Израиль: проблемы поликонфессионального арабского города на примере Шфарама

Шфарам – небольшой город (чуть более 40 тысяч по данным на декабрь 2015 года). Это пятый по численности населения арабский город Израиля (после Назарета, Рахата, Ум эль-Фахма и Тайбе). Шфарам получил официальный статус города еще при османском владычестве (в 1910 году) и сохранил этот юридический статус при британском правлении, когда его население не достигало 10 тысяч и после достижения Израилем независимости.

Согласно археологическим данным город был основан еще до покорения Ханаана древнееврейскими племенами в середине II тысячелетия до н.э., однако первые письменные упоминания о нем относятся к первым векам новой эры. Шфарам упоминается в Талмуде, прежде всего, в качестве одного из городов, в которых заседал  Синедрион после разрушения Иерусалима римлянами в 70 г.н.э. Еврейское население сохранялось в Шфараме на протяжении долгих веков после этого. Однако в XVI веке древний город пришел в глубокий упадок. Новый виток его развития связан с именем бедуинского правителя Галилеи Дахра эль-Омара, который в XVIII веке сделал Шфарам своей столицей. К тому же периоду относится и реконструкция сохранившейся до наших дней древней шфарамской синагоги.

В XIX веке большинство населения Шфарама составляли христиане, однако, помимо них имелись и три других конфессиональных общины – евреи, мусульмане и друзы. Все они зарабатывали на жизнь главным образом сельским хозяйством. В середине XIX в. к старожильческому еврейском населению Шфарама присоединилось 30 семей еврейских репатриантов из Марокко, однако два десятилетия спустя им пришлось покинуть этот город из за грабежа и нападений со стороны местных христиан, которым евреи были вынуждены продать свою недвижимость. Еврейская община Шфарама начала быстро сокращаться. В 1900 году иерусалимская газета «Хавацелет» опубликовала статью под кричащим заголовком «Шфарам перед угрозой исчезновения» и с призывом помочь этой древней общине выжить.

Согласно переписи, проведенной англичанами в 1920 году, в Шфараме жили 1500 христиан, 400 мусульман, 300 друзов и 80 евреев. В поисках работы евреи продолжали покидать Шфарам и в британский период, переезжая главным образом в Хайфу. По данным 1945 года, среди  3640 жителей Шфарама оставалось только 10 евреев. В 1947 году, накануне Войны за Независимость этот город покинули последние евреи. При этом 7621 дунам (1 дунам = 10 соткам) из 97 268 дунамов сельскохозяйственных земель, приписанных к Шфараму, остались в собственности еврейских владельцев. В ходе войны Шфарам покинули почти все мусульмане, и он стал христианским городком с друзским меньшинством. Однако в дальнейшем миграция мусульман из других мест Галилеи (в частности бедуинского племени Араб аль-Самания) и более высокие темпы естественного прироста среди них, чем среди христиан, привели к тому, что в Шфараме образовалось мусульманское большинство. По данным декабря 2015 года, 59,2% жителей города были мусульманами, 26,5% — христианами, а 14,3% — друзами. Это находит свое отражение в местной политике. С 1969 года все мэры Шфарама были мусульманами.

Представители различных конфессиональных общин Шфарама живут в исторически сложившихся раздельных кварталах. Помимо, своих сугубо культовых учреждений, они имеют и свои разделенные по конфессиональному признаку молодежные движения («скауты»). Несмотря на то, что израильское Министерство просвещения поддерживает единую сеть учебных учреждений с арабским языком преподавания, де-факто до определенной степени существуют и разделенные по конфессиональному признаку школы. Помимо того, что различные конфессиональные группы концентрируются в разных районах города (и соответственно преобладают в тех или иных школах по месту жительства), христиане традиционно предпочитают давать своим детям образование в признанных государством церковных школах. В этом смысле показательно то, что действующая в Шфараме школа «Тамрат аль-Зейтун» считает нужным особо сообщить о себе, что она не только единственная арабоязычная антропософская школа, но и то, что в ней учатся вместе дети из мусульманских, христианских и друзских семей и отмечают праздники всех трех религий.

Несмотря на то, что в целом три конфессиональных общины города уживаются между собой достаточно мирно, межобщинная напряженность в нем присутствует. Так в июне 2009 года в Шфараме происходили массовые столкновения между друзами и христианами, сопровождавшиеся поджогом автомобилей и магазинов. Израильской полиции пришлось перебросить в город для подавления этих беспорядков значительные силы.

Конфессиональные различия между различными общинами города усиливаются тем, что друзы, в отличие от мусульман и христиан, в обязательном порядке призываются на службу в ЦАХАЛ. Например, уроженцем и жителем этого города является полковник Расан Алиан, первый нееврей, ставший командиром элитной пехотной бригады «Голани» (в 2014-2016 гг.), а ныне занимающий пост командующего пехотными и парашютно-десантными войсками ЦАХАЛа. В данном контексте уместно напомнить о том, что в Шфараме, в отличие от других арабских городов, имеется квартал демобилизованных военнослужащих ЦАХАЛа, участки под застройку которого были выделены государством на льготных условиях. Естественно, живут в этом шфарамском квартале почти исключительно друзы.

В последние годы все больше молодых христиан из Шфарама идут на службу в ЦАХАЛ добровольцами, что вызывает дополнительную напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, большинство которых активно выступают против службы в ЦАХАЛе. В городе произошло в июне 2015 года нападение мусульманской толпы на солдата-христианина, которому, к счастью, удалось спастись. В этой связи православный священник отец Гавриэль Надаф, являющийся духовным лидером организации «Форму за мобилизацию христианской общины», выступил с особым заявлением в поддержку христиан Шфарама, идущих на службу в ЦАХАЛ, и призвал израильские власти активнее вмешаться в происходящее в Шфараме, чтобы защитить их.

Шфарам фактически представляет собой часть Хайфской городской агломерации. Его непосредственным соседом с запада является еврейский город Кирьят-Ата. Работа в еврейских населенных пунктах является основным источником дохода местных жителей. Это обуславливает тесную связь жителей Шфарама, независимо от их конфессиональной принадлежности, с евреями. В таких условиях сохранившаяся до сих пор в старой части города синагога приобретает для современного Шфарама символическое значение. Ее посещают еврейские экскурсанты из других городов. Время от времени в ней проводят религиозные церемонии потомки шфарамских евреев, живущие теперь в других городах. При этом ключи от синагоги с тех пор, как еврейские жители покинули город, хранятся у живущей рядом с ней мусульманской семьи. В 2006 году тогдашний мэр Шфарама, мусульманин Урсан Ясин публично выразил надежду, что когда-нибудь евреи еще вернутся и снова будут жить в Шфараме. А последний по времени ремонт шфарамской синагоги был проведен в 2014 году старшеклассниками средних школ Шфарама, принадлежащими к трем различным конфессиональным группам, составляющим нынешнее население города.

62.83MB | MySQL:102 | 0,650sec