О консультациях по Афганистану в Москве и отказе США в них участвовать

«России непонятны причины отказа США от участия в консультациях по Афганистану в Москве», — заявил 10 апреля с.г. МИД РФ. В этой связи отметим, что российские дипломаты и не рассчитывали с самого начала на участие американских представителей в данных консультациях. Выходить на новую площадку межафганских консультаций на московской площадке — значит признавать официально статус России, как одной из системообразующих сил на этом направлении, что совершенно не отвечает политике «сдерживания», которую демонстрировала и сейчас демонстрирует американская администрация. Понятно, что министр иностранных дел Афганистана прибыл в Россию на нынешний раунд межафганских консультаций (уже второй за этот год) не «от хорошей жизни», и понятно, что такая политика полностью согласована с Вашингтоном, как ближайшим на сегодня союзником. Но одно дело согласовать такие контакты с афганским партнером, и иное — самим приезжать в Москву. «Терять лицо» в нынешней попытке представить себя мировой силой с окрепшими военными мускулами Белый дом просто не может себе позволить. Можно сколько угодно с тонкой иронией рассуждать о том, что «нам непонятны» метания Вашингтона, но есть один факт, который надо учитывать. Ни на какое прямое сотрудничество с Москвой ни по одной из принципиальных тем международной политики (мы не имеем ввиду различные договора о взаимном разоружении) США сейчас не пойдут, а необходимое свое участие в таких форматах будут осуществлять либо опосредованно через различные ведомственные каналы коммуникаций, либо через своих ближайших партнеров. И это касается, прежде всего, Сирии. И в этой связи, видимо, надо взять паузу в наших постоянных дипломатических призывах «к совместным усилиям». Никаких «совместных усилий» там не будет. Понятно, что визит госсекретаря США Р.Тиллерсона никаких сдвижек в этом направлении не дал, да просто и не может дать в нынешней системе координат «брутального» внешнеполитического тренда президента Д.Трампа. Он совсем не президент Турции  Р.Т.Эрдоган, который может менять свои настроения каждую неделю. Не поймут. И не поймут, прежде всего, внутри США.

В случае с Афганистаном Вашингтон, безусловно, тревожит растущее влияние ирано-пакистанского альянса и тень России и КНР на «второй позиции». Это очевидно не тот расклад, на который рассчитывал Вашингтон, когда поддавшись убеждениям Кабула решил убрать Пакистан и Иран из внутриафганского урегулирования. Главной публичной причиной, которую американцы выдвигают, как основную в рамках своего отказа садиться за один стол с российской стороной, это «снабжение Россией оружием талибов». И еще активное участие российского спецназа в операциях непосредственно внутри Афганистана. Несколько дней назад глава полиции афганской провинции Урузган заявил, что «в труднопроходимых лесных районах были отфиксированы 11 русских военных в сопровождении 4 талибов». Выразим большое сомнение в достоверности таких сообщений. Основным раздражителем для Вашингтона являются, конечно, не «мифические спецназовцы» в гуще афганских лесов, а совсем иное. Это сам факт попыток Москвы организовать на постоянной основе широкий переговорный базис на своей площадке, с привлечением в перспективе к этому процессу и значительной части афганских талибов. То есть ровно то, что Вашингтон все это время организовать не смог. Отдельные попытки переговоров с талибами при содействии тех же катарцев всегда упиралась в главное препятствие: невозможность дальнейшего присутствия в Афганистане американских войск и их союзников по НАТО. Это было основным условием стоящего за талибами Пакистана. Это для Вашингтона неприемлемо, но Москва пытается через прямые контакты с руководством пропакистанских талибов, самим Исламабадом и Тегераном добиться на этом направлении компромисса. И появились первые сигналы о том, что талибы (то есть Исламабад) готовы пойти на компромиссные решения в рамках разделения власти с нынешним кабульским режимом. В принципе это и так уже по факту имеет место, поскольку по данным самих американцев около трети провинций Афганистана в настоящее время полностью или опосредованно контролируют именно пропакистанские талибы. То есть там или нет центрального управления, либо назначенцы из Кабула четко координируют свои действия не с центральным правительством, а с местными полевыми командирами. К этому надо прибавить проиранские «хазарейские» провинции. Вот этот вариант перехода ситуации на первом этапе достижения всеобъемлющего соглашения из положения «де-факто» в «де-юре» под эгидой Москвы более всего и пугает Вашингтон. Но не потому, что он не желает такого сценария развития ситуации. Американцам как раз уже очень сильно поднадоело находиться в Афганистане без ясных перспектив выхода из этой ситуации. Но давать в данном случае Москве «пальму первенства» они не желают. И это главная причина отказа США от участия в консультациях в Москве. В этой связи выразим свой скепсис в отношении перспектив московского формата. И не только по причине скрытой ревности американцев. В данном случае гораздо большую роль играют серьезные противоречия между Исламабадом и Нью-Дели (Индия в рамках сдерживания Пакистана в период с 2001 года передали Кабулу в виде помощи более 2 миллиардов долларов) в отношении степени своего присутствия в Афганистане; амбиции Ирана и борьба за власть внутри самого кабульского режима, и т.п. В этой связи наиболее перспективным вариантом практических действий Москвы на афганском направлении нам видится не демонстрация желания создать широкоформатные площадки, которые в большей степени имеют значение с точки зрения только «сверки часов» участников процесса и демонстрации регионального статуса России, но в практическом смысле несут в себе малую нагрузку. Оптимальным в условиях саботажа США является алгоритм двусторонних контактов с теми же талибами, пакистанцами и иранцами с целью решения основной проблемы — создание зоны безопасности по периметру границы с республиками Центрльной Азии с целью переориентирования усилий наиболее активной части талибов на внутренний фронт, и нейтрализации в этом секторе наиболее радикальных и неуправляемых групп афганского сопротивления. То есть тех, которые либо находятся под влиянием американцев, либо не желают договариваться о совместном мирном сосуществовании. Американцы завязли в Афганистане и пусть продолжают находиться  там без особых надежд на решение проблемы. Москва в данном случае должна сосредоточиться на решении конкретных задач по профилактике возможных вооруженных инцидентов на границе Центальной Азии.

52.23MB | MySQL:103 | 0,613sec