности в Ливии и в Мали».

Таким образом, Париж передает алжирскому руководству недвусмысленный сигнал о признании его ведущей североафриканской страной, что не может не тешить самолюбие алжирских политиков, поскольку подобное признание было сделано открыто.

В свою очередь, это не может не вызвать соответствующую негативную реакцию в Марокко, тем более, что на протяжении 2016 года Евросоюз при непосредственном участии Франции неоднократно допускал выпады против политики Рабата в отношении западно-сахарского вопроса и даже принимал ограниченные меры, направленные на недопущение развития марокканской хозяйственной деятельности на данной территории.

Кроме того, Франция играет существенную роль в том, что в отношении Марокко начинает постепенно усиливаться и политическое давление по данному вопросу в направлении «необходимости деколонизации» Западной Сахары, проводником чего является его региональный конкурент Алжир.

Иными словами, при социалисте Ф.Олланде прежние приоритеты относительно региональной политики и прежней поддержки Марокко как безусловного союзника Франции в Магрибе несколько трансформировались.

Что же касается столь продолжительного визита Бернара Казнёва в Алжир, то в данном случае обращает на себя внимание тот факт, что стороны не подписали сколько-нибудь серьезных соглашений.

Вопрос – для чего тогда понадобилось «уходящему» Ф.Олланду направлять столь представительную делегацию туда на целых два дня?

Предположим, что речь в действительности может идти о следующих двух моментах – французская сторона, прекрасно отдавая себе отчет относительно своей неспособности переломить ситуацию в плане двусторонней торговли, стремится взять реванш, концентрируясь на политике.

Одновременно Париж по-прежнему стремится переложить основную ответственность за происходящее не только в Ливии, но и в дестабилизированном регионе в целом, (что явилось в том числе и плодом и его усилий по свержению режима Каддафи и интервенции в Мали) на алжирские плечи. И ради этого он, по сути, официально «даруя» им «титул смотрящего» в Магрибе и Сахеле, пытается «поймать» Алжир на тщеславии его лидеров.

Однако для подтверждения этой роли на практике АНДР необходимо взять на себя реальную и очень тяжелую ответственность за ситуацию и в Ливии, и в Мали.

Соответственно, это и могло быть основной целью переговоров. И цель данного визита, как предполагает автор данного материала, могла состоять не в «подведении итогов», а в попытке создания основы для переговоров и начала двустороннего взаимодействия уже с новым французским президентом, независимо от того, кто им станет уже в ближайшие недели.

И этот новый лидер, судя по всему, будет вынужден обратить более серьезное внимание, чем раньше, на ситуацию в регионе, на который Париж уже смотрит не только как на солидный рынок сбыта и поставки сырья, но и как важный источник дальнейшей дестабилизации миграционной ситуации в самой Франции и в целом в ЕС.

62.81MB | MySQL:102 | 0,517sec