Турция: обзор отчёта SETAV, посвященного сирийским курдам. Часть 11

В середине 2016 года Фондом политических, экономических и социологических исследований (SETAV) был опубликован отчёт под заголовком «Организация Рабочей партии Курдистана в Сирии – Партия демократического союза (ПДС) – Отряды народной самообороны (ОНС)». Продолжаем его анализ с раздела, посвященного активности иностранных террористов в рядах курдов.

Отряды народной самообороны (ОНС) и их женское крыло (ОНСж) свою деятельность в Северном Ираке осуществляют через так называемые Силы сопротивления Синджара (ССС), состоящие приблизительно из полуторатысячного ополчения. И опять же, как отмечают авторы отчёта, наряду с подразделениями, состоящими из мужчин, существуют и женские подразделения. Общее командование структурами осуществляет Шех Халаф (Şex Xelef). В данном случае именуемые ОНСж (YPJ) – Шангала (Синджара). Эти структуры со временем взяли наименование YJE (Yekinêyen Jinên Êzidxan или Отряды езидских женщин — ОЕЖ). Во главе ССС стоит Мазлум Шенгал (Mazlum Şengal), во главе Отрядов езидских женщин – Раперин Энгизек (Raperin Engizek). Кроме того, согласно проведённым исследованиям, в операции «Сил демократической Сирии» (СДС) в Манбидже от имени езидских женщин также принимали участие женщины-террористки. Известно, что их командиром является некая представительница ОЕЖ под кодовым именем Кочбер (Koçber).

Что больше всего обращает на себя внимание в этих структурах – это то, что они сформированы из проживающего на территории Шангала религиозного меньшинства – езидов. Другой силой езидской милиции в регионе являются непримкнувшие ни к какой партии или организации, Отряды обороны Шонгала (Heza Parastina Şingal – HPŞ или ООШ). Что касается ООШ, они представляют собой самую большую езидскую силу региона, состоящую из 2500 бойцов. Действуя совместно с Отрядами народной самообороны, ценой выступлений против связанных с региональной администрацией Северного Ирака сил пешмерга, вооружив езидов собственными силами, они пытаются создать в Синджаре новый кантон. Здесь ОНС преследуют своей целью установления контроля на иракско-сирийской границе, в частности, в районе линии, соединяющей между собой Ар-Рабию и Синджар. Эта линия является ключевым участком трассы М5, являющейся осью Северной Сирии и соединяющей между собой Иракский Курдистан и сирийских курдов. С учётом географических особенностей района, а также нахождения здесь горы Синджар, с точки зрения Отрядов народной самообороны он является важной точкой, которую необходимо держать под вооруженным контролем.

Как было сказано в разделе, посвященном организационной структуре Партии демократического союза, связь между ПДС и РПК проявляет себя отчётливо. Особенно, известные в качестве вооруженного крыла Рабочей партии Курдистана Силы народной самообороны (СНС), на самом деле, играют лидирующую роль во всех других вооруженных структурах. С точки зрения авторов отчёта оценивая террористическое присутствие СНС в регионе эта правда становится ещё более отчетливой. В конце концов, в силу того, что большинство лагерей организации находится в Ираке, больше всего здесь присутствует сторонников Рабочей партии Курдистана. И ничем другим, как поддержкой, оказанной со стороны РПК, нельзя объяснить стремительное наращивание численности Партии демократического союз и Отрядов народной самообороны, сразу после старта сирийской революции.

Но кроме этого, авторы Отчёта отдельно указывают на то, что в результате курса, принятого на вооружение Турцией, по борьбе с терроризмом с 2015 года и особенно после попытки военного переворота 15 июля 2016 года, число террористов в стране резко снизилось.

С другой стороны, с 2013 года и вплоть по настоящее время число террористов в Силах народной самообороны (СНС) в общем выросло и снова это указывает на взаимовлияние и общую террористическую деятельность, которую осуществляют военизированные структуры собравшиеся под зонтиком Союза курдских общин.

Однако, как бы то ни было, самыми яркими моментами, указывающими на наличие прямой связи между РПК и ПДС являются те, что связанны с поставками вооружений. Согласно полученным данным, военная помощь, оказываемая иностранными государствами ОНС предназначалась и использовалась не только ими, но и СНС. Таким образом, военная помощь ОНС оказывала самое непосредственное влияние на осуществляемые в Турции вооруженные атаки. Согласно распоряжению, направленному в сентябре 2015 года руководством организации в адрес ПДС / ОНС, вслед за столкновениями в Айн-эль-Арабе (Кобани) террористы должны были перейти на территорию Турции. Таким образом, стало понятно, что ряды РПК в Турции усиливаются с сирийского направления.

Поскольку Партия демократический союз – Отряды народной самообороны контролируют большую часть границы между Турцией и Сирией, становится понятно, что они осуществляют помощь турецким отрядам РПК вооружениями, боеприпасами, и взрывчатыми веществами. Предполагается, что в течение 2015 года ПДС / ОНС через сирийскую границу поставили противотанковые ракеты, ручные гранаты, винтовки М-16 и автоматы АК-47, и боеприпасы к ним, тяжелые вооружения, пистолеты, боеприпасы для ПЗРК, тактическое оружие.

Как заключают авторы отчёта, результаты этого сотрудничества самым прямым образом сказались на террористической деятельности в Турции, что становится понятно при анализе ситуации в отдельных провинциях и районах юго-востока страны.

52.31MB | MySQL:103 | 0,558sec