Алжир намерен использовать против Марокко позицию ЕС

Алжирское руководство намерено воспользоваться для борьбы против влияния Марокко в Магрибе ужесточение позиции Евросоюза по западно-сахарскому вопросу.

Необходимо напомнить, что на протяжении 2016 года Брюссель усилил нажим на Рабат относительно необходимости «деколонизации Западной Сахары». В частности, он принял целый ряд мер, направленных на ограничение и даже запрещение осуществления там экономико-хозяйственной деятельности, касающейся марокканских и европейских компаний, а также структур всех стран, которые будут вести там работы, подписав соответствующие соглашения с властями Королевства.

Эти действия касаются не только добычи полезных ископаемых на западно-сахарской территории, но и вылова рыбы в прибрежных водах.

Данные меры увенчало постановление Европейского суда от 21 декабря 2016 года, согласно которому «по Уставу ООН, Западная Сахара не является частью суверенной территории Марокко, и что в силу принципа самоопределения наций действие договоров и соглашений об ассоциации и либерализации торговых отношений между ЕС и Марокко здесь не применяются без согласия самих западносахарцев де-юре и де-факто».

В Алжире этого решение горячо приветствовали и расценили как «пощечину самому королю Мухаммеду VI», усмотрев в этом «приближающуюся ссору Марокко и Запада».

Следует заметить, что тогда комиссар ЕС в области торговли Сесилия Мальмстром утверждала, что отныне Брюссель будет внимательно отслеживать ситуацию и применять меры в отношении нарушителей вне зависимости от их юрисдикции и значимости. Соответственно, против нарушителей будут приняты серьезные действия вплоть до ограничения их работы на территории самого Европейского союза.

В этом можно усмотреть недвусмысленную угрозу саудовским компаниям, которые заметно выделялись в этом отношении на фоне всех остальных зарубежных структур, помогающих Марокко развивать экономику в Западной Сахаре и осуществлять там хозяйственную деятельность.

При этом согласно еврокомиссару Сесилии Мальмстром, переговоры по выработке всеобъемлющего соглашения о свободной торговле между Евросоюзом и Марокко «в настоящее время приостановлены без указания конкретной даты их возобновления».

Основанием для принятия такого решения стало, согласно официальному заявлению Брюсселя, то, что «ЕС поддерживает усилия генерального секретаря Организации Объединенных Наций в целях достижения справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое позволит народу Западной Сахары самоопределиться в контексте договоренностей и в соответствии с принципами и целями Устава ООН».

Однако на этом действия Евросоюза в отношении Марокко не ограничились. В начале 2017 года он предпринял ограничительные меры в отношении Рабата на энергетическом направлении.

Согласно алжирским источникам, комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете указал, что с марта текущего года соответствующие торговые ограничения будут распространены и на взаимодействии Брюсселя с Рабатом в сфере возобновляемых источников энергии, которое будет осуществляться в соответствии с международным правом.

На подобные меры Евросоюз пошел после соответствующего решения депутатов Европейской Комиссии.

Это может быть достаточно чувствительным «предостережением» для Марокко с учетом отсутствия у него собственных крупных месторождений нефти и газа.

В Алжире произошедшее расценили как «очень серьезную меру воздействия», равносильную введению ограниченных санкций.

При этом его руководство воспринимает решение Брюсселя победой собственной дипломатии.

Необходимо напомнить, что почти на всем протяжении независимости современного Алжира его лидеры пытаются противодействовать политике Марокко в отношении Западной Сахары и закреплению данной территории за ним с целью ослабления королевства как своего регионального конкурента.

При этом на территории АНДР продолжают находиться лагеря западно-сахарских беженцев «сахрави» (главным образом, в провинции Тиндуф), в которых проживают десятки тысяч человек, многие из которых в действительности служат замаскированными базами подготовки сторонников Фронта ПОЛИСАРИО, руководство которого неоднократно (и явно с алжирского одобрения) угрожало Рабату возобновлением боевых действий.

Наряду с этим алжирское руководство считает своим достижением то, что в последние годы представители стран Запада и влиятельных международных организаций все чаще посещают беженские лагеря на своей территории и при этом делают все более явные антимарокканские заявления.

Вместе с тем, лидеры АНДР отмечают, что без усиления дальнейшего нажима на Марокко, «пользующегося поддержкой Израиля и Саудовской Аравии, проблема не будет решена».

В этих условиях они намереваются усилить пропагандистскую работу против Рабата прежде всего в государствах ЕС и Африканского союза, мобилизовав для этого дипломатический ресурс и СМИ.

В частности, Алжир планирует запустить против Марокко новую волну проплаченных публикаций в европейской прессе о «страданиях народа сахрави под оккупационной властью», о «насилиях над местными западно-сахарскими активистами» (особенно женщинами) со стороны силовиков и т.д.

Дипломаты и журналисты должны будут держать данную проблему «на слуху» с целью, чтобы Марокко ассоциировался в мире с Ираком «времен Саддама Хусейна, захватившего Кувейт».

Параллельно алжирские власти продолжают вкладывать ресурсы в повышение боеспособности сил Фронта ПОЛИСАРИО. Несмотря на то, что пока вооруженный сценарий развития ситуации не рассматривается ими как основной, тем не менее, оно не исключает его использование в принципе в том случае, если политико-экономический нажим на Марокко не даст должного результата. И тогда боевики Фронта ПОЛИСАРИО могут напомнить миру о существовании западносахарской проблемы своими вылазками, чтобы показать «несправедливость» пребывания своей родины «под оккупационной властью».

Впрочем, пока вероятность такого развития ситуации остается достаточной низкой, поскольку алжирское руководство полагает, что в конечном итоге король Марокко не сможет бесконечно долго бороться против усиливающегося международного давления.

Тем не менее, в своих оценках алжирская сторона не учитывает наличие другого «секретного» оружия Мухаммеда VI. Во-первых, это использование «турецкого стиля» в отношениях с ЕС. Он предполагает применение в случае усиления давления против Рабата «беженцев» в том случае, если он как можно шире откроет перед ними собственные «миграционные» ворота в Европу из Африки.

Несмотря на то, что Его Величество будет максимально долго воздерживаться даже от гипотетического использования такого козыря, полностью отрицать такую возможность все же нельзя.

И, наконец, нельзя исключать, что в ответ на требования «деколонизации» со стороны ЕС он не потребует у него возвращения Испанией как члена этой организации городов Мелилья и Сеута на североафриканском побережье, вопрос о принадлежности которых он не поднимал открыто, поскольку прежде его отношения с Евросоюзом считались близкими к «союзническим».

56.04MB | MySQL:117 | 0,815sec