Военно-политическая обстановка в Ираке (март 2017 года)

В марте 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Страна по-прежнему находится в состоянии системного кризиса, пути выхода из которого отчетливо не просматриваются. Этому в значительной степени препятствует раскол политической элиты Ирака на конфликтующие группировки. Более того, имеющиеся противоречия имеют тенденцию к усилению по мере того, как все более отчетливо вырисовываются контуры разгрома основных сил экстремистской группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и иракские политики уделяют больше внимания вопросам будущего устройства страны. Так, руководство курдской автономии все более настойчиво высказывается о необходимости выхода из состава Ирака и создания независимого курдского государства, что ведет к обострению отношений между Эрбилем и Багдадом. В своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака и иракской курдской автономии основное внимание, как и прежде, уделяли вопросам получения зарубежной политической поддержки и материальной помощи, в первую очередь, военно-технической и военной.

Министр иностранных дел России С. Лавров 28 марта охарактеризовал ситуацию в Ираке следующим образом: «Ирак продолжает находиться в состоянии затяжного внутреннего конфликта на фоне противостояния иракского государства с ИГИЛ. Дестабилизирующим фактором остается провоцируемый, в том числе извне, межконфессиональный разлом по линии шииты-сунниты. Требует особого внимания курдский фактор».

Положение дел в сфере безопасности в Ираке по-прежнему характеризуется повышенной напряженностью и нестабильностью. В марте военные действия велись в северных провинциях, на западе и в центре страны. При этом главным местом вооруженного противостояния проправительственных сил с боевиками ИГ в минувшем месяце оставался Мосул – крупнейший город на севере Ирака – и прилегающие к нему районы. Негативное воздействие на усилия иракских властей в вооруженной борьбе с джихадистами оказывает противостояние между основными политическими группировками страны.

В Ираке сохраняется высокий уровень террористической активности боевиков различных экстремистских группировок, прежде всего, «Исламского государства». В то же время число крупных терактов в минувшем месяце оставалось небольшим – всего 4 (8, 15, 20 и 29 марта).

В минувшем месяце ВВС Турции дважды – 6 и 24 марта — наносили удары по объектам боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена) на территории Северного Ирака. Неурегулированным остается иракско-турецкий спор по вопросу присутствия подразделений вооруженных сил Турции в районе Башика на севере Ирака, однако в последнее время он не носит острый характер.

В районе Мосула – административного центра провинции Найнава — иракские правительственные силы при интенсивной поддержке авиации западной коалиции во главе с США продолжали, начатую 17 февраля, операцию по вытеснению боевиков ИГ из западной части города. Бои носят упорный характер. Американские военные признают, что в Западном Мосуле после форсирования реки Тигр идет «очень, очень сложная битва» в условиях так называемого старого города. В старом городе условия намного больше помогают обороняющейся стороне, чем атакующей». Противник регулярно контратакует правительственные части. Боевики ИГ в попытках удержаться в Мосуле разработали новую тактику ведения боевых действий, в которой важное место отводится мирным жителям. «Террористы намеренно вызывают огонь коалиции на дома гражданских, забираясь на крыши многоквартирных зданий и ведя беспорядочную стрельбу. Иракская артиллерия и западные ВВС превращают жилые кварталы в развалины, а джихадисты используют местных жителей в качестве живого щита».

Продвижение правительственных сил идет медленно. Войска неоднократно приостанавливали наступление, в том числе по гуманитарным причинам. Тем не менее, им удалось очистить от джихадистов правительственный квартал Мосула, где расположены административные здания, занять железнодорожную станцию, ряд городских районов западной части города. К концу марта сторонники ИГ отошли из ряда районов Мосула «с целью насыщения обороны непосредственно районе старого города с его узкими улицами, и этот маневр сразу же привел к двум основным проблемам для наступающих. Это невозможность в полном объеме использовать тяжелую технику для продвижения вглубь, и возрастающие риски использования авиации и артиллерии». Как сообщило командование ВС Ирака, районы, остающиеся под контролем боевиков, окружены войсками антитеррористической коалиции. Помимо этого, иракская армия контролирует все дороги, ведущие из Мосула, а боевики ИГ полностью блокированы в западных районах города. В частности, военные взяли под контроль трассу Мосул — Аль-Каск, таким образом, изолировав правое побережье Мосула от города Талль-Афар. Тем не менее, по данным генштаба ВС России, более 800 боевиков в конце марта беспрепятственно вышли из Мосула в направлении сирийской границы.

Правительственные войска Ирака начали разминирование освобожденных кварталов Мосула.

7 марта премьер-министр Ирака Х. аль-Абади прибыл в Мосул, «чтобы лично ознакомиться с ходом операции по его освобождению от террористов и провести инспекцию задействованных в кампании подразделений».

В боях за освобождение западной части Мосула иракские военные несут значительные потери. По информации американского военного командования, с 19 февраля по 26 марта правительственные силы потеряли 284 человека убитыми и около 1600 ранеными. Ранее в ходе освобождения восточной части города потери составили 490 человек убитыми и более 3 тыс. ранеными.

Международная коалиция считает, что в районе Западного Мосула по состоянию на конец марта осталось менее 1000 боевиков ИГ. В то же время командование шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шаабий» считает, что в удерживаемых противником районах города действуют до 2000 боевиков, из которых примерно 70% — граждане Ирака.

Поступает информация об использовании террористами в районе Мосула химического оружия, в частности, иприта. В МИД России считают, что использование террористами ИГ под Мосулом химоружия приобрело систематический характер. Президент Ирака Ф. Маасум призвал провести совместно с ООН и Организацией по запрещению химического оружия тщательное расследование информации об использовании «Исламским государством» химического оружия.

Отдельно остановимся на действиях авиации западной коалиции в районе Мосула, которая ежедневно наносит удары по городским кварталам, где находятся десятки тысяч мирных жителей, что ведет зачастую к неоправданным и многочисленным жертвам. Сообщается, что более 200 человек стали жертвами авиаударов по Западному Мосулу. Так, 17 марта в местах, подвергшихся бомбардировке с воздуха, были обнаружены тела 112 человек. Командующий силами международной коалиции, воюющей против боевиков ИГ в Ираке и Сирии, американский генерал С. Таунсенд был вынужден признать причастность коалиции к гибели мирных граждан в результате авиаударов в Мосуле. Командование объявило о начале официального расследования произошедших инцидентов. Бомбардировки жилых кварталов Западного Мосула должны быть тщательно расследованы независимыми структурами, заявил вице-президент Ирака У. ан-Нуджайфи.

В конце марта командование международной коалиции во главе с США признало «заслуживающими доверия» 15 из 37 сообщений о гибели гражданских лиц в результате авиационных ударов коалиции в Мосуле в ходе штурма города.

В координации действий между американской коалицией и иракскими военными бывают сбои, которые приводят к непреднамеренным ошибкам и ударам по мирным жителям, заявил президент Ирака Ф. Маасум, комментируя ситуацию в Мосуле. По его словам, «происходящее в Мосуле — это гуманитарная катастрофа, но оставлять город в руках террористов нельзя».

Тем временем в Мосуле и прилегающих к городу районах сохраняется крайне тяжелая гуманитарная ситуация. Мирные жители пытаются покинуть город. Многие попадают под перекрестный огонь. Те, кому удалось бежать, рассказывают, что американская коалиция наносит удары по жилым домам. Ежедневно в результате боевых действий гибнут десятки человек. Воды и продуктов в Мосуле не хватает, а доставку помощи в зону боевых действий организовать практически невозможно. По данным ООН, с 17 февраля в западной части Мосула погибли более 300 мирных жителей, а 273 человека пострадали в ходе боев и от рук террористов. По информации представителя армии Ирака, также был нанесен ущерб почти 10 тыс. жилых домов. Вооруженным силам Ирака и международной коалиции следует немедленно пересмотреть тактику боевых действий в Мосуле, чтобы минимизировать риск гибели мирного населения города, заявил 28 марта верховный комиссар ООН по правам человека З. Р. аль-Хусейн.

Число беженцев из западных районов Мосула, которые остаются под контролем ИГ, превысило 200 тыс. человек, заявили 25 марта в Багдаде, а с начала операции иракских правительственных войск по восстановлению контроля и законности в провинции Найнава в положении беженцев и временно перемещенных лиц оказались более 433 тыс. гражданских лиц. Глава МИД С. Лавров сказал, что из Мосула бежало больше беженцев, чем из Восточного Алеппо во время его освобождения.

Правительство Ирака 4 марта выступило с критикой в адрес ООН и действующих в ее рамках гуманитарных структур из-за недостаточной, по мнению Багдада, помощи беженцам, покидающим западную часть города Мосул. С 10 марта ООН приступила к осуществлению гуманитарных операций в западных районах Мосула, освобожденных из-под контроля боевиков ИГ. Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш считает недостаточным объем помощи со стороны международного сообщества иракцам, бежавшим из Мосула. В частности, он заявил: «У нас недостаточно ресурсов, необходимых для поддержки этих людей, мы нуждаемся в большей солидарности международного сообщества. К сожалению, наша (гуманитарная) программа финансируется только на восемь процентов, что показывает, на сколько мы ограничены в средствах».

14 марта глава иракского правительства Х. аль-Абади заявил, что операция правительственных сил по освобождению от террористов ИГ Мосула вошла в завершающую стадию. В то же время, в Министерстве обороны России заявили 25 марта: «Даже самые большие оптимисты перестают верить в возможность полного освобождения Мосула от ИГ в этом году».

Между тем, «чем быстрее приближается день освобождения от боевиков ИГ провинции Ниневия (Найнава), тем больше появляется заявлений местных и внешних сил, предлагающих свои решения послевоенного устройства этого региона».

Москва выступает за освобождение Мосула, но действия коалиции США должны носить выверенный характер, заявил 27 марта глава МИД России С. Лавров.

Сложная ситуация сохраняется в горном районе Синджар к северо-востоку от Мосула недалеко от границы с Сирией. В начале марта здесь произошли вооруженные столкновения между сирийскими формированиями «пешмерга Рожава», пользующимися поддержкой руководства иракской курдской автономии, и созданными турецкой РПК «Отрядами самообороны Синджара» (ОСС). Кроме того, по сообщениям курдских СМИ, глава формирований ОСС С. Хасан заявил, что РПК намерена противостоять независимости Иракского Курдистана, и готовится к войне против курдских сил пешмерга. Нахождение отрядов РПК в Синджаре Хасан объяснил необходимостью «защиты иракской идентичности региона», так как, по его словам, силы пешмерга, подчиняющиеся курдскому правительству в Эрбиле, намеревались аннексировать Синджар, Талль-Афар и другие районы Курдистана до объявления независимости от Ирака. В Эрбиле заявляют, что РПК продолжает развертывать свои силы в Синджаре и получает финансирование от поддерживаемых правительством Ирака и Ираном шиитских ополченцев «Аль-Хашд аш-Шаабий».

Курдские силы пешмерга, подчиняющиеся властям в Эрбиле, должны отойти на позиции, которые они занимали «до нашествия ИГ, вторгшегося в Ирак в 2014 году», заявил 9 марта глава пресс-службы «Аль-Хашд аш-Шаабий» К. Нури. При этом он подчеркнул: «Мы не позволим, чтобы пешмерга оккупировали территории под предлогом продвижения против ИГ».

По информации Пентагона, боевики «Исламского государства» начали готовить отступление в долину реки Евфрат в случае потери стратегически важных для них городов – иракского Мосула и сирийской Ракки. По мнению американских военных, новая «столица» ИГ будет находиться в районе сирийско-иракской границы, а экстремисты продолжат бороться за удерживаемые ими территории.

Иракские спецслужбы считают, что после взятия Мосула сторонники ИГ окажутся сильно децентрализованными и перейдут к партизанской войне в сельской местности и городских кварталах. «Это сделает борьбу с ними очень сложной. При этом главным приоритетом для Багдада остается умиротворение именно суннитских племен в Анбаре (на западе Ирака). По оценке Ф. аль-Файяда, советника по национальной безопасности иракского премьера, нахождение компромисса с племенной верхушкой провинции Анбар является основной задачей на сегодняшний день. В нынешней ситуации «местные племена не спешат лишать своей поддержки ИГ. И не потому, что они являются ярыми приверженцами идей Багдади (главаря ИГ), а по гораздо более важной причине — они не верят Багдаду и требует вывода шиитских сил из провинции в качестве первого условия начала диалога о разделении власти». В частности, племенную верхушку очень сильно «напрягает» присутствие в провинции подразделений правительственных контртеррористических подразделений, которые они считают прошиитскими. Племенная суннитская элита требует вывода их из региона.

Эксперты полагают, что «близящийся военный разгром основных сил ИГ в Ираке отнюдь не означает окончания военных действий, а лишь перенесет их удельный вес на партизанские операции. Основные боевые группы ИГ, по прежнему пользующиеся поддержкой значительной части суннитских племен в провинциях Анбар, Найнава и Салах эд-Дин, уже давно подготовили себе запасные плацдармы, склады с оружием и боеприпасами, тыловые базы на огромных пространствах западного и северо-западного Ирака. Все это тщательно рассредоточено, укрыто и, опираясь на эту систему, ИГ будет способно годами проводить диверсионно-террористические атаки вдоль всего стратегического направления Мосул — Тикрит — Самарра – Багдад. А с учетом сотен хорошо законспирированных ячеек террористов в соседних провинциях Дияла, в самом Багдаде, в центральной провинции Аль-Васт, можно говорить, что в относительной безопасности будут пребывать лишь две-три южных провинции».

В провинции Дияла к северо-востоку от Багдада боевики ИГ совершили 6 и 8 марта нападения на отряды шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шаабий». 30 марта командование ВС Ирака сообщило, что в провинции Дияла началась крупномасштабная операция, которая ведется на обширной территории на востоке от административного центра региона города Баакуба.

Совет провинции Майсан на юге страны запросил помощь в МВД Ирака для прекращения вооруженных столкновений между враждующими племенами.

По словам Х. аль-Абади, Ирак сейчас находится на завершающем этапе ликвидации ИГ «в военном плане» и правительственные войска уже в ближайшие несколько недель вытеснят с территории страны боевиков этой группировки. При этом иракский премьер указал, что ИГ даже после военного поражения сохранит свое влияние как террористическая организация и продолжит пытаться распространять свою идеологию. По его словам, для того, чтобы пресечь такие попытки и «полностью очистить» Ирак от джихадистов Багдаду требуется помощь других стран.

По состоянию на конец марта на севере Ирака линия соприкосновения курдских сил пешмерга, иракской армии и шиитских ополченцев с вооруженными формированиями боевиков ИГ проходила юго-западнее горной местности Синджар, в том числе вблизи границы с Сирией, севернее, южнее и западнее города Талль-Афар, западнее городов Махмур и Эль-Хадита, в западных районах Мосула, севернее города Ширкат и вокруг города Хувейджа, западнее городов Башик и Киркук. Бои велись к северу и западу от города Байджи, западнее городов Тикрит и Самарра в северной провинции Салах-эд-Дин, а также в районе города Туз-Хурмату на северо-востоке этой провинции. В западной части Ирака, в провинции Анбар линия соприкосновения проходит восточнее городов Эль-Хадита и Эль-Каим. Отдельные отряды боевиков ИГ продолжают действовать в различных районах провинций Анбар и Дияла.

Активно продолжают действовать иракские ВВС. В марте основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в мосульской операции. Активно действовала авиация и в западной провинции Анбар.

В начале марта иракские самолеты (тактические истребители F-16) нанесли удар по боевикам ИГ в районе сирийского города Абу-Кемаль недалеко от границы с Ираком (провинцией Анбар). В этой связи глава иракского правительства Х. аль-Абади заявил 9 марта, что вооруженные силы страны «без колебаний будут наносить удары по позициям» «Исламского государства» на территории соседних государств». Командование западной коалиции заявило 12 марта: «Мы поддерживаем иракские войска в их воздушных ударах в Сирии. Коалиция была осведомлена о совершенной недавно бомбардировке, и мы предоставили им информацию об этом ударе. Советники постоянно работают с иракскими силами, и надеемся, что налеты повторятся». В Дамаске сообщили, что удары иракской авиации были согласованы с властями САР.

Заметную, а на некоторых участках важную роль в боевых действиях против боевиков ИГ играет авиация США и их западных союзников по международной антитеррористической коалиции. По утверждению командования коалиции, все воздушные удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В минувшем месяце в нанесении ракетно-бомбовых ударов по боевикам «Исламского государства» на иракской территории принимали участие самолеты США, Великобритании, Франции, Австралии, Нидерландов, Иордании и Дании.

Авиация международной коалиции продолжает наносить удары преимущественно по живой силе боевиков, учебно-тренировочным лагерям, артиллерийским позициям, командным пунктам, тыловым и инфраструктурным объектам. Авиаудары наносились на севере Ирака по району Мосула, горной местности Синджар, вблизи городов Талль-Афар, Кисик, Хувейджа, Киркук и Кайяра; по различным целям в провинции Анбар (районы городов Эль-Хадита, Рава, Эль-Каим и Аль-Асад; в районе города Байджи в провинции Салах-эд-Дин. В боевых действиях участвуют как пилотируемые самолеты, так и ударные БПЛА. Активно ведется воздушная разведка иракской территории. Всего с 8 августа 2014 года по 31 марта 2017 года авиация США и их союзников нанесла по позициям и объектам боевиков «Исламского государства» в Ираке 10530 ударов, в том числе в марте – 268 удара (в феврале — 272). Для сравнения отметим, что в январе авиация Соединенных Штатов, Великобритании, Франции и их союзников нанесла по боевикам ИГ и их объектам на территории Сирии 434 удара (в феврале — 547). В минувшем месяце основные усилия авиации западной коалиции были направлены на оказание поддержки с воздуха войскам, участвующим в иракской операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ. Наибольшее число авиаударов ВВС международной коалиции нанесли в районе городов Мосул (152, или 57%), Талль-Афар (28), Рава (27), Байджи (15) и Эль-Каим (11).

Авиация западной коалиции в минувшем месяце не понесла боевых потерь в ходе действий против боевиков ИГ на территории Ирака.

Международная коалиция во главе с США признала гибель не менее 396 гражданских лиц в результате ее авиаударов в Сирии и Ираке с начала антитеррористической операции в августе 2014 года, сообщило Центральное командование ВС США.

Германия готова поддержать изменение правил подготовки и проведения военных операций западной коалиции в Ираке и Сирии после массовой гибели гражданских лиц в результате бомбардировок Мосула.

В условиях продолжающейся войны с экстремистами из «Исламского государства» правительство Ирака прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности с целью достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными противниками режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В этом вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране (и операция по освобождению Мосула от боевиков ИГ тому яркий пример), боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга в целом остается низкой. Это же можно сказать и о морально-психологическом состоянии основной массы солдат и офицеров. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и углубляющийся в стране политический кризис, жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку США. В то же время американцы не собираются брать на себя командование операцией по ликвидации террористов ИГ на территории Ирака. В целом же многие эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

По словам главы правительства Х. аль-Абади, Ираку необходима помощь вооруженных сил США в подготовке войск, логистической поддержке и разведке. «Это, на мой взгляд, три важных элемента, из-за которых нам нужны войска США в Ираке».

Ирак желает сокращения американских войск на территории страны после окончания операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ, заявил 16 марта Х. аль-Абади. «Как только мы разгромим ДАИШ, очевидно, что возникнет необходимость сокращения числа войск наших союзников, которые помогают нам». При этом иракский премьер выразил пожелание, чтобы часть из нынешнего 5-тысячного контингента ВС США в Ираке осталась в стране для тренинга армейских подразделений и сил внутренней безопасности.

Министр обороны США Дж. Мэттис заявил 22 марта, что план Пентагона по дальнейшей борьбе с ИГ в Ираке и Сирии должен быть готов в ближайшие пару месяцев. Он отметил, что Пентагон заинтересован в принятии Конгрессом США особой резолюции, санкционирующей борьбу против ИГ в Сирии и Ираке. США также намерены создать в Сирии и Ираке зоны безопасности, которые позволят вывести из зон боевых действий беженцев.

Как сообщили в американском Госдепартаменте 22 марта, США поставили в Ирак с 2005 года различные виды вооружения и военной техники на общую сумму, превышающую 22 млрд долларов. Львиную долю этих поставок оплатили за счет «собственных национальных средств» власти в Багдаде. Речь идет о передаче продукции военного назначения непосредственно между правительствами двух стран. Это — продажа Ираку 36 тактических истребителей F-16 и боеприпасов к ним, включая ракеты AIM-9M «Сайдунйдер» и AGM-65 «Маверик», 141 танка M1A1 «Абрамс», 24 вертолета IA407 и 9 военно-транспортных самолетов С-130. Кроме того, Ираку Пентагоном передаются излишки оружия и военной техники на безвозмездной основе. По свидетельству Госдепа, речь идет о вертолетах OH-58 и 300 крупногабаритных бронемашинах с усиленной противоминной защитой.

Министерство обороны Ирака сообщило, что 25 марта на авиабазе Балад к северу от Багдада приземлились 4 самолета F-16, поставленных Ираку США в рамках контракта, заключенного в 2011 году. Таким образом, Багдад получил 20 F-16 из 36 заказанных.

Министерство обороны США 28 марта объявило о подписании соглашения на поставку партии многоцелевых высокомобильных бронемашин класса HMMWV для ВС Ирака. Он предусматривает поставку 150 бронеавтомобилей марки M-1151A1B1. В декабре 2014 года Госдеп одобрил поставку Ираку 1000 бронемашин M-1151A1 с навесным бронированием, 1000 12,7-мм пулеметов M2, 1000 40-мм автоматических гранатометов Mk.19, а также другого связанного оборудования, запчастей и услуг. Полная стоимость соглашения на тот момент оценивалась в 579 млн. долларов. В общей сложности с Ираком было подписано восемь контрактов на поставку 1086 бронеавтомобилей класса HMMWV.

Командующий ВВС Ирака генерал А. Х. Амин сообщил 16 марта о прибытии в страну первой партии южнокорейских самолетов Т-50 в варианте легкого штурмовика (модель FА-50) вместе с вооружением и оборудованием необходимым для эксплуатации. Всего Ирак заказал в Республике Корея 24 самолета FА-50 на сумму примерно 1 млрд долларов США.

Правительство Канады приняло решение продлить миссию военных инструкторов в Ираке до 30 июня 2017 года. Численность миссии — 230 человек.

НАТО начинает подготовку военных медиков и работы по ремонту бронетанковой техники для армии Ирака, заявил 31 марта генеральный секретарь альянса Й. Столтенберг.

В марте группа стран во главе с США, ведущих военную операцию ИГ, заявила, что освободила от боевиков 62% удерживавшихся ими ранее районов Ирака и 30% — Сирии. Кроме того, коалиция утверждает, что за период с 2014 года оказала стабилизационную, экономическую и гуманитарную помощь Ираку и Сирии на сумму более 22,2 млрд долларов. По признанию Госдепа США, в Ираке и Сирии сейчас размещены военнослужащие 23 стран-участниц коалиции (всего 9 тыс. человек). В Ираке коалиция подготовила почти 90 тыс. человек из состава различных местных сил безопасности. Кроме того, она передала 8,2 тыс. тонн военного снаряжения партнерам в Ираке и Сирии.

Сообщается, что «в Ираке существует фронда шиитскому ополчению, и фронда весьма влиятельная, пользующаяся полной поддержкой посольства США. 26 марта состоялась встреча Х. аль-Абади с руководством ополчения, во время которой он подверг критике всех тех, кто «выступает за раскол Ирака» и подтвердил неизменную поддержку всех прав, льгот и полномочий служащих в ополчении». Не секрет, что Народное ополчение, пользующееся значительной поддержкой Ирана, не всех устраивает и в самом Ираке, и за его пределами. В самом ополчении, далеко не однородном по своему составу, есть различные, не всегда совпадающие, интересы и приоритеты. Однако, его высокий моральный дух и технические возможности, численный состав и народная популярность, вполне заслуженная в боях с террористами, делают его важными стабилизирующим элементом в нынешнем сложном военно-политическом положении Ирака».

Политические наблюдатели отмечают, что «Тегеран, в отличие от Вашингтона и Эр-Рияда, планомерно создает и укрепляет лояльные себе структуры в силовом блоке Ирака». В этой связи «инкорпорация шиитской милиции в вооруженные силы страны есть очень важный и принципиальный шаг в сторону создания альтернативных военных структур именно моноконфессионального плана, которые становятся гарантом политической живучести шиитов и в то же время находятся в правовом поле».

Иракское шиитское ополчение заявило о создании специальной бригады, которая будет бороться за обладание сирийскими Голанскими высотами.

По меньшей мере, 1269 человек, подозреваемых в связях с ИГ, включая детей в возрасте до 13 лет, содержатся в заключении в Ираке без предъявления обвинений, в грязных и переполненных тюрьмах без доступа к адвокату и медицинской помощи. Об этом сообщает доклад правозащитной организации Human Rights Watch опубликованный 13 марта. В докладе, в частности, говорится: «Плачевные условия содержания в тюрьмах в Кайяре и Хаммам-эль-Алиле показывают, что иракское правительство не обеспечивает самые элементарные нормы содержания под стражей или надлежащие процедуры».

Жертвами терактов и боевых действий в Ираке в марте 2017 года среди гражданского населения стали 548 человек, 567 человек получили ранения. Об этом сообщила Миссия ООН по оказанию содействия Ираку. Наиболее сложная ситуация сложилась в Мосуле, где месяц погибли 367 и ранения получили более 174 мирных жителей. В Багдаде погибли 84 и ранения получили 246 человек. В провинции Салах-эд-Дин погибли 38 и ранения получили 69 человек, а в провинции Анбар — погибли 32, ранения получили 58 человек.

Власти Ирака не намерены просить помощи у членов ООН для расследования преступлений экстремистов из «Исламского государства», сообщил 11 марта представитель страны в ООН М. А. Альхаким.

Премьер-министр Ирака Х. аль-Абади в марте призвал сограждан, ранее бежавших из страны и нашедших убежище на территории Германии, возвращаться на родину, так как борьба с ИГ в Ираке близка к завершению. По данным МВД Германии, на территории этой страны находится около 130 тыс. беженцев из Ирака.

Более 1,6 млн иракцев вернулись в освобожденные от террористов «Исламского государства» города Ирака, сообщил 29 марта глава правительства страны Х. аль-Абади.

В марте 2017 года внутриполитическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной и нестабильной. Страна в течение длительного периода времени находится в состоянии перманентного и глубокого политического кризиса, вызванного жестким противостоянием и борьбой за власть между сторонниками различных политико-религиозных группировок и кланов. В целом внутриполитическая ситуация в стране «характеризуется достаточно высокой степенью турбулентности и непредсказуемости».

Эксперты подчеркивают, что «по мере приближения разгрома ИГ в Ираке все более остро встает проблема послевоенной политической системы. Существующее в стране политическое устройство нуждается в глубоком реформировании с целью создания стабильного государства с учетом интересов всех этносов и конфессиональных общин». В то же время имеется достаточно оснований полагать, что после разгрома основных боевых сил «Исламского государства» шиитские власти Ирака не пожелают «активно инкорпорировать суннитов во власть», что уже имело место после падения саддамовского режима в 2003 году.

В настоящее время в стране идут политические дебаты относительно возможных реформ в различных сферах жизни страны, которые тесно связаны с не прекращающейся борьбой за власть в Багдаде. При этом, как отмечают местные и зарубежные наблюдатели, в иракской политической элите «уже обозначился ряд групп с конкурирующими проектами обустройства страны». Так, проект бывшего премьер-министра Н. аль-Малики (шиита) «можно обозначить как проиранский и конфронтационный». С другой стороны, проект влиятельного шиитского проповедника и политика М. ас-Садра характеризуется «как националистический и нацеленный на национальное примирение». К тому же ас-Садр является единственным крупным шиитским политиком, который пользуется доверием у значительной части суннитской общины.

Пока не ясно, что может предложить в качестве альтернативы действующий глава правительства Х. аль-Абади, «лавирующий между интересами США и Ирана». При этом ряд политических наблюдателей считает, что Х. аль-Абади «теряет популярность». Это обусловлено как тяжелой экономической ситуацией в стране и неспособностью иракского руководства решить проблему терроризма, «остро стоящую в Багдаде и иногда проявляющуюся в южных районах страны». Что касается преимущественно суннитских северных провинций, то там недовольство населения «носит всеобъемлющий характер»  по причине того, что «правительству не удалось выработать эффективную и удовлетворяющую суннитскую общину модель раздела власти». Плюс ко всему острую борьбу с Х. аль-Абади за то, чтобы возглавить правительство ведут такие влиятельные шиитские политики как Н. аль-Малики, М. ас-Садр и лидер Высшего исламского совета Ирака А. аль-Хаким. «Эти политические лидеры не любят друг друга и во многом соперничают, но при этом каждый из них хотел бы руководить страной, оттеснив конкурентов».

Десятки тысяч иракцев, главным образом сторонники влиятельного шиитского проповедника и политика М. ас-Садра, вышли 24 марта на центральную площадь Багдада с требованиями покончить с коррупцией, административными нарушениями в государственных структурах и обвинениями в адрес власти в массовой безработице, ухудшении ситуации в сфере безопасности, экономическом и политическом кризисе, охвативших страну. Выступая перед манифестантами, ас-Садр указал на необходимость «отказаться от участия в парламентских и муниципальных выборах, если не будут выполнены их требования». При этом он подчеркнул, что «мирные демонстрации продолжатся до тех пор, пока правительство не проведет реформы», в том числе избирательного законодательства, и не распустит независимую Высшую избирательную комиссию Ирака. Напомним, что выборы в парламент и местные органы власти запланированы в Ираке на сентябрь.

8 марта Х. аль-Абади заявил, что коррупция, существующая в иракских учреждениях, более пагубна, чем террористические организации в стране, и призвал иракских политиков поставить приоритет национальных интересов над фракционными.

Значительные трудности испытывает иракская экономика. Негативное воздействие, причем очень существенное оказывает на ситуацию в этой сфере продолжающаяся война против «Исламского государства». Ущерб, который нанесла инфраструктуре Ирака война с ИГ, оценивается в 35 млрд. долларов, заявил 8 марта Х. аль-Абади.

6 марта министерства нефти Ирака и Ирана подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы урегулировать споры по поводу совместных нефтяных месторождений. Документом также предусматривается возможность строительства трубопровода для экспорта сырой нефти из месторождения Киркук, расположенного на севере Ирака. Кроме того, стороны намерены изучить перспективы проекта по транспортировке иракской сырой нефти на НПЗ в иранском Абадане. Напомним, что Ирак и Иран разделяют поля Маджнун, Абу-Грейб, Базеркан, Аль-Факках и Хана. Они содержат огромные запасы легкой сырой нефти, которые расположены близко к поверхности Земли. Запасы нефти в этих местах превышают 95 млрд баррелей. Это самый большой запас углеводородов на Ближнем Востоке. Багдад и Тегеран обвиняли друг друга, когда дело касалось общих нефтяных месторождений. Для решения этой проблемы было предложено сформировать специальный комитет.

Добыча нефти в Ираке превысила 5 млн баррелей в день, сообщил 22 марта премьер-министр Ирака Х. аль-Абади.

Ирак готов поддержать любое решение ОПЕК по стабилизации рынка нефти, в том числе продление соглашение о сокращении добычи, сообщил 26марта министр нефти страны Дж. аль-Лаиби. По его словам, «Ирак будет частью любого решения, принятого членами ОПЕК, направленного на стабилизацию рынка и снижение волатильности».

Серьезные разногласия по целому ряду финансовых, политических и военных вопросов остаются неурегулированными в отношениях между властями Иракского Курдистана и федеральным правительством в Багдаде. Жесткий спор между Багдадом и Эрбилем идет о принадлежности территорий, официально не входящих в курдскую автономию, но контролируемых курдскими силами пешмерга. Высшие руководители курдской автономии регулярно продолжают делать заявления о необходимости провозглашения независимости Иракского Курдистана. Все это усиливает напряженность между иракским правительством и властями курдской автономии.

7 марта премьер-министр Ирака Х. аль-Абади посетил Иракский Курдистан для встречи с главой региона М. Барзани. Два политика обсудили последние события операции по освобождению Мосула от боевиков ИГ и выразили удовлетворение уровнем координации и сотрудничества между армией Ирака и курдскими силами пешмерга, участвующими в Мосульской операции.

По словам курдского лидера М. Барзани, был создан новый Ирак — на основе курдско-арабского партнерства и сохранения всех их прав, но это партнерство потерпело крах из-за маргинализации курдов. Барзани также напомнил, что в новом Ираке Курдистан был лишен своей доли в бюджете страны, и, поэтому, Курдистан не несет ответственности за провал партнерств — в этом виноваты центральное правительство и «иракские фракции». Что касается независимости Курдистана, он подтвердил, что насильно заставить народы жить в пределах одной границы невозможно, и повторил, что независимость курдов будет мирным процессом. М. Барзани также коснулся вопроса будущего районов, недавно освобожденных от боевиков ИГ, заявив, что коренные жители этих районов являются единственными людьми, которые могут принимать решение о будущем своих земель.

25 марта глава правительства курдской автономии Н. Барзани заявил, что курдский регион в этом году проведет референдум о независимости. При этом он отметил, что «результат [референдума] не будет означать, что мы немедленно отправимся в путь, но он покажет, чего хочет население». Что касается отделения Курдистана от Ирака, Н. Барзани сказал, что «наша позиция заключается в том, чтобы провести серьезный диалог с Багдадом и прийти к дружественному решению».

Глава иракского правительства Х. аль-Абади заявил 31 марта, что, хотя итоги референдума в Иракском Курдистана очевидны, отделение этого региона от страны остается под вопросом. По мнению премьера, «отделение не в интересах курдского народа». Аль-Абади также считает, что в регионе сложилось негативное отношение к независимости Иракского Курдистана. И Иран, и Турция, и Сирия, в каждой из которых живет значительное число курдов, «выступают против стремления Эрбиля к независимости».

2 марта бойцы пешмерга, подчиняющиеся Патриотическому союзу Курдистана (ПСК), захватили штаб-квартиру Северной нефтяной компании в Киркуке, потребовав от центральных властей построить новый НПЗ в городе. Также был приостановлен экспорт нефти по трубопроводу в районе Киркука. Как заявили представители ПСК, эти действия «стали ответом на невыполненные обязательства со стороны Министерства нефти (Ирака), заключенные с губернатором Киркука». Характерно, что представитель регионального правительства курдской автономии назвал развертывание сил партии ПСК на объектах Северной нефтяной компании «незаконными, безответственными и провокационными».

Представитель ПСК заявил, что 7 марта, что руководство партии смогло урегулировать вопрос с Х. аль-Абади, а 8 марта власти Ирака объявили об увеличении мощности НПЗ в Киркуке на 10 тыс. баррелей в сутки.

Более серьезный конфликт возник в Киркуке по вопросу о вывешивании флагов курдской автономии на зданиях госучреждений в городе. 16 марта глава провинции Киркук Н. Карим принял решение сделать курдский вторым государственным языком в регионе наравне с арабским. Также он предложил установить на всех госучреждениях и зданиях госкомпаний курдские флаги. При этом Карим подчеркнул, что использование курдского и арабского языков гарантируется конституцией Ирака.

28 марта Совет Киркука, в который входят 26 представителей курдского населения, 9 – туркоманского и 6 – арабского, принял решение вывесить флаги курдской автономии на зданиях госучреждений. Туркоманы и арабы бойкотировали голосование. Данное решение вызвало резкое неодобрение у арабских политиков Ирака. В то же время офис президента курдской автономии М. Барзани опубликовал заявление, в котором назвал установку флагов Курдистана в провинции Киркук «нормальным и закономерным шагом». В самом Киркуке 30 марта состоялся митинг, участники которого потребовали отмены решения Совета провинции о вывешивании курдских флагов, а также потребовали отставки главы региона. 1 апреля иракский парламент наложил вето на решение Совета Киркука, в соответствии с которым над государственными учреждениями положено поднимать и курдские флаги. Курдские политики бойкотировали заседание. Парламент также постановил, что только центральное правительство в Багдаде имеет право заниматься нефтью Киркука. Представительство ООН в Ираке выступило с заявлением, в котором предупредило «против любых односторонних шагов, которые могут поставить под угрозу гармонию и мирное сосуществование» в многонациональном городе.

В марте 2017 года правительство Ирака и власти иракской курдской автономии в своей внешнеполитической деятельности продолжали курс на получение зарубежной политической поддержки и масштабной разнообразной помощи, главным образом военно-технической и военной, необходимой для противостояния боевикам «Исламского государства», улучшения экономической и социальной ситуации в стране. Особенно интенсивно развивались в марте отношения Ирака с США.

Главным событием в иракско-американских отношениях стали переговоры между президентом США Д. Трампом и премьер-министром Ирака Х. аль-Абади в Вашингтоне, состоявшиеся 20 марта. Перед этим, 6 марта американское министерство внутренней безопасности сообщило, что новый иммиграционный указ Трампа о запрете гражданам ряда стран на въезд в США не касается граждан Ирака. Со своей стороны, госсекретарь Р. Тиллерсон заявил: «Ирак — наш важный союзник в борьбе с ИГ». Иракский МИД назвал решение американской администрации «важным шагом в правильном направлении», который «укрепляет стратегический альянс между Вашингтоном и Багдадом по многим пунктам, и по их первостепенной линии — войне с терроризмом».

20 марта в Вашингтоне президент США Д. Трампа и премьер-министр Ирака Х. аль-Абади обсудили борьбу с «Исламским государством». Трамп высоко оценил усилия властей Ирака по борьбе с ИГ, а аль-Абади поблагодарил главу Белого дома за исключение Ирака из списка стран, гражданам которых, согласно указу Трампа, временно запрещен въезд в США. По итогам переговоров было сообщено, что вашингтонская администрация продолжит оказывать помощь Ираку в борьбе с ИГ, более того, она будет усилена. Кроме того, Вашингтон и Багдад будут проводить консультации по вопросам укрепления торговых связей, инвестиций, расширения совместной работы в энергетическом секторе, а также обсудят возможности для культурного и образовательного обмена. На встрече в Белом Доме Трамп также заявил, что американские войска не должны были покидать Ирак в 2011 году, так как в итоге «появился вакуум».

Администрация США пока окончательно не составила новый план по противодействию ИГ. Такое мнение выразил 26 марта Х. аль-Абади, отметив: «Я не думаю, что есть финальная версия плана, с которым бы мы все согласились, но я наблюдаю приверженность США, исходящую от администрации и Конгресса, продолжению поддержки Ирака, а также целеустремленность, направленную на уничтожение «Даиш». Как я понимаю, план еще не готов. Он все еще находится на стадии проекта».

Д. Трамп и Х. аль-Абади 29 марта в ходе телефонного разговора «подтвердили приверженность политическому, экономическому сотрудничеству и сотрудничеству в сфере безопасности в рамках соглашения о стратегическом партнерстве между США и Ираком».

«Ирак не собирается поддерживать контакты с одной из стран против другой, это касается связей Багдада с Вашингтоном и Москвой», полагает президент Ирака Ф. Маасум.

16 марта президент России В. Путин заявил, что у сотрудничества РФ и Ирака в топливно-энергетической сфере хорошие перспективы. «Видим хорошие возможности для расширения взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах, прежде всего — в топливно-энергетической». Глава российского государства заверил, что Москва «поддерживает иракские власти в их усилиях по противодействию международному терроризму и экстремизму», выступает «за сохранение единства и территориальной целостности страны при учете интересов всех этнических и конфессиональных групп».

Ирак выступает за восстановление членства Сирии в Лиге арабских государств, заявил 7 марта глава иракского МИДа И. аль-Джаафари. По его словам, «невозможно говорить о единстве арабской нации, если какой-либо из народов не имеет своего представительства». Аль-Джаафари призвал Лигу пересмотреть свое решение о замораживании членства САР, добавив, что такая позиция Багдада полностью согласуется с общим подходом иракских властей о необходимости разрешения сирийского конфликта исключительно мирными средствами.

В марте премьер-министр Ирака Х. аль-Абади принял участие в саммите ЛАГ, прошедшем в Иордании. Выступая на форуме, он призвал арабские страны «оказать помощь в восстановлении разрушенных городов и восстановлении стабильности» после выдворения оттуда террористов, указав на успехи иракских сил в борьбе с террором, достигнутых «благодаря единству страны и ее граждан». Аль-Абади сообщил, что Ирак разработал программу по восстановлению жилых построек, школ, больниц, а также промышленных объектов. Глава правительства также призвал ЛАГ занять твердую позицию в отношении суверенитета Ирака и недопустимости вмешательства в дела страны из вне. Он подчеркнул, что после выдворения боевиков Багдад готов продолжать противостояние терроризму в сотрудничестве с соседними странами, чтобы не допустить его распространение в регионе.

В итоговом заявлении саммита было подчеркнуто, что ЛАГ выступает за сохранение территориальной целостности Ирака как гаранта стабильности в регионе. «Безопасность и единство Ирака остаются краеугольным камнем для региональной стабильности». Кроме того, было обещано оказание всеобъемлющей поддержки Ираку в его борьбе с террористическими группировками и в освобождении Мосула от ИГ.

Саудовская Аравия опровергла сообщения о возможном списании долга Ирака перед королевством.

27 марта было объявлено, что Ирак получил приглашение присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества в качестве «партнера по диалогу». Данный статус предшествует началу процедуры по полноценному принятию в организацию. В Ираке «получение приглашения воспринято с большим энтузиазмом», учитывая «важное поступательное развитие этой организации, ее все более возрастающую роль на международной арене, а также то, что Ирак не придет с «пустыми руками», а обладает «огромным энергетическими потенциалом».

Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш 30 марта прибыл с визитом в Багдад, чтобы обсудить вопросы гуманитарной помощи и «на месте изучить ужасающую гуманитарную ситуацию». По словам административного главы ООН, «обеспечение безопасности мирных жителей должно быть приоритетной задачей». Гутерриш заверил иракское руководство, что ООН продолжит оказывать содействие Багдаду для преодоления гуманитарного кризиса и восстановления страны после освобождения от террористов. Делегация ООН также обсудила в Багдаде вопросы борьбы с терроризмом и конкретную гуманитарную ситуацию вокруг Мосула и в этом городе.

Активную внешнеполитическую деятельность вело в минувшем месяце руководство иракской курдской автономии.

Президент США Д. Трамп 6 марта в своем письме главе курдской автономии М. Барзани подчеркнул важность партнерства и сотрудничества с Иракским Курдистаном. Он назвал сотрудничество между Вашингтоном и Эрбилем важным для решения многочисленных проблем в будущем. Трамп также отметил, что «в тесном сотрудничестве стороны смогут сохранить взаимные интересы и установить стабильность и мир».

Начальник штаба президента Курдистана Ф. Хусейн, присутствовавший на встречах в Вашингтоне иракской делегации во главе с Х. аль-Абади, сообщил, что и президент Д. Трамп, и госсекретарь Р. Тиллерсон стремились узнать все подробности будущих отношений между Багдадом и Эрбилем в эпоху после победы над «Исламским государством».

Присутствие курдской делегации на прошедшей в марте конференции возглавляемой США международной коалиции по противодействию ИГ не должно рассматриваться как сдвиг в политике США в отношении Курдистана, сообщили в Вашингтоне.

США должны прекратить свою политику единства Ирака и вместо этого проводить две разные политики в отношении Багдада и Эрбиля, поскольку есть два разных правительства с двумя различными повестками дня, заявил 30 марта глава штаба президента Курдистана Ф. Хусейн.

30 марта президент курдской автономии М. Барзани встретился в Эрбиле с генеральным секретарем ООН А. Гутерришом. В ходе встречи Барзани заявил, что курдское правительство проведет референдум о независимости «в самое ближайшее время». В этой связи он призвал ООН продемонстрировать «понимание» по данному вопросу.

В марте Армения учредила генеральное консульство в Иракском Курдистане.

Таким образом, в марте 2017 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью и напряженностью. Страна по-прежнему находиться в состоянии затяжного и глубокого политического и социально-экономического кризиса. Между ведущими политическими группировками Ирака ведется острая, зачастую бескомпромиссная борьба за власть, что негативно сказывается на борьбе с ИГ. Продолжается вооруженное противостояние иракских властей с экстремистской группировкой «Исламское государство». Сложными остаются отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии, которые все более настойчиво заявляют о необходимости провозглашения независимого курдского государства. Следует отметить, что по мере того, как организованное сопротивление ИГ будет подавлено, внутренние противоречия и конфликты между различными политическими силами в Ираке будут обостряться.

52.53MB | MySQL:106 | 0,632sec