Оценки китайских специалистов колесных боевых машин, выпускаемых ОПК ОАЭ

По информации специализированного китайского издания «Танки и бронемашины» с декабря 2016 г. на вооружение ВС Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) приняты легкие колесные боевые бронированные машины (ББМ) «Ажбан» с колесной формулой 4х4, предназначенные для подразделений Сил специальных операций. ББМ «Ажбан» разработаны на базе машин типа «Нимр» («Тигр») и представляют собой многофункциональную мобильную платформу, разработку которой арабские специалисты начали еще в 90-е гг. прошлого столетия в сотрудничестве с конструкторами «Горьковского автозавода».

Первая сборочная линия ББМ типа «Нимр» была расположена в г. Дулейл в Иордании. В 2000 году научно-исследовательская организация в области обороны из Иордании King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) и компания Bin Jabr Enterprises из ОАЭ создали совместное предприятие Tawazun, которое впервые представило ББМ  «Нимр» с колесной формулой 4х4 на международной выставке IDEX в 2001 г., а версию 6х6 уже в 2005 г.

В 2011 году СП Tawazun построило завод на территории ОАЭ, на котором проводились опытно-конструкторские и испытательные мероприятия в интересах официального Абу-Даби. Первый экспортный контракт на поставку ББМ «Нимр» был заключен в июле 2012 г с Алжиром, благодаря которому компания-производитель смогла построить и запустить к декабрю 2015 г. новое сборочно-испытательное предприятие площадью 37500 кв. м. По данным китайских источников, по состоянию на февраль 2017 г. выпущено около 1500 БМ на платформе «Нимр».

Тактико-технические характеристики (ТТХ) ББМ «Ажбан»:

– длина: 5,2 м;

– ширина: 2,095 м;

– высота: 1,895 м;

– расстояние между осями: 3,3 м;

– дорожный просвет: 450 мм;

– максимальная глубина преодолеваемого брода: 1 м;

– максимальная высота вертикального препятствия: 0,4 м.

Кроме базовой версии в подразделения ВС ОАЭ поставляют несколько модификаций (таблица 1).

Таблица 1

ТТХ ББМ «Ажбан

 

Модель/характеристика Ажбан 420 Ажбан 440 Ажбан 440А Ажбан 450 Ажбан ISV
Длина (м) 5,65 5,65 5,65 5,65 5,73
Ширина (м) 2,3 2,3 2,3 2,3 2,69
Высота (м) 2,1 2,1 2,2 2,1 2,7
Полезная нагрузка (кг) 3500 2500 1000 2000 1000
Общий вес (кг) 9000 9000 9200 9000 10500

 

Самая большая в модельном ряду ББМ «Ажбан» ISV предназначена для перевозки 10 военнослужащих десанта. Общими моментами для всех ББМ рассматриваемой модели является возможность установки пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм на поворотные основания, позволяющие вести огонь в любом направлении.

В качестве силового агрегата выбран рядный шестицилиндровый дизельный двигатель объемом 6,7 литра с турбонаддувом и промежуточным охлаждением ISBe 300 (мощность 296 л.с при 2100 об/мин) производства американской компании «Камминс», который агрегатирован с автоматической коробкой переключения передач Allison SP3000 (пять передач вперед одна назад). Следует отметить, что при емкости основного топливного бака в 180 л запас хода составляет 650 км, а при наличии трех дополнительных канистр емкостью 19 л. каждая данный показатель может превысить 700 км.

Максимальный крутящий момент в 1100 Н/м достигается уже при 1200 об/мин. Независимая подвеска бронемашины состоит из винтовых пружин и гидравлических амортизаторов, устанавливаемых на ББМ серии «Нимр», что обеспечивает высокие характеристики по проходимости на бездорожье.

По данным китайских источников, в трансмиссии ББМ «Ажбан» применяется развитая система межосевых блокировок, которые позволяют действовать в самых тяжелых условиях. Кроме того, ББМ серии «Ажбан» оснащены центральной системой подкачки колес, которая позволяет регулировать давление в шинах и тем самым повышает проходимость на песчаном грунте.

Также для нужд ВС предприятия ОПК ОАЭ выпускают и ББМ серии «Хафит», сравнительные ТТХ которых представлены в таблице 2.

Таблица 2

ТТХ БМ серии «Хафит»

 

Модель/характеристика Хафит 620

 

Хафит 640А Хафит APC
Длина (м) 6,9 6,9 6,45
Высота (м) 2,3 2,2 2,3
Ширина (м) 2,1 2,1 2,455
Полезная нагрузка (кг) 5000 2400 нет данных
Общий вес (кг) 13000 нет данных 15000
Запас хода (км) 600 600 600
Максимальная скорость по шоссе (км/ч) 110 110 100
Назначение Грузовой автомобиль с бронированной кабиной и открытым кузовом Бронированный тягач с кабиной на 6 человек и стрелковым вооружением как платформа для оружейного модуля Бронетранспортер для перевозки 10 военнослужащих

 

В качестве силового агрегата используется практически аналогичный используемому на ББМ «Ажбан» американский двигатель мощностью 360 л.с. Крутящий момент передается на более производительную АКПП Allison SP3200.

Бронезащита ББМ серии «Хафит» соответствует требованиям стандарта ВС стран-членов НАТО STANAG 4569 уровня 4, т.е. защищает экипаж и десант от обстрела из тяжелого пулемета калибра 14,5х114 мм с расстояния 200 метров и более. Противоминная защита данных ББМ выполнена в соответствии с требованиями уровня 3А/Б, т.е. обеспечена безопасность экипажа/десанта при подрыве на фугасах весом до 8 кг в тротиловом эквиваленте.

Кроме того, на данных ББМ могут быть установлены дополнительные системы активной защиты от обстрела из ручных противопехотных или противотанковых гранатометов.

В качестве вооружения на крыше указанных ББМ могут быть установлены пулеметы калибров 5,56х45 мм, 7,62х51 мм, 12,7х99 мм, а также автоматические гранатометы калибра 40х53 мм.

Интерес китайских специалистов прикован к оружейному модулю под обозначением MPCS производства европейской компании MBDA, который устанавливается на ББМ «Хафит 640А». Данный модуль включает поворотную платформу с пусковыми направляющими для зенитных управляемых ракет (ЗУР) типа «Мистраль» или противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Милан», систему опознавания «свой-чужой», оптико-электронную систему, систему управления огнем.

По данным Emirates Defense Industries Company, ЗУР «Мистраль» позволяют поражать самолеты и вертолеты на дальностях 6 и 4 км соответственно, а одна батарея в составе шести указанных ББМ способна одновременно обстреливать 24 воздушных цели, тогда как на транспортных машинах будет размещено еще 48 ракет боекомплекта дополнительно. В отношении ЗУР известно, что лазерный взрыватель обеспечивает подрыв боевой части весом 3 кг в 50 см от цели. При таком расстоянии 185 поражающих элементов диаметром 2,5 мм способны пробить стальной лист толщиной 6 мм.

Примером перспективных разработок арабских конструкторов является ББМ «Хафит 640», которая представляет собой бронированную мобильную платформу для пусковых установок ЗУР в количестве 16 единиц и  ПТУР в количестве 2 единиц. Основное предназначение данной машины – борьба с низколетящими самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами противника при сопровождении колонн бронетехники на марше. Однако  поскольку в состав вооружения входят и ПТУР, то это указывает на попытку инженеров учесть возможность встречи с бронетехникой противника.

Кроме того, в качестве вооружения на данные ББМ может быть установлен оружейный модуль с дистанционным управлением TRT-R30MK или TRT-25 производства корпорации ВАЕ Systems, оснащенный автоматическими пушками калибра 30 или 25 мм. При создании модулей западные конструкторы учитывали необходимость применения вооружения ночью и по этой причине оснастили их высокоэффективными оптико-электронными системами, которые позволяют гарантированно поражать подвижные цели на дальности до 2500 м.

Данные бронемашины активно применяются в Йемене подразделениями ВС ОАЭ и КСА. В свою очередь, отряды хоуситов активно применяют для борьбы с ними ручные противотанковые гранатометы советского/российского или китайского производства, которые позволяют гарантированно поражать рассмотренные ББМ в условиях боя в населенном пункте или на открытой местности.

Китайские специалисты отмечают, что арабские конструкторы так и не переняли всеобъемлющий подход российских конструкторов бронетехники, что обуславливает недостаточную эффективность ББМ производства ОАЭ в сравнении с российскими ББМ «Тигр», «Тайфун-У», «Тайфун-К» и «Скорпион».

52.2MB | MySQL:103 | 0,489sec